- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Позиция Турции в отношении ситуации в Киркуке

В контексте событий, происходящих в настоящее время в постсаддамовском Ираке, тема города Киркука остается одной из актуальнейших среди тем, обсуждаемых мировым сообществом. Киркук, расположенный на севере Ирака, справедливо называют узловым пунктом нефтепроводной системы страны. В довоенное время здесь добывалось около 700 тыс. баррелей в день. С начала военной операции США против режима С. Хусейна за право обладать этим нефтяным богатством развернулась бескомпромиссная борьба между тремя этническими группами Ирака: арабами, курдами и туркманами. В провинции Тамими (где расположен Киркук) проживают 1,2 млн человек, 10% которых составляют туркманы, а остальное население практически поровну — курды и арабы.

Каждая из этих групп убеждена в том, что киркукское достояние должно принадлежать именно ей, на что существует ряд объективных причин. Так, курды, выселенные из города С. Хусейном, считают, что Киркук, в свое время бывший столицей Курдистана, должен вернуться под их управление. Арабы, заселенные в Киркук, не желают покидать город и выплачивать компенсацию за использование курдской собственности, поскольку в настоящее время город находится за пределами Курдской автономии (северная часть страны). Туркманы, проживающие в Киркуке, имеют самые тесные отношения с Турцией, которую совершенно не устраивает перспектива присоединения города к Курдской автономии.

В целом, взаимоотношения Турции и довоенного Ирака можно охарактеризовать как достаточно ровные, если не сказать дружеские. Одним из сближающих факторов в этих взаимоотношениях был так называемый курдский вопрос, в отношении которого Ирак и Турция разделяли позиции друг друга. Кроме того, обоим государствам было выгодно сотрудничество в экономической сфере. Еще в 1977 г. между Киркуком и Дертйолом (Турция) начал действовать нефтепровод мощностью 50 млн тонн в год, причем 14 из них Турция имела право оплачивать по преференциальным ценам [Республика Ирак в системе международных отношений. М., 2002, с. 131].

В начале 2003 г. курдская тема в Ираке стала занимать центральное место в отношениях Анкары и Вашингтона. Турция опасалась угрозы курдского сепаратизма, двери которому открыли США своей ближневосточной политикой.

6 апреля 2003 г. вооруженные формирования курдов совместно с американскими спецподразделениями провели операцию, основной целью которой была блокировка двух дорог, ведущих в Киркук, защищаемый на тот момент иракской армией. В этот день члены Патриотического союза Курдистана (ПСК) заявили, что курдские отряды находятся в 5 км от Киркука и готовы приступить к штурму города. В течение нескольких дней в окрестностях Киркука велись бои, в результате которых рано утром 10 апреля курдским формированиям удалось занять город.

Американские подразделения вошли в Киркук лишь через сутки, о чем заявил представитель Пентагона генерал С. Маккристал. Он также отметил, что американцы с целью оказания помощи курдам, находящимся в городе, провели высадку десанта в окрестностях города.

Анкара незамедлительно отреагировала на это заявление. Комментируя свой телефонный разговор с госсекретарем США К. Пауэллом, министр иностранных дел Турции А. Гюль отметил, что американцы неоднократно уверяли своих турецких союзников, что они «останутся верны ранее достигнутым договоренностям, касающимся обустройства северного Ирака». По словам А. Гюля, «К. Пауэлл дал слово, что в ближайшее время в Киркук будет направлено 173-е парашютное подразделение, которое прогонит вторгшихся в город курдских боевиков» [Анатолийское агентство (АА) 10.04.03]. Турецкие СМИ также распространили заявление «одного из представителей ПСК в Анкаре», в котором говорилось следующее: «В ближайшее время ПСК выведет около 10 тыс. своих бойцов и передаст город американским военным» [АА, 10.04.03]. Для контроля за выполнением этого обещания Турция намеревалась отправить в Киркук своих военных наблюдателей.

Мотивируя свою обеспокоенность ситуацией в городе, Анкара делала особый акцент на «бесчинствах, устроенных курдами в Киркуке по отношению к туркманам» [АА, 10.04.03]. Турецкие и туркманские СМИ распространили информацию о том, что «10 апреля отряды ПСК во главе со своим лидером Дж. Талабани учинили расправу над иракскими тюрками. После захвата Киркука 20 человек, в том числе один из лидеров Иракского туркманского фронта (ИТФ) Н. Ариф, были расстреляны курдами». По словам представителя ИТФ в Европе Д. Аусмана, «курды арестовали и увезли в неизвестном направлении еще 20 человек, судьба которых остается неизвестной. Разграбив все административные здания, курды расписали их стены угрозами: «Турки, не забывайте 1959 год!», подразумевая массовые погромы, имевшие место 34 года назад» [АА, 10.04.03].

В свою очередь, иракские турманы заявили, что они «неоднократно обращались к Турции, которую считают второй родиной, с призывом защитить их от возможных нападений со стороны курдов, но Анкара не проявила решительности, вследствие чего туркманы остались беззащитными перед курдскими формированиями». Д. Аусман также подчеркнул, что «американцы перестали считаться с туркманами, которых перестали приглашать на встречи. Поскольку США не выполнили обещаний, данных иракским туркманам, а Турция не предпринимает решительных мер для их защиты, они (туркманы) намерены защищать себя сами» [Фонд «Туркменистан», 10.04.03].

Практически сразу после этого заявления стало известно, что активисты ИТФ провели акцию протеста против действий курдов в Киркуке. Участие в этой акции приняли около 6 тыс. человек, часть из которых проникали в город горными тропами, поскольку на дорогах были расставлены посты из вооруженных отрядов ПСК.

Комментарии ПСК по поводу ситуации, сложившейся в Киркуке, сводились к тому, что «информация о погромах, учиненных курдами в городе, носит исключительно провокационный характер». По мнению членов партии, «турецкое правительство разработало тактический ход, который заключается в том, что ТР, отказавшись от предоставления помощи своему союзнику (США) на начальных этапах операции против режима С. Хусейна, теперь ищет повод для ввода своих войск. Естественно, Анкару интересует лишь иракская нефть, а не судьба иракцев. Турция заговорила об ущемлении прав туркманов в тот момент, когда за счет американских и курдских сил Ирак обретает независимость. Особенно ее раздражает ставка США на курдов, в лице которых они нашли верных союзников, обладающих внушительной силой» [Движение, 20.04.03].

Проводимая ИТФ акция протеста, по утверждениям ПСК, была организована для того, чтобы поддержать желание Анкары ввести свои войска в Ирак. Ее стремление также было поддержано Азербайджаном, официальные лица которого отмечали, что азербайджанская общественность с пониманием и воодушевлением воспримет решения Турции, касающиеся ввода войск для защиты прав туркманов.

На проведенной 12 апреля пресс-конференции А. Гюль заявил, что 15 турецких военных наблюдателей уже находятся в Ираке. Они контролируют реализацию на практике договоренности с США о выводе курдских формирований из Киркука. Тем временем, по информации, распространенной Анатолийским агентством, «получив приказ из генерального штаба, 2-я армия Турции (находящаяся на иракско-турецкой границе) начала процесс подготовки ввода войск в Киркук, поскольку американцы оказались неспособны уберечь население города от курдских боевиков» [АА, 17.04.03]. Однако пойти против Вашингтона Анкара не решилась, и вопрос о вводе 2-й турецкой армии так и повис в воздухе.

Постепенно ситуация в Киркуке стабилизировалась. Курдские вооруженные формирования покинули город. В марте 2004 г. Временным управляющим советом Ирака (ВУС) была одобрена переходная конституция страны, а 30 января 2005 г. состоялись первые после свержения С. Хусейна парламентские выборы.

В ходе предвыборного процесса киркукская тема вновь привлекла к себе всеобщее внимание. Курды поставили вопрос о принадлежности Киркука в жесткой, бескомпромиссной форме. Заявления партийных лидеров сводились к тому, что они всеми силами и средствами будут добиваться возращения города под их управление. Американцам пришлось пойти на ряд уступок, чтобы удовлетворить требования курдов. В частности, в город были возращены около 100 тыс. курдов, депортированных из него С. Хусейном.

В своих обращениях к Анкаре туркманы указывали на то, что с молчаливого согласия США курды выгоняют из домов их и арабов, требуют возращения компенсации или отбирают в ее счет туркманскую и арабскую собственность. Турецкие политики, обращаясь к Вашингтону, говорили о том, что США просто не ходят оказывать давление на курдов и охотно соглашаются на все их требования. В свою очередь, сами курды подчеркивали, что в городе могут оставаться все желающие иракцы, независимо от религиозной или этнической принадлежности, но это отнюдь не говорит о том, что курды уступят кому-либо руководящие посты в Киркуке.

Уже 1 февраля 2005 г. стало ясно, что курдским политикам удалось одержать победу на провинциальных выборах. Курдский альянс получил в Киркуке две трети голосов. Внушительной победе курдов отчасти помогли сами туркманы и арабы. Накануне выборов они сдали свои позиции, приняв решение о неучастии в выборах. По всей видимости, туркманы и арабы надеялись на то, что бойкот выборов заслужит должного внимания со стороны мировой общественности, которая потребует остановки процесса возращения курдов в Киркук.

Объективно говоря, результаты выборов поставили стабильность в Киркуке под большой вопрос. С одной стороны, победа курдов позволит им укрепить свои позиции в городе и постепенно вернуть Киркук в состав Курдской автономии. С другой стороны, туркманы и арабы прекрасно понимают, что курды будут вытеснять их из города, несмотря на заявления о том, что новое руководство никоим образом не будет ущемлять права туркманов и арабов. Опасаясь этой перспективы, туркманы при содействии Турции уже приступили к мобилизации своих вооруженных формирований. Пока о том, что в Киркуке возможно вооруженное столкновение двух этнических групп, говорит лишь информация, поступающая из СМИ, принадлежащих как курдам, так и туркманам. Обе группы регулярно обмениваются обвинительными статьями, в которых указывают на приобретение оружия каждой из сторон с целью сохранения права на управление в городе. Курды утверждают, что Анкара всеми силами старается помочь туркманам начать вооруженное сопротивление незаконно избранным властям, для чего в Киркуке регулярно проводится раздача оружия [KurdishMedia.com 17.02.05]. В свою очередь, туркманы говорят о том, что они попросту опасаются за свои жизни, поскольку имеют опыт общения с вооруженными курдскими формированиями.

В этой ситуации особый интерес вызывает позиция Турции, которую обвиняют в поддержке курдско-туркманского антагонизма. Как только распространилась информация о том, что ТР содействуют вооружению туркманов, Анкара перестала подвергать резкой критике события в Киркуке. Пресс-секретарь МИДа Турции Н. Тан отметил, что «Анкара поддерживает туркман по одной причине — в Ираке к ним относятся несправедливо и не хотят считаться с их правами. Турция совершенно не претендует на вмешательство во внутренние дела Киркука, но она справедливо считает, что город должен принадлежать всему Ираку, а не только курдам и их политикам» [Turkish Daily News, 17.02.05].

Подобные заявления отнюдь не указывают на то, что Турция решила пересмотреть свое отношение к киркукской теме. По всей видимости, в настоящее время от решительных действий ее удерживает лишь авторитет США, против которого она не рискует идти.