- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О поставках катарского газа в Европу. Часть 1

Минувшей весной новый чрезвычайный и полномочный посол Катара в России Ф.аль-Аттыйя пригласил автора на личную встречу, чтобы подробно обсудить перспективы энергетических отношений между нашими странами и различные проблемы мирового нефтегаза.

Проживая в эмирате Катар и окунувшись в дружелюбную атмосферу богатых духовных традиций, которые были заложены исламом, автор имел возможность воочию наблюдать не только за культурой и социальной жизнью этого арабского государства, но и за результатами его экономической политики последних лет. Крупные промышленные предприятия, высотные офисные здания, в которых работают специалисты со всего мира, многочисленные гладкие и широкополосные дороги, автомобильные развязки и многое другое сразу бросается в глаза приезжему. Все это «родилось» благодаря финансам, полученным от сбыта сжиженного природного газа (СПГ).

В недавней беседе с высокопоставленным дипломатом был затронут вопрос экспорта катарского СПГ, в том числе на европейский рынок. Примечательно, что в последние годы эмират отказался от демпинга, к которому активно прибегал несколько лет назад, сбывая углеводороды европейским потребителям по ценам ниже рыночных. Это обстоятельство было не на руку «Газпрому». На тот момент министром энергетики и промышленности Катара был А.аль-Аттыйя, который очень старательно уходил от ответа на вопрос по поводу выработки реального механизма ценообразования на сырье. Однажды в беседе с российским послом в Катаре он заявил, что экспортерам следует продавать «голубое топливо» всем потребителям по максимально высокой цене, чем Катар и занимается. «В основе нашей ценовой политики по газу лежит только экономика», – заверил А.аль-Аттыйя.

Любопытно, что сменивший его на министерском посту М.Сада подчеркнул, что катарская экспортная политика прежде всего основана на долгосрочных контрактах и применении механизма привязки цен на газ к стоимости нефти. Однако, по словам главы ведомства, катарская сторона способна варьировать направление поставок и стоимость СПГ в зависимости от текущего спроса на том или ином рынке. Между тем чиновник подтвердил слова своего предшественника, подчеркнув, что в основе данной политики лежит только экономика.

По заявлению министра, в будущем все же стоит ожидать повышение цены на СПГ в результате постепенного выздоровления мировой экономики.

В последнее время инвестиции из Катара появились на российском нефтегазовом рынке. Самой известной стала сделка по покупке катарским суверенным фондом части акций компании «Роснефть».

Нашим бизнесменам есть чему поучиться у арабских коллег. Прежде всего – манере ведения бизнеса. Есть один камень преткновения,  который мешает более тесному российско-катарскому сотрудничеству. Вместо того чтобы эффективно отстаивать собственные экономические интересы по тем правилам, которые установлены международными стандартами, и всячески лоббировать российские проекты в Дохе с расчетом на долгосрочные дивиденды, отечественные предприниматели порой пытаются наспех «урвать» возможную прибыль, наскоками наведываясь в Катар.

Нельзя сбрасывать со счетов катарский деловой менталитет, который не ставит во главу угла быстрое получение денег в обход действующего законодательства, а, наоборот, приветствует серьезное намерение иностранного партнера поучаствовать в длительном развитии той или иной совместной сделки.

Российским компаниям, желающим вести деятельность в эмирате, целесообразно пойти по пути «Газпрома» и открыть представительство в Дохе.

Согласно катарскому предпринимательскому законодательству в большинстве случаев (когда деятельность не осуществляется напрямую) иностранная компания, намеревающаяся работать в Катаре, подбирает местного агента, который будет представлять ее интересы в государственных и частных организациях, ведь большинство разрешений и лицензий на ведение коммерческой деятельности в этой арабской стране могут получить только коренные подданные.

Кроме того, участие в тендерах также целесообразно осуществлять через катарского представителя, который с меньшими затратами может получить необходимую информацию и документы, а также реагировать на любые изменения в конъюнктуре местного рынка.

Катарское законодательство содержит множество «ловушек» для иностранного предпринимательства, что существенно усложняет процесс ведения бизнеса. Именно поэтому потенциальным российским инвесторам и подрядчикам следует заранее рассмотреть возможные стратегии и правильно подобрать организационно-правовую форму для своей компании в эмирате, а не бездумно бросаться в омут юридических нюансов иностранных законов. Помочь на данном этапе может скоординированная работа российских государственных структур.

Весной М.Сада заявил, что в качестве перспективного рынка поставок сжиженного природного газа Катар рассматривает государства Европейского союза, добавив, что эмират намерен инвестировать более в терминалы и мощности по приему СПГ в Великобритании. Совокупная мощность регазификационных терминалов в Европе достигает порядка 220 млрд куб. м. Однако терминалы заполнены лишь на 23–25%.

Некоторое время назад вице-президент польской государственной компании PGNiG М.Вожняк проинформировал, что Польша планирует увеличить закупки катарского газа с 1,3 до 2,7 млрд куб. м. В марте с.г. было объявлено, что PGNiG подписала дополнительное соглашение с компанией Qatargas, которое предусматривает рост сбыта катарского СПГ польским потребителям.