- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

США, Россия и афганские наркотики

На фоне последних резких, далеко не всегда удачных действий России (выборы в Абхазии, Украине и Молдавии, иранская ядерная проблема, ликвидация А. Масхадова и др.) проблема наркотрафика и наркомании явно отошла в тень. Между тем, по данным российского министра внутренних дел Р. Нургалиева, в России в настоящее время насчитывается 4 млн наркоманов1. По неофициальным же данным, их гораздо больше. Значительная часть из них (около 70%) употребляют героин, 70% которого в Россию поступает из Афганистана. Этот поток с каждым годом растет: за первые девять месяцев 2004 г. его объем удвоился по сравнению с предыдущим периодом. За это же время органы МВД задержали 2,9 тонны героина (за первые 9 месяцев 2003 г. – 1,4 тонны). По мнению экспертов, российские правоохранительные органы задерживают лишь 15-20% поступающих из Афганистана наркотиков. В целом же потребление всех типов наркотиков в России за 1998-2002 гг. выросло в 23 раза. От их употребления ежегодно умирают около 70 тыс. человек2.

Россия познакомилась с афганскими наркотиками еще в период оккупации Афганистана, когда наркомания довольно быстро распространилась среди личного состава советских боевых частей, воевавших против моджахедов. Тогда же афганские наркотики не без их помощи потянулись и в СССР. Проблема наркотиков всегда сопровождалась в Афганистане войной. В военные годы доходы от наркотиков помогали финансировать афганскую оппозицию. Практически каждая группировка моджахедов получала доход от торговли наркотиками. В глазах их зарубежных покровителей поражение Советского Союза всегда перевешивало проблему наркотрафика, на которую они закрывали глаза. После распада Советского Союза в обстановке всеобщего хаоса в Афганистане производство наркотиков и их поток через практически прозрачные границы новых суверенных государств Центральной Азии начали быстро расти, и Афганистан превратился в основного поставщика героина в Россию и Европу. Этим занимались все влиятельные полевые командиры моджахедов. В последующем быстрому росту производства наркотиков дала толчок политика талибов, которые фактически узаконили его, взимая 10% урожая с производителей наркотиков и 20% — с владельцев лабораторий по переработке опия-сырца в героин. К 1999 г. этот урожай достиг пика, составив 4565 тонн опия-сырца, что эквивалентно 460 тоннам героина.

27 июля 2000 г. лидер талибов мулла Омар под давлением международной общественности, стремясь добиться официального признания своего режима и предоставления экономической помощи взамен ликвидируемого наркобизнеса, издал указ о запрете на выращивание опийного мака. Как результат в том же году его производство сократилось на 25%, то есть до 3276 тонн. В следующем, 2001 г. в стране, по официальным данным, было произведено лишь 185 тонн опия-сырца. На самом деле, урожай лишь незначительно уменьшился: опий-сырец  в условиях боевых действий в стране был складирован до лучших времен, и когда талибы были разбиты, его запасы были вновь выброшены на рынок. В 2002 г. в условиях слабости временной администрации Х. Карзая площади под посевом мака выросли до 91 тыс. га (в 2000 г. они составляли 82 тыс.), а урожай составил 3400 тонн. В 2003 г. он достиг 3600 тонн, а в 2004 г. площади под посевами мака увеличились до 131 тыс. га (на 65%), урожай – до 4200 тонн (на 17%). Сейчас Афганистан производит 87% мирового объема героина (в 2003 г. – 76%), занимая первую строчку среди мировых производителей3.

При этом стоимость афганских наркотиков, произведенных в 2004 г., на мировом рынке оценивается в 30 млрд долларов, из которых доход афганцев (производителей, дилеров, наркобаронов) составляет 2,8 млрд долларов. Лишь 25% этой суммы перепадает крестьянам-производителям, остальное – наркомафии4.

Правительство Х. Карзая сразу осознало опасность отечественного наркотрафика. Уже в январе 2002 г. вышел указ о запрете культивирования опийного мака, в феврале было создано Национальное агентство по борьбе с наркотиками, в апреле издан декрет о денежной компенсации крестьянам, уничтожавшим посевы опийного мака. Тогда же Кабул объявил о начале кампании по ликвидации опийных плантаций. Однако полевые командиры (warlords), поддержанные американцами в их борьбе против талибов и «Аль-Каиды», финансировали производство опия, доходы от которого шли на содержание их частных армий. Так президент Х. Карзай и, что более важно, его международные доноры упустили шанс. Безуспешно добиваясь политического единства, он принялся «окучивать» полевых командиров, чтобы избежать новой вспышки конфликта.

Предпринятые тогда попытки уничтожения опийных плантаций оказались безуспешны. Более того, в южной провинции Гильменд происходили вооруженные столкновения между крестьянами — производителями опия и подразделениями полиции, прибывшими в провинцию для ликвидации посевов опия. Не менее сложная ситуация сложилась в восточной провинции Нангархар, где попытка оказать нажим на наркопроизводителей едва не стоила жизни министру обороны генералу М.К. Фахиму, на которого в Джалалабаде, центре провинции, в мае 2002 г. был совершено покушение.

Конечно, афганское правительство не имеет достаточно средств и персонала для борьбы с наркотиками, производство и торговля которыми зачастую осуществляются в провинциях при поддержке и участии официальных лиц, таких как начальник полиции в г. Файзабаде, центре северо-восточной провинции Бадахшан, который до недавнего времени владел крупнейшим в стране предприятием по производству героина. Х. Карзай сначала предложил выплачивать крестьянам компенсацию за уничтожение их урожая. Но большая часть этих денег попала в карманы государственных чиновников. Некоторые производители опия получили деньги и, тем не менее, продолжали его выращивать. Позже Х. Карзай признал ошибочной такую практику.

Любопытно, что компенсация, выдаваемая крестьянам за уничтожаемый урожай, зачастую побуждала их лишь увеличивать производство. Попытки перевести крестьян на выращивание традиционных культур не вызвали массовой поддержки, так как доход от них на порядок ниже, чем от наркотиков. Кроме того, производство опия не требует столь серьезных вложений труда и капитала, как пшеница или другие культуры. После окончания гражданской войны, в ходе которой сельскохозяйственные земли были заброшены или превращены в пустыри, в условиях жесточайшей многолетней засухи опийный мак оказался единственной оптимальной культурой, которая позволяла обнищавшим крестьянам выжить. В то время это было едва ли не единственное средство выживания.

Ныне производство и контрабанда наркотиков стали весьма прибыльной кормушкой, к которой припали многие категории населения. При этом сложилось своеобразное разделение труда: крестьяне выращивают мак, учителя и чиновники прирабатывают мелкой торговлей наркотиками, купцы и ростовщики получают доход как финансисты и посредники, полевые командиры, включая некоторых членов правительства, и командующие крупнейшими военными гарнизонами обеспечивают «крышу» наркодилерам. Всего в сфере производства наркотиков занято более 1,7 млн человек (7% населения)5, средний ежедневный заработок которых составляет 7 долларов, что вдвое больше зарплаты неквалифицированного рабочего.

Проблема афганских наркотиков имеет многоплановый характер. Она угрожает национальной экономике – доходы от нелегальной продажи наркотиков составляют до 60% ВВП Афганистана. Страна стоит на пороге превращения в «наркогосударство». Производство наркотиков становится целой отраслью экономики, конкурирующей с остальной частью национального хозяйства. «Я с ужасом наблюдаю, — признался исполнительный директор Департамента ООН по борьбе с наркотиками Антонио Мария Коста, — что вся экономика, вся социальная ткань (афганского общества) пронизывается проблемой наркотиков. Как люди могут быть склонны к наркотикам, так и государства – к наркоэкономике. Это то, что я наблюдаю в Афганистане». Наркобизнес попросту вытесняет легальные сферы экономической активности: до начала гражданской войны домашние хозяйства производили свыше 80% потребляемого в стране продовольствия, в то время как сейчас эта цифра снизилась до 60%.

Производство и продажа наркотиков оказывают определенное влияние и на военно-политическую ситуацию в стране. В Афганистане сформировался солидный слой наркобаронов, среди которых доминируют полевые командиры. Деньги от наркобизнеса идут на финансирование их вооруженных отрядов и личное обогащение. Многие командиры связаны не только с представителями местной администрации, но и с некоторыми чиновниками центральных государственных структур, порождая невиданную коррупцию. Определенную долю в наркобизнесе имеют и лидеры талибов, а также бен Ладен, которые финансируют таким образом действия своих вооруженных отрядов. С большой долей вероятности можно предположить, что афганские наркодельцы тесно связаны с международной сетью наркомафии.

Ситуация с наркотиками в Афганистане приняла угрожающий характер в 2004 г., когда ожидался рекордный урожай. К этому времени опийные плантации распространились на 28 из 34 провинций страны. Наиболее крупные площади под посевами опия отмечаются в южной провинции Гильменд, восточной Нангархар и северо-восточной Бадахшан, откуда идет основной поток наркотиков в Центральную Азию и дальше в Россию. В одной лишь провинции Бадахшан посевные площади в 2004 г. увеличились вдвое, достигнув 15 тыс. га.

Практиковавшийся правительством запрет на выращивание опия вел к росту цен на него, и на этом наживаются наркобароны, которые накопили большие запасы опия на складах. Так, по слухам, крупнейший из них, начальник полиции Джалалабада, центра провинции Нангархар, Хазрат Али хранит на своих складах 700 тонн опия-сырца.

В октябре 2004 г. вновь избранный президент Афганистана Х. Карзай заявил о том, что наркотики угрожают политической и экономической безопасности страны больше, чем талибы и «Аль-Каида», и что борьба с ними становится приоритетом политики его правительства. В декабре 2004 г. в рамках нового правительства президента Х. Карзая было создано министерство по вопросам борьбы с наркотиками. В начале 2005 г. был одобрен План борьбы с наркобизнесом, который предусматривает создание соответствующих институтов (армия, полиция), альтернативное ведение хозяйства, специальные антинаркотические силовые структуры, специальные судебные органы, уничтожение опийного мака, снижение спроса на опий, лечение наркоманов и региональное сотрудничество. Результаты уже ведущейся правительством борьбы с наркобизнесом дают скромные, но достаточно впечатляющие результаты: в 2004 г. специальные силы по борьбе с наркотиками изъяли 80 тонн опия, уничтожили 75 лабораторий, закрыли несколько наркорынков, в том числе два крупных6.

К настоящему времени в Афганистане с помощью США и Великобритании подготовлен персонал по борьбе с наркотиками численностью 1000 человек. Из них 600 человек находятся в провинциях, занимаясь уничтожением посевов опия. К концу 2005 г. их численность планируется довести до 2300 человек. Однако, по подсчетам экспертов, стране требуются по меньшей мере 4 тысячи специалистов для мониторинга и уничтожения опийных плантаций и еще 5 тысяч, чтобы охранять прозрачные границы7.

Вместе с тем, и это звучит парадоксально, правительство Х. Карзая выступает против скорейшей ликвидации наркобизнеса в стране: большая часть наркодоходов вкладывается в экономическое развитие. «Мы не должны спешить с ликвидацией всех посевов опия в течение одного года, — выступил обеспокоенный министр по делам наркотиков Хабибулла Кадери. — Иначе мы потеряем 2,8 млрд долларов, и это очень важно: эти деньги идут в экономику»8. Эта нелегальная отрасль настолько всеобъемлюща с точки зрения ее проникновения во все поры экономики, что если бы международные программы по ликвидации наркотиков вдруг сработали, то афганская экономика впала бы в рецессию. Кроме того, ускоренная ликвидация посевов опия, не сопровождающаяся обеспечением его производителей альтернативными источниками существования, может привести к резкому росту безработицы, голоду и, соответственно, всеобщему недовольству и дестабилизации обстановки. В то же время такие акции будут способствовать росту цен на наркотики, от чего выиграют наркодилеры и наркобароны, накопившие немалые запасы зелья на своих складах.

В 2004 г. было принято решение ликвидировать производство опия в течение десяти лет, к 2013 г. По плану, к 2008 г. правительство Х. Карзая планирует уменьшить производство наркотиков на 75%9. И уже в 2005 г. официальная статистика показывает впечатляющие результаты. В интервью агентству ИРИН глава антинаркотического ведомства Афганистана Х. Кадери оценил размер сокращения посевов опия в этом году в 30-50%. Цифры на сей счет, однако, противоречивы: так, по данным замминистра внутренних дел генерала Мухаммада Дауда, антинаркотические подразделения с декабря 2004 г. по март 2005 г. уничтожили 14,8 тыс. гектаров плантаций, а нынешний, 2005 г. объявлен «годом по ликвидации опийных плантаций». По официальным данным, за первые месяцы 2005 г. уничтожено 70% посевов опия в провинции Нангархар, 50% — в провинции Гильменд и 60% — в провинции Бадахшан10.

Эти цифры вызывают явное сомнение. Любопытен в этом отношении пример одного из крупнейших наркобаронов, начальника службы безопасности провинции Нангархар Хазрата Али. Еще в декабре 2004 г. он заявил, что добился уничтожения в провинции 95% опийных плантаций. При этом он говорит, что если бы получил четкие инструкции на сей счет от президента Х. Карзая, то давно уничтожил бы все 100%. В этом есть определенная доля правды. Однако многие знающие его люди считают, что Хазрат Али сам складировал большие запасы наркотиков и намеревается продать их, когда международная кампания по ликвидации наркобизнеса в Афганистане поднимет цены на них до международного уровня.

Между тем мировое сообщество долгое время довольно пассивно наблюдало за тем, как правительство Х. Карзая пытается справиться с проблемой практически в одиночку. Оказание помощи Кабулу в этом взяла на себя Великобритания. Но и она не особенно усердствовала. В прошлом году Лондон выделил на эти цели 50 млн долларов – сумма явно достаточная, чтобы комплексно изучить проблему, но не более того. Неоднократные обращения к США с просьбой о помощи неизменно натыкались на отказ: каждый раз американцы заявляли, что борьба с наркотиками не входит в их функции, их главная задача — воевать с талибами и «Аль-Каидой», а наркотиками занимается Великобритания. Более того, они сквозь пальцы смотрели на деятельность крупнейших полевых командиров, связанную с наркобизнесом, в стремлении использовать их в борьбе с исламскими террористами. Так, министр обороны США Д. Рамсфельд, приезжая с визитом в Афганистан, каждый раз встречался с наиболее влиятельными полевыми командирами, многие из которых известны как крестные отцы наркомафии. Смысл этих встреч был понятен: помогайте нам воевать с талибами, и никто не сможет вам помешать заниматься вашим бизнесом. И вообще американцы не хотели ссориться с полевыми командирами, полновластными хозяевами провинций, в условиях слабости правительства Х. Карзая, который и сам не рискует привлечь к суду наиболее одиозных наркобаронов, имена которых у всех на слуху.

Однако ситуация, складывавшаяся в 2004 г., не могла не вызвать беспокойства у Вашингтона. По данным ООН, ежегодно в мире умирают 10 тыс. наркоманов, потребляющих героин, от передозировки и 100 тысяч – от болезней, связанных с употреблением героина11. Афганский героин стал угрожать не только европейским странам, но и самим США: в 1999 г. 6% потребляемого американцами героина было афганского происхождения, в 2003 г. – 15%12. Поэтому Вашингтон был вынужден приобщиться к международным усилиям по борьбе с афганскими наркотиками. Если в 2004 г. США выделили 127 млн долларов на эти цели, то на 2005 г. конгресс одобрил выделение 780 млн долларов. Из этой суммы около 120 млн долларов предполагается использовать для развития альтернативных хозяйств (производство зерновых, огородных и садовых культур). Эти деньги будут направлены на восстановление ирригационной системы, дорог, на создание системы мелкого кредитования, на распределение среди земледельцев улучшенных сортов семян традиционных культур и удобрений13. Первая фаза этого проекта началась в провинции Нангархар – одном из самых крупных производителей опиума. По плану, предполагается нанять здесь 50 тыс. рабочих на расчистку ирригационных каналов и восстановление других объектов экономической инфраструктуры. В качестве символического жеста правительство США уже поставило местным крестьянам 500 тонн семян пшеницы и 500 тонн удобрений. Этого хватит на 5-10% крестьянских хозяйств14.

Остальная часть выделенной конгрессом США суммы пойдет на уничтожение посевов опия и подготовку силовых структур, специализирующихся на борьбе с наркобизнесом. Причем многие конгрессмены неоконсервативного толка ратуют даже за активное использование американских войск в Афганистане в борьбе с наркотрафиком.

Одновременно диверсифицируется поиск средств и методов борьбы с наркобизнесом в стране. В августе 2004 г. крестьяне ряда уездов провинций Нангархар и Бадахшан жаловались правительству, что их поля подвергаются опылению с воздуха пестицидами, что наносит невосполнимый ущерб не только опийным плантациям, но и людям, домашним животным. Попутно уничтожаются и посевы традиционных сельскохозяйственных культур. Подозрение пало на американцев и англичан, которые поспешили с опровержением. Однако можно смело полагать, что в условиях полного воздушного контроля со стороны американцев вряд ли кто-либо иной мог позволить себе такие акции. Дело приняло настолько серьезный оборот, что в декабре 2004 г. 32 международных и афганских организации обратились к госсекретарю США Кондолизе Райс с просьбой принять меры к прекращению кампании по опылению полей пестицидами15. Против практики опыления опийных плантаций выступил и президент Х. Карзай.

Активную борьбу с наркотрафиком ведет Иран, через который проходит основной поток афганских наркотиков (в Турцию и затем в Европу) – около 40%. Кстати, Иран также страдает от наркомании: в стране насчитывается около 4 млн наркоманов. Вдоль ирано-афганской границы протяженностью 900 км в последние годы возведены внушительные фортификационные сооружения (бетонные заграждения, рвы), подтянуты крупные армейские части и подразделения Корпуса стражей исламской революции. Тем не менее, несмотря на такую мощную охрану границы, в страну проникают многочисленные вооруженные банды афганских и иранских контрабандистов. Вооруженные столкновения на границе приняли хронический характер. По официальным данным, за последние два десятилетия в ходе этих столкновений погибли 3200 иранских полицейских, пограничников и военнослужащих. За 2004 г. в этой стране было изъято около 200 тонн различных наркотических веществ16.

Второй по объему поток наркотиков из Афганистана (36%) идет через Пакистан (транзитный пункт – порт Карачи) в основном в ОАЭ и далее в Европу. В самом Пакистане насчитывается также около 4 млн наркоманов, из них 0,5 млн употребляют героин. В 70–80-е гг. XX в. эта страна была одним из крупнейших производителей и поставщиков героина: в конце 1970-х гг. там ежегодно производилось около 800 тонн наркотиков. Однако во второй половине 80-х гг. правительство Зия уль-Хака приняло жесткие меры по уничтожению производства опия, использовалась даже авиация. И это производство было сведено практически на нет. Однако рост наркопотока из Афганистана в последние годы привел к тому, что в Пакистане вновь началось производство героина. По данным генерального директора Фонда по борьбе с наркотиками Надима Ахмеда, в 2003-2004 гг. площади под посевами опия составили 6694 га, на 78% которых был уничтожен урожай. В 2004 г. спецподразделениями пакистанской полиции было изъято 7783 кг героина, 679 кг опия-сырца и 57111 кг гашиша. И уже с начала 2005 г. изъято 1359 кг опия, 1654 кг героина и 3719 кг гашиша17. Таким образом, рост наркопотока из Афганистана способствует возобновлению производства наркотиков в самом Пакистане.

Северный маршрут афганских наркотиков проходит через границы Афганистана с Узбекистаном и Таджикистаном, и их объем составляет 24% общего наркооборота. Вывод российских пограничников с этих границ, начавшийся по инициативе правительства Таджикистана, мало изменит картину. Границы и до этого были довольно прозрачны и вполне доступны для контрабандистов: местные власти не проявляли особого рвения по пресечению контрабандной торговли наркотиками, хотя постоянно демонстрируют свою решимость вести против нее борьбу. Судя по уровню коррупции среди крупного чиновничества, особенно в Таджикистане, в стране есть немало влиятельных фигур, причастных к этому бизнесу. Они больше всех заинтересованы в выводе российских пограничников. Теперь, в условиях большей открытости границы, до 90% афганского героина, пересекающего таджико-афганскую границу протяженностью 1300 км, так или иначе будет продолжать поступать в Россию.

Что касается американцев и их союзников по антитеррористической коалиции и самих афганцев, то в любом случае при всех их благих намерениях покончить с афганскими наркотиками в ближайшее время не удастся. Необходимы коллективные усилия мирового сообщества, увеличение финансирования и время. В Пакистане на это ушло 10 лет, в Таиланде -30.

 

1Тонны героина из Афганистана наводняют Россию. “Правда”, 13.01.2005.; Russia reports Afghan heroin rise. BBC News, 15 December, 2004.

2Там же.

3Paul Geitner. U.N.: Afghanistan Seeing Opium Increase. Associated Press. Nov 18, 2004.

4Afghan president opposes using crop dusters against opium crop. Associated Press. November 19, 2004.

5Promoting alternatives to poppy cultivation in Afghanistan. Food and Agriculture Organization FAONEWSRELEASE 04/143, 15 November 2004.

6The Fight against Narcotics Is On and Will Continue Unabated Until a Narcotics-Free Afghanistan. Presidential Palace Press-Release, 02 March 2005.

7Halima Kazem. Crop spraying draws controversy in Afghan drug fight. The Christian Science Monitor, January 25, 2005.

8Ahto Lobjakas. Afghanistan: Antidrug Minister Vows Action But Says Farmers Need Aid, Alternative Incomes. Brussels, (RFE/RL) 21 January 2005.

9Afghanistan launches poppy eradication force. Kabul, AFP,  February 2, 2005.

10Afghanistan seeks world support to fight drug. Kabul, Xinhua, December 5, 2004.

11Afghan president opposes using crop dusters against opium crop. Associated Press. November 19, 2004.

12News International – Pakistan, 31.08.2003.

13Afghan anti-drug czar says opium fight needs farm subsidies. South Asia – AFP, January 19, 2005.

14Afghans Report Decline of Poppy Crop. The Washington Post, 02/08/2005.

15Paula R. Newberg. A Drug-Free Afghanistan Not So Easy. Yale Center for the Study of Globalization. 03/08/2005.

16Константин Казеев. Борьба с наркоторговлей. Тегеран, ИТАР-ТАСС, 10 марта 2005 г.

17Afghan drugs trade matter of concern: Shaukat. Pakistan Link, 18.02.2005.