- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Палестино-израильское урегулирование: адаптированная позиция ЕС

18 мая 2017 г. Европейский парламент принял резолюцию, посвященную разрешению палестино-израильского конфликта[i] [1]. Судя по тексту документа, его основой стало провозглашение давно устоявшегося принципа необходимости создания двух государств для двух народов. При этом Иерусалим обозначается в качестве столицы Израиля и Палестины, а стороны предостерегаются от односторонних действий, способных нанести ущерб мирному процессу. В числе таковых значится, как и можно было предполагать, поселенческая активность, достаточно подробно проанализированная составителями резолюции в пункте 6. Прежде всего, основная волна критики Европарламента коснулась принятого в феврале закона об упорядочении израильских поселений в Иудее и Самарии, легализовавшего постфактум порядка 4 000 единиц жилья в 16 форпостах. Кроме того, недовольство спровоцировало и январское решение о возведении  еще более 2 000 домов на территории существующих поселений. Вторым пунктом, содержащим замечания, стал призыв к снятию блокады сектора Газы. Однако ему посвящен, пожалуй, самый короткий раздел.

Впрочем, большая часть обнародованного документа была сконцентрирована на характеристике палестинской стороны. Интересно, что некоторые из обозначенных пунктов стали свидетельством своего рода маленькой дипломатической победы Израиля. С одной стороны, Европейский парламент в очередной раз обратил внимание на необходимость создания независимого демократического государства, способного реализовать национальные устремления палестинского народа, не забыв упомянуть об имеющихся против него нарушениях. В частности, в своей резолюции  Европарламент призывает прекратить снос жилых домов и насильственное перемещение палестинцев. С другой стороны, пункт 5 документа посвящен террористической активности против израильских граждан. Более того, пусть и без указания того, о ком именно идет речь, в том же разделе говорится о подстрекательских речах и заявлениях, в которых пропагандируется ненависть, препятствующая формированию атмосферы доверия между участниками конфликта. Пункт 11 содержит призыв к палестинским силам безопасности «проводить эффективные и своевременные операции по противодействию активности вооруженных формирований», в числе которых упоминается запуск ракет в направлении израильской территории и строительство туннелей. Наконец, в резолюции сделан особый акцент на работе уполномоченных структур Евросоюза, которые должны «удостовериться, что фонды ЕС не могут быть прямо или косвенно переданы террористическим организациями». Таким образом Европарламент фактически признается, что имели место случаи, когда средства использовались подобным образом.

Своего рода итогом резолюции является признание необходимости разработать в рамках Европейского союза мирную инициативу. Впрочем, основываясь на том, что под ней понимают составители документа, уже сейчас можно сказать, что она не привнесет ничего нового. Как упоминалось выше, в ее основу будет положен принцип двух государств для двух народов как элемент финального соглашения, а также переговоры между сторонами конфликта, выступающие в роли способа его достижения. Кроме того, Европарламент призывает координировать усилия с другими участниками «квартета» международных посредников, а также принимать во внимание пункты «Арабской мирной инициативы». Также документ включает ряд традиционных, но малоэффективных рекомендаций, среди которых учет потенциала межпарламентского взаимодействия, сотрудничество с международными правозащитными организациями и т.д. Есть и весьма противоречивое предложение задействовать в урегулировании израильских арабов. Однако трудно поверить, что, к примеру, заявления израильских арабских депутатов способны настроить кого-то на мир.

Таким образом, позиция, выраженная Европарламентом в рассмотренной резолюции, свидетельствует о попытке ЕС адаптироваться под региональные реалии, где организация за последнее время утратила влияние. Во-первых, документ появился перед приездом в Израиль президента США Д.Трампа, который в ходе своих предыдущих переговоров с Б.Нетаньяху и М.Аббасом явно подорвал значение принципа двух государств для двух народов. Аналогичное заявление со стороны Евросоюза, последовавшее после приезда американского лидера, звучало бы как попытка оспорить его позицию. В нынешних условиях оно выглядит, скорее, как «стикер на память», который может подсказать Д.Трампу хотя бы упомянуть основу основ мирного процесса на предстоящих встречах для того, чтобы упростить возможность консолидации усилий в будущем. Во-вторых, заявление о принадлежности Иерусалима двум государствам во многом вписывается в недавние комментарии российской стороны, назвавшей Западный Иерусалим столицей Израиля, что также отражает попытку Евросоюза солидаризироваться с «квартетом».

Вместе с тем, в резолюции явно читается и проблема, назревшая внутри организации. Она заключается в попытке ряда государств, минуя общеевропейские институты, превратиться в самостоятельных посредников в палестино-израильском урегулировании. В этой связи составители документа призывают страны-участницы ЕС воздержаться от односторонних действий, в чем прослеживается связь с попытками Франции реализовать свою мирную инициативу. Для Израиля документ имеет двоякий смысл. С одной стороны, ЕС демонстрирует ближневосточному партнеру отсутствие готовности отступить от своей принципиальной позиции в вопросе поселений. С другой стороны, заметен существенный прогресс в деле признания подстрекательской и террористической деятельности, которая ведется в отношении Израиля на разных уровнях как со стороны Палестинской национальной администрации, так и вооруженных формирований и террористических группировок.

[i] [2] Здесь и далее текст резолюции приводится по: Achieving the two-state solution in the Middle East. RC-B8-0345/2017 18.05.2017 // European Parliament. URL: www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&reference=P8-TA-2017-022&format=XML&language=EN