- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иракский разлом в турецко-американских отношениях

Турция продолжает рассматривать США в качестве главного стратегического партнера в политической, экономической, военной областях, а также в сфере безопасности. Это обусловлено зависимостью Анкары от американских поставок вооружений и военной техники, поддержкой Вашингтона в вопросах предоставления кредитов МВФ и Всемирного банка на программу стабилизации национальной экономики, лоббированием администрацией США интересов Турции в вопросах ее интеграции в Европейский союз, обещанием Белого дома предоставить турецкому бизнесу выгодные проекты и контракты в процессе послевоенного обустройства Ирака. Анкара тесно связана с Вашингтоном обязательствами и в рамках блока НАТО, который она считает единственным отлаженным механизмом обеспечения глобальной и региональной безопасности с реальной возможностью применения силы в случае необходимости.

Вместе с тем в последнее время турецко-американские отношения существенно осложнились. Вашингтон выражает недовольство по поводу недостаточной поддержки Анкарой операции в Ираке, жесткой критики действий американской администрации в процессе его послевоенного обустройства, включая подготовку, проведение и результаты парламентских выборов. Раздражение американцев вызвали неуступчивость нынешнего турецкого руководства в вопросах усиления авиационной группировки ВВС США на базе Инджирлик, что на Средиземноморской побережье Турции, а также дислокации 18 тысяч американских солдат в приграничных с Ираком районах. Администрация США не удовлетворена сдержанной реакцией руководства Турции на предложенный ею проект «Большой Ближний Восток», расширением отношений Анкары с Дамаском и Тегераном.

В свою очередь, Анкара указывает Вашингтону на непоследовательность его линии в курдском вопросе. Несмотря на признание американцами Рабочей партии Курдистана (РПК), новое название Народный конгресс Курдистана (KONGRA-GEL), террористической организацией, США фактически отказались от проведения обещанных ими операций против ее боевиков на севере Ирака. Вашингтон, по мнению Анкары, по сути, занял примиренческую позицию в отношении курдских экстремистов, ограничившись политико-дипломатическим давлением на эту организацию. Более того, по данным турецких спецслужб, уполномоченные американской стороной представители ведут с ее руководителями сепаратные переговоры, о содержании и результатах которых турецкая сторона не информируется. В турецком руководстве полагают, что таким образом американцы намерены сохранить боевой потенциал организации для его возможного использования в зависимости от развития ситуации в послевоенном Ираке, в частности, на севере этой страны.

При этом уровень и глубина возникших разногласий позволяют, на наш взгляд, говорить сегодня не столько о некоторых естественных между союзниками и партнерами «нестыковках» в оценках глобальных и региональных проблем, сколько о четко обозначенной тенденции к росту недоверия в отношениях между Анкарой и Вашингтоном.

Своеобразным катализатором ее возникновения стали подготовка, проведение и последствия военной операции США против Ирака. В январе 2003 года в разгар подготовки Вашингтона к силовой акции против Багдада Анкара усилила свои заявления о необходимости осуществления любых действий против режима Саддама Хусейна на основе решений СБ ООН и начала активную челночную дипломатию в регионе, целью которой является урегулирование иракской проблемы политическими средствами. В орбиту челночной дипломатии были включены Сирия, Иордания, Египет, Саудовская Аравия и Иран, а также Ирак. Был организован ряд встреч (первая из них по инициативе Турции в Стамбуле) на уровне министров иностранных дел и председателей парламентов этих стран, посвященных совместному решению иракской проблемы. Кроме того, государственный министр Турции Кюршад Тюзмен посетил Ирак с личным посланием главы турецкого правительства и имел двухчасовую беседу с Саддамом Хусейном. Примечательно, что в этот же период отмечается активизация телефонной дипломатии между Анкарой и Москвой. В ходе телефонных переговоров на самом высоком уровне обсуждалось развитие ситуации вокруг Ирака, отмечались совпадение позиций России и Турции по вопросу о путях урегулирования кризиса, необходимость координации действий двух стран по этой проблеме, значимость позиции стран региона для решения иракской проблемы.

В конце января 2003 года в Анкаре впервые в заявлении лидера правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) Реджепа Тайипа Эрдогана прозвучала самая резкая оценка действий США в отношении Ирака. Элементарный анализ внутриполитической ситуации в Турции на тот период говорил о том, что именно он в ближайшее время возглавит турецкое правительство, причем на длительный срок, с учетом большинства представителей его партии в парламенте. Американская дипломатия, думаю, по причине излишней самоуверенности, недооценила этот факт, а потому не обратила должного внимания на это заявление. Эрдоган, выступая перед членами своей партии, подчеркнул, что акция, начавшаяся как борьба с международным терроризмом, вышла из всяких границ, и призвал США прислушаться к требованиям мировой общественности и сохранить мир.

Примечательно, что позицию высшего военно-политического руководства Турции в отношении необходимости мирного урегулирования иракского кризиса активно поддержало население страны. Согласно результатам проведенных в тот период многочисленных социологических исследований, более 90 процентов турецких граждан выступили против войны в Ираке. Представители 20 крупнейших общественных организаций Турции провели по всей стране массовые демонстрации и призвали США отказаться от военной операции против Ирака. Был сформирован «поезд мира», который отправился в провинцию Адана, где находится самая крупная военная база Инджирлик, используемая ВВС США и Великобритании для контроля над территорией Ирака. Председатель Великого национального собрания Турции Бюлент Арынч встретился с группой сторонников политико-дипломатических методов урегулирования ситуации вокруг Ирака. По итогам встречи он заявил, что турецкий парламент сделает все, чтобы страна не была втянута в военную операцию против Ирака.

Тем не менее Вашингтон продолжал предпринимать попытки склонить Турцию к широкомасштабному участию в военной акции против Ирака. Возросла интенсивность двусторонних контактов и переговоров. В качестве одного из важных этапов такой работы следует рассматривать визит в феврале 2003 года в США министра иностранных дел Турции Яшара Якыша. К этому времени американские военные эксперты сделали окончательный вывод о том, что «только полномасштабная поддержка Турцией силовой акции против Ирака может оказаться решающим условием быстрого и полного успеха Пентагона». Важнейшим же компонентом такой поддержки должна была стать дислокация на турецкой территории воинского контингента США для открытия «северного фронта». В соответствии со статьей 92 конституции Турции, вопросы объявления войны, направления войск за границу, а также дислокации на турецкой территории иностранных военнослужащих входят в прерогативу парламента республики. Об этом в одном из своих заявлений напомнил и президент Турецкой республики Ахмет Недждет Сезер.

Переговоры Якыша в США были сложными. Американцам не удалось склонить турецкую сторону к выполнению своих требований, хотя в ходе переговоров Вашингтоном и был задействован мощный финансовый рычаг. Президент США Буш пообещал предоставить Анкаре безвозмездные субсидии в размере 6 млрд долларов и гарантии коммерческих кредитов на сумму 20 млрд долларов. Тем не менее глава турецкого внешнеполитического ведомства по возвращении из США заявил, что прохождение решения о размещении американских войск на турецкой территории будет очень сложным.

Предложения Вашингтона были тщательно обсуждены на многочасовом заседании правительства Турции. Заместитель премьер-министра страны Мехмет Али Шахин, давая оценку этим дебатам в правительстве, заявил, что Турция извлекла урок из войны в Персидском заливе в 1991 году и не желает снова быть жертвой в результате военной акции США против Ирака. Касаясь урока, который Турция извлекла из первой войны в Персидском заливе, напомним, что поддержка в ней американцев обернулась для турецкой стороны только материальными убытками, в том числе в экологической сфере, на сумму 50 млрд долларов. Вашингтон неоднократно обещал компенсировать их, однако спустя 14 лет обещания так и остались на бумаге. Наученная горьким опытом, Анкара заявила о необходимости направления в этот раз США пакета условий, включающего политические, экономические и военные требования Турции. Только после получения на него определенного ответа в письменном виде турецкая сторона считала бы возможным для себя приступить к обсуждению вопроса о размещении на территории страны американских войск. Наряду с этим лидер правящей ПСР Р.Т. Эрдоган, выступая перед жителями черноморского города Ризе, заявил, что этот вопрос должен рассматриваться в рамках международного права и резолюций СБ ООН.

Однако, несмотря на целый ряд «осечек» в процессе подготовки Турции к принятию позитивного для США решения по вопросу дислокации своих войск на турецкой территории для участия в военной операции против Ирака, Вашингтон продолжал «лобовое» давление с целью добиться выполнения своих требований. В результате проект закона о разрешении на дислокацию американских войск на турецкой территории был вынесен 1 марта 2003 года на голосование в парламент. Законопроект не набрал требуемого в соответствии с конституцией страны для его одобрения абсолютного большинства голосов депутатов. О неожиданности для американской администрации такого итога голосования говорит тот факт, что ведущие телеканалы США CNN, MSNBC, Fox News после окончания дебатов в турецком парламенте, не дожидаясь окончательного объявления результатов, поспешили сообщить о «большом успехе команды Буша». Крупнейшие турецкие средства массовой информации, в частности, газета «Миллиет», охарактеризовали голосование как «холодный душ для Вашингтона», назвав его историческим свидетельством того, что Турция умеет отстаивать свои истинные национальные интересы. Анкара, пожалуй, впервые в истории турецко-американских отношений заставила Вашингтон уважать себя как партнера и союзника по НАТО.

Вашингтон, заявив официально об уважительном отношении к решению турецкого парламента, не удержался от резких высказываний в адрес политического и военного руководства Турции. Первый заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц назвал отказ от размещения на турецкой территории американских войск и запрет Пентагону использовать турецкие базы для нанесения ракетно-бомбовых ударов по иракским объектам большой ошибкой и добавил: «Нынешнее правительство Турции не знает, что делает».

Более того, США не ограничились заявлениями и резкими высказываниями. Несмотря на декларацию уважительного отношения к решению турецкого парламента и обещания не вводить каких-либо санкций против Турции, Вашингтон не удержался от ответного «укола». 5 марта 2003 года конгресс США принял закон о снижении таможенных пошлин на импорт ряда товаров из Пакистана, а также утвердил обычные правила торговых отношений с Сербией и Черногорией. Иными словами, американские законодатели предоставили этим странам в торговле режим благоприятствования. В то же время в отношении турецких товаров конгресс с подачи администрации не одобрил законопроект, суть которого сводилась к введению специальных пониженных таможенных пошлин на импорт товаров, произведенных в так называемых промышленных зонах Турции, хотя предварительная договоренность об этом уже имелась.

Кроме того, в мае 2003 года посол США в Анкаре Роберт Пирсон передал в турецкий МИД ноту, в которой отмечалось, что Вашингтон недоволен деятельностью руководства генерального штаба вооруженных сил Турции. В документе говорилось, что расположенные в соответствии с предварительной договоренностью в Северном Ираке турецкие подразделения не оказывают помощь американским войскам. Раздражительными и недопустимыми, по мнению Пентагона, являются также постоянные требования к американскому военному руководству информировать турецкий генштаб о ситуации в Северном Ираке и напоминания об обязательствах Вашингтона по урегулированию курдской проблемы в этом районе. Начальник генштаба Турции армейский генерал Хильми Озкек, отвечая на критику Вашингтона, заявил, что приложит все усилия для сохранения стратегического партнерства с США. Вместе с тем он подчеркнул: «Наступили другие времена и условия, мир изменился. И это должны осознать наши партнеры».

Тем не менее, несмотря на попытки Вашингтона и Анкары нормализовать двусторонние отношения, в июле 2003 года в городе Сулеймания, что на севере Ирака, произошло неординарное событие. Впервые в истории НАТО американцы совершили вооруженное нападение на казарму с военнослужащими своего союзника по альянсу. В результате нападения американского спецназа на турецкую миссию связи, открытую в Северном Ираке по согласованию с Вашингтоном, были арестованы 11 турецких офицеров. Они с наброшенными на головы мешками находились в плену более 60 часов. По мнению политологов, это «нанесло туркам, которые относятся к своим военнослужащим с глубоким уважением, тяжелую и глубокую рану». Инцидент разбирался на самом высоком уровне, включая вице-президента США Д. Чейни. «Это совершенно отвратительно» — так охарактеризовал инцидент глава турецкого правительства Р.Т. Эрдоган. «Никто не смеет оскорблять честь Турции. В этой истории проигравшей стороной стали США, а не Турция. Вашингтон, которому необходима поддержка Турции, совершил большую ошибку. С освобождением наших военнослужащих это дело не завершилось» — заявил в жесткой форме на заседании парламента страны глава турецкого дипломатического ведомства Абдуллах Гюль. По Турции вновь прокатилась волна антиамериканских митингов.

Для расследования инцидента была создана специальная турецко-американская комиссия. Официальных извинений со стороны Вашингтона за безосновательные действия в отношении турецких военнослужащих не последовало, что еще более усугубило и без того высокий уровень негативного отношения к США среди населения Турции. Совместная комиссия ограничилась лишь заявлением о необходимости улучшения координации действий представителей США и Турции в Северном Ираке с целью избежать подобных конфликтов в будущем.

Однако, как показало дальнейшее развитие ситуации в Ираке, в частности, подготовка и проведение парламентских выборов, наладить такое взаимодействие между Анкарой и Вашингтоном так и не удалось. Так, в ходе формирования Переходного правящего совета Ирака американцы вычеркнули из его состава предварительно согласованную с турецкой стороной кандидатуру лидера Туркменского фронта Санана Ахмета Агу. А ведь эта организация представляет интересы почти полумиллиона этнически близких туркам иракских туркмен, проживающих в районе нефтяной столицы Северного Ирака — города Киркука. Во время подготовки к парламентским выборам США неоднократно обещали турецкой стороне, в соответствии с существующими договоренностями, сохранить сложившийся в этом районе хрупкий этнический баланс между курдами, арабами, туркменами и самой малочисленной группой христиан-ассирийцев, а также до выборов предпринять конкретные меры по разоружению боевиков Народного конгресса Курдистана (KONGRA-GEL).

Однако договоренности Вашингтоном вновь не были выполнены. Это стало основанием для резких оценок турецкими руководителями действий американской администрации на иракском направлении. Турция не признала выборы справедливыми, указав на многочисленные нарушения в ходе их проведения, в частности, на ущемление прав туркменской общины. Глава турецкого правительства Р.Т. Эрдоган, выступая 1 февраля 2005 года на заседании парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития, где была дана оценка выборам в Ираке, вновь подверг резкой критике политику США по послевоенному обустройству Ирака. По его словам, Анкара неоднократно обращала внимание Вашингтона на необходимость более серьезного и справедливого отношения к решению этнических, религиозных и национальных противоречий между основными общинами в Ираке, которые могут привести к расчленению этого государства. Белый дом же продолжает игнорировать предостережения своего союзника. По мнению премьер-министра Турции, если такая политика Вашингтона будет продолжаться и далее, она станет причиной широкомасштабных столкновений и значительным препятствием на пути мирного решения иракской проблемы.

Рост антиамериканских настроений в Турции сегодня достиг такого уровня, что перестает быть временным явлением и становится скорее уже характерной чертой турецкого общества. Это подтверждают и результаты многочисленных социологических исследований. Такая тенденция вызвала беспокойство в Вашингтоне. Именно на это обратила особое внимание турецких руководителей госсекретарь Кондолиза Райс в ходе своего недавнего рабочего визита в Турцию. Серьезность обеспокоенности американской стороны подтверждает и тот факт, что по инициативе администрации США в феврале с.г. создан специальный Комитет по работе с Турцией. В его задачу входят изучение природы такого негативного отношения к США в обществе одного из основных союзников и выработка путей его преодоления.