- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция расширяет свое присутствие в Афганистане

13 февраля 2005 года Турция приняла на очередные шесть месяцев командование Международными силами содействия безопасности в Афганистане (ISAF). На состоявшейся в кабульской штаб-квартире ISAF церемонии турецкий генерал Этем Эрдаги (Ethem Erdag?) принял командование от представителя Европейского корпуса НАТО французского генерала Жан-Луи Пи.

В настоящее время международные силы в Афганистане насчитывают 8,5 тысячи военнослужащих из 37 стран. Наиболее крупные подразделения представлены Францией и Германией. Помимо этого в Афганистане дислоцированы 18 тысяч военнослужащих международного воинского контингента во главе с США, которые в конце 2001 года свергли режим движения «Талибан».

Как заявил турецкий генерал, одной из основных задач международных сил в ближайшие месяцы будет обеспечение безопасности в западных районах Афганистана. С этой целью в ближайшее время в Афганистан будут переброшены дополнительные воинские контингенты из Испании, Италии и Литвы. Сейчас ISAF присутствует в Кабуле и северной части страны. Распространение сферы их действия еще на четыре западные провинции подчеркивает планы НАТО на долговременное обустройство в Афганистане.

Это не первый опыт участия Турции в международных миротворческих усилиях. В 2002 году Турция в течение полугода уже возглавляла ISAF в Афганистане. Ранее турецкие военнослужащие принимали участие в миротворческих миссиях в Сомали и на Балканах. Определенный положительный опыт, наработанный генштабом турецких ВС в этих операциях, стал весомым доводом для США, которые в июне 2004 года на саммите НАТО в Стамбуле настояли именно на кандидатуре представителя Турции на должность командующего ISAF на очередной второй срок.

Кандидатура Турции была поддержана союзниками, прежде всего США, также и в связи с содержанием основных задач Международных сил содействия безопасности в Афганистане на ближайшее будущее. Эти задачи, в частности, предусматривают расширение зоны ответственности НАТО в Афганистане путем создания дополнительных так называемых провинциальных восстановительных команд, оказание этой стране экономической помощи, отработку оптимальных путей налаживания скоординированных действий ISAF и воинского контингента во главе с США, обеспечение безопасности и нужного результата на предстоящих осенью с. г. парламентских выборах. Турция, являясь в НАТО единственной мусульманской страной, по мнению натовских экспертов, как никакая другая страна подходила на роль руководителя ISAF на нынешнем очень сложном этапе становления Афганистана, где, к сожалению, проявления терроризма, в том числе героинового, не только сохраняются, но и нарастают.

Имеет значение в этом плане, полагают они, еще и тот факт, что в декабре 2003 года в НАТО было приято решение об учреждении новой должности в Афганистане. Речь идет о высшем гражданском должностном лице, представляющем альянс в этой стране. После долгих согласований на эту должность был назначен известный турецкий политический и государственный деятель, бывший министр иностранных дел и председатель парламента Турции Хикмет Четин. Другими словами, на нынешнем этапе высшее военное и гражданское представительство НАТО в Афганистане осуществляют турецкие представители.

Серьезность стоящих в Афганистане задач и выбор для их реализации именно Турции свидетельствует о возрастающей роли Анкары для восточной политики Запада. Решающую заявку на роль одного из самых активных «игроков на афганском поле» Турция сделала 1 ноября 2001 года, когда на заседании правительства страны было принято решение о направлении в Афганистан отряда специального назначения в количестве 90 человек. Этому решению предшествовали длительные дебаты и обсуждения как в заинтересованных государственных ведомствах, так и в общественных организациях и средствах массовой информации по вопросу обращения США 26 октября 2001 года с просьбой направить турецких военнослужащих в Афганистан. Парламент Турции в соответствии с конституцией страны своим решением наделил правительство страны полномочиями принять решение по этому вопросу. Положительное решение правительства о направлении турецких военнослужащих в Афганистан с целью «проведения разведывательных операций, обеспечения безопасности мирных жителей и доставки для них гуманитарной помощи» было одобрено и президентом Турции. В постановлении правительства особо отмечалось, что «решение о направлении турецких коммандос в Афганистан принято в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН 1368 и 1373 и союзническими обязательствами в рамках НАТО». В документе подчеркивалось, что Турция, понимая важность совместных действий международного сообщества в борьбе против терроризма, открывает свое воздушное пространство для самолетов США и предоставляет американским ВВС два аэродрома на своей территории для использования в ходе возможной военной операции.

Это решение Турции представляло для США чрезвычайную важность. Вашингтон, несмотря на широкую поддержку после трагических событий сентября 2001года международным сообществом своих действий против террористического интернационала, все же опасался возможной консолидации на религиозной почве мусульманского мира в защиту существующего в Афганистане режима. Это подтверждается содержанием одного из документов, подписанного президентом США Джорджем Бушем. Глава Белого дома в поздравительном послании Ассамблее турецко-американских обществ в связи с 22-й годовщиной ее создания особо остановился на решении Турции отправить своих солдат в Афганистан. Он отметил, что «Турция – заслуживающий доверия верный друг и единственная мусульманская страна, являющаяся членом НАТО. Именно ее военная и дипломатическая поддержка продемонстрировала всему миру, что США воюют с всемирным злом – террором, а не с исламом». Буш напомнил также слова основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка, который говорил, что «кратчайший и самый эффективный путь к победе в войне — это создание международной коалиции». «Сегодня в борьбе против терроризма за создание свободного мира США и Турция как никогда близки и едины» — констатировал американский президент.

Такая высокая оценка Вашингтоном союзнических обязательств Турции на афганском «поле» связана также с тем, что Анкара дала согласие на увеличение своего воинского контингента в Афганистане и доведение его численности до 1,4 тысячи человек. В частности, в Кабул будет переброшен механизированный пехотный полк для охраны столичного аэропорта, где ранее службу несли военнослужащие Исландии.

Постепенное утяжеление союзнического груза для Турции в Афганистане объясняется и обеспокоенностью США отсутствием ощутимых конкретных результатов своего военного присутствия на афганской территории. Лидер талибов Омар и бен Ладен не пойманы, производство наркотиков, сбыт которых финансируют их организации, не только не сократилось, но и многократно выросло по сравнению с периодом нахождения у власти режима Талибана. На нынешнем этапе, и в Вашингтоне это понимают, для формирования своих эффективных позиций в Афганистане кроме военного контроля необходимо реальное экономическое участие в реализации конкретных жизненно важных для населения этой страны проектов. Однако, как выяснилось, страны-доноры выделили лишь 54% суммы, необходимой для их осуществления.

Анализ выделения средств и их использования неожиданно показал, что в этой сфере наиболее разумную и эффективную политику в сегодняшнем Афганистане проводит Иран. В частности, Программа ирано-афганского сотрудничества в такой важной для афганцев области, как сельское хозяйство, предусматривавшая реализацию 23 проектов общей стоимостью около 12 млн долларов, практически выполнена. В ряде провинций, в том числе в неподконтрольных контингенту НАТО и американцам, восстановлены водопроводные и ирригационные системы, построено около 200 артезианских скважин, две линии электропередачи стоимостью около 14 млн долларов, восстановлены и построены автомобильные дороги общей протяженностью более 300 километров. По оценкам экспертов, Иран становится сегодня основным торговым партнером Афганистана. Иранский экспорт в Афганистан по итогам 2004 года превысил 400 млн долларов, а доходы Ирана только от транзитных перевозок в Афганистан составили более 1,2 млрд долларов. По имеющимся данным, Тегеран выделил на восстановление Афганистана более 500 млн долларов, что составляет около 50% всех средств, выделенных на эти цели мировым сообществом в 2002-2004 годах. Уже в этом году был сформирован ирано-афганский Межправительственный комитет по экономическим вопросам под председательством министров финансов двух стран. Это говорит о выходе торгово-экономических связей Афганистана и Ирана на качественно новый уровень, который позволит Кабулу и Тегерану налаживать продуктивный диалог и в других областях.

Такое развитие событий не могло не обеспокоить США, которые решили обуздать активность Ирана, противопоставив ей желание Турции принимать участие в экономическом обустройстве Афганистана. Необходимо отметить, что такая задача перед турецкой стороной стояла с самого начала, сразу же после падения талибского режима. Турецкой стороной была разработана специальная программа работы турецких фирм в Афганистане, предусматривающая турецкие капиталовложения в развитие 32 направлений в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте, образовании, здравоохранении, связи, средствах массовой информации и пропаганды. При этом планировалось, что турецкие компании, которые уже закрепились на рынках Киргизии, Казахстана и Узбекистана, «перенесут» свою деятельность и на Афганистан.

Однако распыленность поставленных задач, отсутствие стабильности и гарантий безопасности существенно охладили пыл турецкого бизнеса, который отказался тогда рисковать и предпочел ждать более благоприятных условий. Сегодня, с учетом расширения своего военного присутствия, наличия в арсенале должности высшего гражданского представителя от НАТО, а также заинтересованности, а значит и поддержки со стороны США, Турция возвращается к активному решению ранее поставленных задач по освоению афганского «поля». Именно на это, кстати, намекнул в Кабуле и турецкий генерал Этем Эрдаги в своем выступлении по случаю вступления в должность командующего ISAF. Генерал подчеркнул, что «есть намерение оказать военную поддержку всему контингенту представителей турецких деловых кругов, принимающему участие в обустройстве постталибского Афганистана».

Эксперты полагают, что готовность Турции расширить свое присутствие в Афганистане связана не только с верностью союзническим обязательствам в рамках НАТО. Прежде всего, Анкара на примере участия в урегулировании ситуации вокруг Афганистана намерена продемонстрировать Европейскому союзу свою эффективность и незаменимость в налаживании диалога между Западом и исламским миром. Для Турции это особенно важно накануне переговоров о вступлении в ЕС. Успех Анкары в Афганистане может сыграть положительную роль в сокращении сроков этих переговоров, которые, по некоторым прогнозам, могут растянуться на 10-12 лет.

Не стоит сбрасывать со счетов и сохраняющуюся линию Анкары на укрепление в Афганистане через участие в усилиях международного сообщества и НАТО своих позиций в Центральной Азии. Традиционно используя в своей политике факторы этноконфессиональной близости, Турция активизирует особые отношения с «тюркским крылом» Объединенного фронта. Учитывая, что генеральный штаб вооруженных сил Афганистана возглавил генерал А.Р. Дустум, не исключена даже попытка «оживления» Национального исламского движения Афганистана (НИДА). Особое внимание будет уделено налаживанию предметного долгосрочного сотрудничества в военной сфере. Как известно, после поражения в боевых действиях с талибами генерал длительное время вместе с семьей и ближайшим окружением проживал в одном из привилегированных районов Анкары и поддерживал с высшим турецким военно-политическим руководством хорошие отношения, которые сохранились и сегодня.