- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Китайские специалисты о новом основном боевом танке СВ ВС ИРИ «Каррар»

По данным китайских специализированных изданий «Танки и бронемашины» и «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», министр обороны Исламской Республики Иран (ИРИ) Хосейн Дехкан 12 марта 2017 г. посетил бронетанковый завод «Бани Хашим» в уезде Доруд.  В закрытом цехе данного завода был представлен новейший основной боевой танк (ОБТ) «Каррар», который при ближайшем рассмотрении очень похож на российский ОБТ «Т-90МС». Как сообщает иранское информационное агентство ФАРС танк «Каррар» находится на одном уровне с лучшими танками, выпускаемыми в США, РФ и Германии по таким показателям, как точность стрельбы и огневая мощь.

Впервые информация о разработке ОБТ «Каррар» появилась в иранской прессе еще в феврале 2016 г., а через шесть месяцев были опубликованы фотографии танка на испытаниях. На фотоснимках видно, что на танке установлена сварная башня, заимствованная от российского Т-72С, сборочная линия которых была поставлена УВЗ еще в 1997 г. В настоящее время в бронетанковых частях СВ ВС ИРИ уже находится 480 танков Т-72С под обозначением «Хилден».

В отношении тактико-технических характеристик танка «Каррар» известно следующее:

– длина 10,2 м;

– длина базы: 6,8 м;

– ширина: 3,63 м;

– высота: 2,45 м;

– нормальный вес: 42 тонны;

– максимальный вес: 48 тонн;

– экипаж: 3 в/с.

Как сообщают китайские специалисты, место механика-водителя расположено в передней части танка по середине. В светлое время суток водитель использует триплексы для движения, а в ночное время водитель может видеть направление движения через монитор, который подключен к видеокамере, установленной у правой светодиодной фары. Под монитором расположен многофункциональный жидкокристаллический дисплей, на котором отображены все необходимые данные о скорости, количество оборотов коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости, давлении масла и т.д..

В качестве основного вооружения на данном танке установлено гладкоствольное орудие 2А46М (Д-81ТМ), которое можно достаточно оперативно и без особых инженерных проблем заменить на другие орудия российского производства. Система наведения орудия обеспечивает углы наведения от -6 до +14 градусов, скорострельность орудия достигает 8 выстрелов в минуту.

При ручном заряжании скорострельность снижается до ожидаемых 1-2 выстрелов в минуту.  Китайские специалисты отмечают, что иранские конструкторы увеличили толщину ствола орудия, что конечно увеличило его вес, однако к положительным моментам относится уменьшение искривления ствола при нагреве в результате интенсивного ведения огня.

По данным китайских источников, иранские специалисты установили на стволе датчики температуры, что продиктовано температурными условиями Ирана. Указанные меры позволили повысить точность одиночного выстрела на 15-20%. Для оперенных боеприпасов совершенно нормальной стала дальность полета 3000 м. Следует отметить, что именно российское орудие позволяет применять большую номенклатуру боеприпасов и управляемых ракет с дальностью пуска до 5000 м.

В отношении боекомплекта ОБТ «Каррар» известно, что общее количество боеприпасов составляет 40 ед., из которых 22 размещается в автоматизированной укладке, 10 боеприпасов уложены в горизонтальной укладке в задней части башни, а еще 8 снарядов и зарядов располагаются в специальном ящике, который располагается в непосредственной близости от моторно-трансмиссионного отделения.

В качестве дополнительного вооружения на крыше башни танка установлен дистанционный управляемый модуль «УДП Т05БВ-1» с пулеметом калибра 7,62 мм, который при необходимости можно заменить на зенитный пулемет калибра 12,7 мм. Известно, что данный модуль позволяет вести огонь на 360 градусов по горизонту. Наведение осуществляется благодаря оптико-электронной станции.

По данным китайских специалистов, система управления огнем танка «Каррар» включает следующие подсистемы: стабилизированные прицелы дневного, ночного и тепловизионного режима, баллистический вычислитель, модуль обработки поступающей информации от других источников. СУО новейшего иранского танка позволяет опознавать другие объекты на поле боя по принципу «свой-чужой», принимать данные от станции управления действиями танкового батальона.

Также известно, что командир танка может пользоваться несколькими мониторами, которые передают видеоданные об окружающей обстановке, показатели систем танка, тактическую карту местности и тактическую информацию в текстовом варианте. Следует отметить, что на танке установлено несколько многорежимных  видеокамер, которые передают информацию на два 10-ти дюймовых монитора.

По данным китайских специализированных изданий, иранские специалисты предприняли комплекс мер по обеспечению приемлемого уровня защиты экипажа. Так, на большей части корпуса и башни танка установлены модули динамической защиты, в задней части корпуса и башни смонтированы противокумулятивные экраны.

Для снижения тепловой заметности танка иранские специалисты установили рассеивающие экраны в месте  выхода выхлопной магистрали за переделы бронекорпуса. Внутри обитаемого отсека танка установлено четыре автоматических огнетушителя 114В2 и 13В1, подключенные к 10 датчикам задымления и 5 температурным датчикам. Данная система реагирует на возгорание в течение 0,15 секунды.

НИИ оборонной промышленности ИРИ поставляет для рассматриваемого танка систему обнаружения, слежения и предупреждения о лазерном облучении противником. Известно, что приемник лазерного сигнала установлен на выносной телескопической стойке, что позволяет обнаруживать лазерное излучение в пределах от -20 до 60 градусов по вертикали и на 360 градусов по горизонтали. Вполне вероятно, что иранские специалисты в дополнение к указанным компонентам будут устанавливать комплекс электронно-оптической активной защиты «Штора-1».

В отношении силовой установки известно, что иранские специалисты использовали многотопливный двигатель с турбонагнателем В-92С2Ф (также известен под обозначением В-93) мощностью 830.5 кВт. По данным китайских специалистов, иранские инженеры радикально модернизировали систему фильтрации воздуха для двигателя, а именно благодаря применению фильтров типа «циклон» улучшается очистка воздуха в условиях иранской пустыни.

Кроме того, двигатель оснащен модулем записи данных, а также специальным датчиком уровня охлаждающей жидкости. При снижении давления в системе охлаждения данный датчик не дает запустить двигатель. При необходимости модуль управления двигателем подключает дополнительный вентилятор системы охлаждения. Все эти мероприятия позволили обеспечить следующие скоростные и маневренные характеристики:

– максимальная скорость при движении по шоссе: 70 км/ч;

– максимальный запас хода: 550 км;

– угол въезда: 60%;

– угол съезда: 40%;

– ширина преодолеваемого рва: 2,5 м;

– максимальная высота вертикального препятствия: 0,8 м;

– глубина преодолеваемого брода: 1,2 м.

По данным китайских специалистов, запас хода танка может быть увеличен за счет установки двух дополнительных топливных баков емкостью 200 л. каждый на внешних креплениях.

В отношении упомянутого выше танка «Хилден» известно, что он как и «Каррар» оснащен орудием 2А46М, которое позволяет применять управляемую ракет 9М119 «Рефлекс» с лазерным наведением. Данный танк по сравнению с «Зульфикаром 3» и «Карраром» оснащен менее мощным двигателем В-84МС (мощность 840 л.с.). К слабым местам «Хилдена» относятся малая дальность действия (до 1000 м) инфракрасного прицела, а также необходимость выбора стрелком-наводчиком типа боеприпаса после каждого выстрела.

Необходимо отметить, что в настоящее время самым современным танком, принятым на вооружение ВС ИРИ является «Зульфикар 3», который впервые спроектирован иранскими специалистами с нуля. Данный танк имеет по семь опорных катков малого диаметра с каждой стороны, оснащен системой управления огня национальной разработки EFCS-3, оптическими системами ночного видения и навесной керамической броней.

С учетом принятия на вооружение новейшего «Каррара» в дополнение к «Хилденам» и «Зульфикарам 3» бронетанковые подразделения СВ ВС ИРИ по своим возможностям не уступят танкистам из Турции, Королевства Саудовской Аравии, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов, которые эксплуатируют немецкие «Леопард 2А4», американские М1А2 и французские «Леклерк».