- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О нефтегазовом секторе Туниса и протестах населения

В Тунисе начало мая ознаменовалось усилением протестного движения: люди в разных регионах страны выходят на улицы с требованиями решить накопившиеся социально-экономические проблемы. Одним из центров недовольства стал нефтедобывающий юг страны, где протестующие требовали дать возможность населению устроиться на работу в нефтегазовые компании.

Тунис, в отличие от своих соседей на западе и востоке (Алжир и Ливия), является некрупным игроком на нефтегазовом рынке. Запасы сырья в этой стране, по данным компании BP, составляют 400 млн барр. нефти, а добыча нефти в 2016 г. находилась на уровне 63 тыс. барр./день[i] [1].

Последний показатель постоянно снижается на протяжении уже более трех десятилетий. Максимальные объемы «черного золота» в Тунисе добывали в 1980 г. – 118 тыс. барр./день[ii] [2].

Добыча природного газа в 2015 г. составила 5,9 млн куб. м/день[iii] [3], этот показатель также снижается на протяжении уже нескольких лет.

По состоянию на июль 2016 г. 59% национального энергопотребления внутреннего рынка в Тунисе обеспечивали за счет собственных углеводородов (по другим оценкам – 45%[iv] [4]), но и это соотношение в последние годы лишь ухудшалось.

Как и во многих странах ближневосточного региона, причиной тому – непомерно быстрый рост потребления ресурсов. За последние 25 лет потребление нефти и газа выросло вдвое при постоянном снижении добычи.

Таким образом, если еще в начале 2000-х гг. Тунис был нетто-экспортером углеводородов, то сегодня это нетто-импортер с постоянно растущим счетом за ввозимое сырье.

Затраты на импорт энергоресурсов увеличились на 45% с 2010 г[v] [5]. У правительства страны были планы решения проблемы потребления и производства, однако почти ничего не было сделано для их претворения в жизнь.

В связи с этим крупные протесты проходили в Тунисе летом 2015 г. Главным лозунгом недовольных стал вопрос «Где нефть?».

Были развернуты соответствующие компании в соцсетях, что помогало координировать протесты. Причиной протестов стали слухи о том, что на юге страны были найдены залежи нефти.

[6]

Рис. 1.  Динамика производства углеводородов в Тунисе 2000 – 2016 гг.                     (тыс. т нефтяного эквивалента): нефть – желтым, природный газ – синим, поставки алжирского газа в качестве платы за транзит – красным, совокупный показатель – зеленым.

Источник: Министерство промышленности, энергетики и шахт Туниса[vi] [7].

[8]

Рис. 2. Динамика спроса на энергоресурсы в Тунисе 1990 – 2016 гг.: нефть и нефтепродукты – желтым, природный газ – синим, совокупный спрос – красным.

 Источник: Министерство промышленности, энергетики и шахт Туниса.

[9] 

Рис. 3. Динамика спроса и предложения углеводородов в Тунисе 1990 – 2015 гг. (тыс. т нефтяного эквивалента): нефть – желтым, природный газ – синим, сальдо энергобаланса – красным.

 Источник: Министерство промышленности, энергетики и шахт Туниса.

Проблемы в энергетической сфере не ограничиваются ухудшением баланса спроса и предложения. Одной из претензий протестантов, выходящих на улицы в нефтеносных районах, является коррупция в государственных ведомствах.

Например, в октябре 2015 г. глава национального органа по борьбе с коррупцией Самир Аннаби называл нефтяную сферу наиболее коррумпированным сектором страны, заявляя о существовании 400 материалов, связанных с коррупцией и обвиняя правительство в препятствии следствию[vii] [10].

При этом главной причиной недовольства населения все же является отсутствие экономического развития, а точнее, ухудшение социально-экономической ситуации в государстве. Наиболее остро стоит проблема безработицы[viii] [11].

В апреле 2016 г. жители острова Керкенна на востоке страны протестовали против деятельности британской компании Petrofac, проекты которой, по словам местных жителей, наносят ущерб важным для местной экономики отраслям — туристической и рыболовной. Более того, рабочие, нанятые компанией, на протяжении почти девяти месяцев устраивали забастовки, отказываясь выходить на работу.

Протесты удалось временно прекратить только после того, как компания пригрозила выйти из проектов в Тунисе (а на них приходится 13% добываемого в стране газа), а также пообещала местным рабочим заключать более долгосрочные – трехлетние – трудовые контракты[ix] [12].

Стачки рабочих проходили и в других отраслях, и протесты занятых в разработке фосфатов, например, удалось прекратить лишь после обещаний о предоставлении 2800 новых рабочих мест[x] [13].

В январе 2017 г. канадская Serinus Energy Inc. временно приостановила работы по добыче на месторождении Chouech Es Saida на юге страны по причине забастовки рабочих на одной из добывающих скважин.

Персонал выступал против сокращений, которые компания запланировала для снижения расходов и приспособления к низким ценам на нефть. Причем местная пресса сообщала о том, что канадская компания ведет переговоры о сокращении персонала с местным профсоюзом UGTT (Union générale tunisienne du travail) на протяжении уже почти двух лет[xi] [14].

Наконец, в апреле с.г. серьезные акции протеста проходили в нефтедобывающей провинции Татавин на юге страны. Местное население вышло на улицы[xii] [15] и заблокировало дороги в связи с приездом туда премьер-министра Юсефа аш-Шахида[xiii] [16][xiv] [17].

Протестовавшие требовали решить проблему безработицы в регионе и дать возможность населению устроиться на работу в нефтегазовые компании и начать вкладывать средства в социально-экономическое развитие региона (например, направлять 20% от дохода компаний на социальные нужды населения[xv] [18]).

Этой акции предшествовали недели протестов, затронувших деятельность компаний Eni и OMV[xvi] [19]. В результате в мае правительство направило в эти районы провинции армию для обеспечения порядка на промышленных объектах[xvii] [20].

Несмотря на то, что некоторые эксперты считают, что протестные настроения в Тунисе подогревают искусственно, существование острых социально-экономических проблем очевидно. Поэтому, что бы ни было реальной причиной выхода людей на улицы, поводы для глубокого недовольства населения очевидны, и отчасти они связаны с неспособностью государства решить проблемы энергетики.

Надо признать, что руководству Туниса, управляющему страной после свержения многолетнего лидера Бен Али в 2011 г. крайне не повезло с внешнеэкономической ситуацией.

Неопределенности по поводу будущего государства после переворота, а затем падение цен на нефть на мировых рынках затормозило приток иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор этой страны, а в условиях падения добычи и истощения месторождений, такие инвестиции крайне важны.

Террористические атаки на нефтегазовую инфраструктуру Алжира – основного поставщика газа в Тунис – не улучшили ситуацию. Начало гражданской войны в Ливии заставило отказаться от планов строительства газопровода из этой страны, а также создало постоянное состояние напряженности на юго-западной границе.

Все это способствовало ухудшению социально-экономической ситуации на протяжении последних пяти лет, ведь для инвесторов нефтегазовый сектор Туниса, и ранее мало привлекательный, оказался слишком высокорисковым и неприбыльным.

Отметим, что кроме недостатка запасов и истощения существующих месторождений, у бизнесменов есть претензии и к регулированию нефтегазовой сферы. Власти не раз обещали смягчить налоговую нагрузку на компании, однако реформы так и не были проведены.

Возвращаясь к вопросу о военно-политической напряженности в странах-соседях, нельзя не отметить и новые «возможности», которые такое положение дел предоставило для проживающих в пограничных районах тунисцев: трансграничная нелегальная торговля нефтепродуктами и сырой нефтью создала рабочие места для целых племен и кланов. По таким каналам, по некоторым подсчетам, в Тунис поступает до 25% всех импортируемых нефтепродуктов.

Некоторые региональные издания писали о том, что власти с обеих сторон границ способствуют такой торговле или, по меньшей мере, не препятствуют ей[xviii] [21].

Однако такой бизнес сложно назвать перспективным, да и существующие масштабные проблемы в виде недостатка энергоресурсов, безработицы и экономического падения он вряд ли решит.

В период после начала «арабской весны» в указанных районах участились случаи захвата заложников в рамках борьбы контрабандистов между собой[xix] [22].

Кроме того, попытки властей Туниса закрыть границу с Ливией приводили к протестам населения в городах, экономика которых держится на разного рода нелегальной трансграничной торговле.

Таким образом, сегодня Тунис оказался в крайне сложной ситуации, показателем чего являются постоянные протесты населения. Сохраняющаяся до сих пор динамика роста потребления и падения добычи сырья с каждым годом лишь усугубляет экономическую ситуацию.

Падение цен на нефть немного облегчает «ношу» для тунисской экономики, снижая цены на импорт. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе низкие цены на нефть лишают страну возможности  получения иностранных инвестиций, в том числе в сферу разведки и добычи сырья.

 

[i] [23]               BP Statistical Review of World Energy 2016.

[ii] [24]              Ibid.

[iii] [25]             Портал All Africa http://fr.allafrica.com/stories/201607290815.html [26]

[iv] [27]             Тунисское издание Global Net http://www.gnet.tn/actualites-nationales/tunisie-le-pdg-de-letap-revele-des-chiffres-sur-le-petrole-et-le-gaz/id-menu-958.html [28]

[v] [29]              Агентство Bloomberg https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-07-11/rising-energy-import-bill-deepens-tunisia-s-economic-troubles [30]

[vi] [31]             Статистические данные Министерства промышленности, энергетики и шахт Туниса http://catalog.industrie.gov.tn/dataset/bilan-d-energie-primaire-annuelle [32]

[vii] [33]            Подробнее о борьбе с коррупцией в Тунисе http://www.huffpostmaghreb.com/2014/12/09/corruption-tunisie-gouvernement_n_6293260.html [34]

[viii] [35]           Французский журнал L’Express http://www.lexpress.fr/actualites/1/monde/d-ordinaire-paisible-l-ile-tunisienne-de-kerkennah-sous-haute-tension_1784247.html [36]

[ix] [37]             Reuters http://uk.reuters.com/article/uk-tunisia-energy-petrofac-idUKKCN11P1IA [38]

[x] [39]              Агентство Reuters http://uk.reuters.com/article/uk-tunisia-energy-petrofac-idUKKCN11P1IA [38]

[xi] [40]             Agence Ecofine http://www.agenceecofin.com/production/1801-44012-tunisie-serinus-energy-menace-de-mettre-fin-a-sa-production-petroliere-dans-le-sud-du-pays [41]

[xii] [42]            Тунисский портал Business News http://www.businessnews.com.tn/des-milliers-de-jeunes-de-tataouine-se-dirigent-vers-la-zone-petroliere,520,71796,3 [43]

[xiii] [44]           Middle East Eye http://www.middleeasteye.net/news/tunisian-pm-booed-out-town-hit-general-strike-501966752 [45]

[xiv] [46]           Middle East Eye http://www.middleeasteye.net/news/tunisian-pm-booed-out-town-hit-general-strike-501966752 [45]

[xv] [47]            Издание «Аль-Араби Аль-Джадид» https://www.alaraby.co.uk/economy/2017/4/26/تونس-احتجاجات-توزيع-الثروات-تهدد-شركات-النفط [48]

[xvi] [49]           Sputnik Arabic https://arabic.sputniknews.com/arab_world/201704301023780927-تونس-شركات-نفط-/ [50]

[xvii] [51]          Huffington Post Arabic http://www.huffpostarabi.com/2017/04/29/story_n_16325316.html [52]

[xviii] [53]         Алжирское издание Tamurt http://www.tamurt.info/la-vente-en-noir-du-petrole-sintensifie-sur-la-frontiere-tunisienne/ [54]

[xix] [55]           Reuters http://www.reuters.com/article/us-tunisia-smuggling-idUSBRE8410UL20120502 [56]