- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за попытками США урегулировать катарский кризис

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон предпринимает попытки организовать на этой неделе переговоры министров иностранных дел Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ в Вашингтоне. Об этом сообщила со ссылкой на неназванных представителей американской администрации газета «Вашингтон пост». Начальник пресс-службы Госдепартамента США Хезер Науэрт сообщила сегодня изданию, что на состоявшейся во вторник, 13 июня встрече в Вашингтоне РексТиллерсон и глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр согласились с необходимостью совместной работы в целях урегулирования напряженности в отношениях Катара с государствами Ближнего Востока и Северной Африки. По словам Х.Науэрт, руководители внешнеполитических ведомств США и Саудовской Аравии считают, что самая острая фаза этого кризиса прошла, и надеются на лучшее.

Тем не менее, издание со ссылкой на неназванного сотрудника Госдепартамента США сообщает, что шансы на проведение четырехсторонней встречи по Катару в Вашингтоне на текущей неделе невелики. Представляется, что стороны еще не готовы сделать данный шаг, пояснил дипломат. США. Позже пришло опровержение и о том, что такая инициатива Вашингтона вообще имела место, хотя американцы сейчас безусловно ведут со всеми участниками кризиса подготовительную работу для начала таких консультаций. Одновременно с этим идет и соответствующая обработка Дохи. США поставят Катару американские истребители McDonnel Douglas F-15 Eagle  на сумму около 12 млрд долларов. Эту информацию, распространенную ранее рядом американских СМИ, подтвердил в среду вечером Пентагон. «Министр обороны США Джеймс Мэттис провел встречу с катарским госминистром обороны Халедом бен Мухаммедом аль-Атыйей, чтобы обсудить завершающие шаги по покупке американских истребителей F-15 Катаром», — говорится в заявлении представителя американского Минобороны Роджера Кэбинеса, которое приводит телекомпания Си-эн-эн. По словам Р.Кэбинеса, данная сделка на сумму 12 млрд долларов усилит «взаимодействие и сотрудничество в области безопасности между Соединенными Штатами и Катаром». Как указал представитель Минобороны, Дж.Мэттис и Х.аль-Атыйя во время состоявшейся в среду встречи также «обсудили взаимные интересы в области безопасности, включая ход текущих операций против ИГ (террористическая группировка «Исламское государство», запрещена в РФ — прим. ТАСС), и важность деэскалации напряженности» между Катаром и рядом арабских стран, чтобы «все партнеры в регионе Персидского залива смогли сосредоточиться на достижении общих целей». Точное количество F-15, которые Вашингтон готов поставить Дохе, в сообщении Пентагона не указывается. Однако агентство Блумберг ранее передавало, что речь идет о 36 самолетах. 18 ноября прошлого года стало известно о продаже Соединенными Штатами Катару 72 истребителей F-15QA на сумму 21,1 млрд долларов и различного сопутствующего оборудования и вооружения. Вот, собственно, и вся природа конфликта в рядах ССАПГЗ, которую спровоцировал лично америкианский президент США Д.Трамп в период своего «исторического» визита в Эр-Рияд в мае с.г. Очень интересно, как отреагируют на эту новость в том же Эр-Рияде или Абу-Даби, но факт остается фактом: восстановление прежнего уровня доверия между Вашингтоном и аравийскими монархиями является большой проблемой, несмотря на все оптимистичные заявления с  обеихсторон. Верить Вашингтону, который сначала объявляет Катар государством-спонсором терроризма, что, кстати, подразумевает внесение его в «черный список» Минюста США, а затем продает ему оружие, в общем-то, сложно. Пока в Эр-Рияде делают «хорошую мину при плохой игре» только по причине жесткой антииранской риторики Д.Трампа, но совершенно очевидно, что КСА до конца своему партнеру не доверяет опять же по причине его излишней прагматичности, которая хороша для бизнесмена, но не президента. Сделав ставку на реанимацию стратегического альянса с Саудовской Аравией и ее нынешними союзниками, ряд из которых, например, ОАЭ и АРЕ таковыми можно считать чисто ситуативными (что очевидно показывает последний по времени кризис аравийской коалиции и события в Ливии), но не долгосрочными, Вашингтон, конечно, не старался решать вопрос о создании «ближневосточного НАТО». Как, прежде всего, бизнесмены, а не политики, нынешняя администрация США умеет просчитывать инвестиционные риски и прекрасно осознает всю утопичность этой идеи. Не говоря уже о глубинных внутренних противоречиях внутри самих потенциальных партнеров по такому альянсу, никто из них (за исключением может быть только АРЕ и Иордании) не обладает серьезным боевым потенциалом. Это совсем не шахский Иран с третьей по численности армией мира или Турция времен правления военных и ручных им гражданских. Искать тут выгоду с точки зрения надежных и эффективных региональных военных партнеров в данном случае не приходится. И Вашингтон предложил очень простую сделку: мы ужесточаем антииранскую позицию и гарантируем вам безопасность от внешнего вмешательства (а никто и не пробовал пока, но если такой сценарий и случится, то в атаку на Аравийском полуострове пойдут не классические армии, а мобильные немногочисленные группы партизан из Йемена и Ирака, против которых американские войска практически бессильны), а взамен аравийские монархии начинают практически безальтернативно от европейских рынков закупать американское оружие в таких размерах, которые, конечно, радуют ВПК США, но совершенно алогичны с точки зрения здравого смысла. Если еще проще — выкуп в виде оборонных заказов в обмен за безопасность. И Катар, который до последнего момента сомневался и выбирал между французскими и американскими военными самолетами, на фоне нынешнего кризиса решились на откровенную взятку американцам. ВВС Катар точно не надо столько самолетов, достаточно вспомнить, что в том же Йемене их было всего шесть в составе аравийской коалиции и в рамках свержения Каддафи столько же. И это был предел. И как только стало ясно, что французские конкуренты с катарского рынка надежно устранены, в Вашингтоне Госдепартамент начал консультации в рамках умиротворения конфликтующих аравийских монархий. Пока, естественно, это только подготовка (сторонам надо сохранить лицо), но никаких сомнений в том, что после рамадана они перейдут в более практическое поле, нет. Таким образом, Вашингтон помимо чисто финансовых выгод, еще и продемонстрирует миру свою способность в качестве мирного посредника: сам стимулировал кризис, сам же его и загасил. Именно «загасил», поскольку принципиальные разногласия между Катаром, КСА, АРЕ и ОАЭ никуда не денутся, и через какое-то время Доха вновь покажет свои зубы. Но это Белый дом уже волновать не будет, поскольку он решил три свои основные задачи через «принуждение Катара к конструктивному диалогу». Про ненужные и дорогостоящие игрушки в виде продукции ВПК мы уже говорили. Второй момент — это отход Катара от активного спонсирования Демократической партии в США. Вообще, по итогам своего вояжа в КСА Д.Трамп серьезно лимитировал приход денег из аравийских монархий в кассу демократов, и заодно приглушил «гневный голос» внутри своей партии в лице сенатора Маккейна и его круга. И сенатор и его друзья, в общем-то, через систему спонсирования его фонда кормятся как раз у Эр-Рияда. Про переход под знамена Д.Трампа большей части американского ВПК говорить вообще излишне. И, наконец, еще одна важная задача, о которой речь пойдет ниже.

Обратим внимание на еще один важный аспект переговоров министра обороны США со своим катарским коллегой. Это обсуждение вопросов «совместной борьбы» с «Исламским государством». Нынешние давление на Доху, как одного из главных спонсоров этого явления, имеет и чисто практическое значение. Американцам сейчас нужна даже не помощь Катара в том, чтобы заставить сторонников ИГ выйти наконец из Мосула и Ракки (штурмы этих оплотов ИГ затянулись без меры, все приличные сроки, обещанные Д.Трампом, уже прошли), а в том, чтобы отряды суннитского сопротивления не тревожили более американский контингент своими террористическими атаками уже после того, как эти города формально перейдут под контроль Багдада или союзников США в Сирии. Хотя и вопрос беспрепятственного выхода сторонников ИГ из той же Ракки сейчас худо-бедно решается. С Ираком вопрос обстоит сложнее, там много факторов, и гарантии спокойствия не смогут дать даже в Дохе до тех пор, пока Багдад не пойдет на реальное инкорпорирование суннитов во власть. А вот в Сирии эта задача по плечу Дохе (и Анкаре), и она сейчас начнет решаться активно. Главное для американцев сейчас посредством Катара перебросить сторонников ИГ под Пальмиру и Дейр эз-Зор (американцы не возражают, если его возьмет ИГ, а затем уступят этот город лояльной США  оппозиции), и тем самым создать себе условия для спокойного контроля этой провинции, и подготовки активной операции на юге Сирии, где вопрос о создании «широкой зоны безопасности» по всей границе уже согласован с тем же Амманом. Без спокойствия на севере и гарантий от активных вылазок ИГ на юге (особенно в районе сосредоточения границ между Ираком, Иорданией и Сирией) американцы не смогут в полной мере реализовать свой план по созданию двух своих основных оплотов в Сирии. Кстати, если кто-то всерьез полагает, что гражданская война в Сирии завершена, то это не так. Именно с этих оплотов и будет осуществляться дальнейшая экспансия подготовленной вооруженной оппозиции внутрь Сирии в краткосрочной перспективе. В этой связи необходимо констатировать, что Вашингтон реализует (или пока, скорее, старается реализовать в Сирии) старую идею о создании зон безопасности с фактическим режимом бесполетных зон. И создаются они точно не для того, чтобы просто разделить Сирию по конфессиональному признаку. Напомним, что генеральной задачей любой администрации в Вашингтоне будет смена режима Башара Асада в Сирии, и не меньше. В этом плане не надо обманываться. С учетом нынешней тесной связки Дамаска с Москвой эта задача становится приоритетной и безальтернативной, и строить излишние иллюзии в этом плане не рекомендуется. Через отстранение от власти  Б.Асада из Сирии будут выдавливать Россию и Иран. И кто придет Б.Асаду на смену для Вашингтона не так уж и важно, поскольку американцы сейчас через «приручение» Эр-Рияда и Дохи, как основных спонсоров исламистского терроризма, формируют свой новый инструмент влияния на джихадистский сегмент в мусульманском мире. То есть стараются возродить афганский алгоритм воздействия на ситуацию времен советского присутствия в этой стране через «исламский фактор». Через него США надеются и контролировать сирийскую оппозицию после смены режима. Кстати, через ту же Доху сейчас начнет диктоваться и линия поведения для афганских сторонников ИГ, которые находятся безусловно под ее контролем. Вот, собственно, основной тезис новой концепции США в этом регионе, и естественно, что решить его без вовлечения в свою жесткую орбиту влияния КСА и Катара было бы невозможно. Отсюда и нынешний явно спровоцированный скандал в ССАПГЗ, антииранская риторика, и, как итог — выстраивание аравийских монархий под свою политику. Но не надо думать, что здесь все будет гладко. И Эр-Рияд, и Доха уже имеют опыт общения с такими президентами США и с такими концепциями внешней политики, что не помешало им очень активно решать свои собственные проблемы и, когда надо, игнорировать те или иные пожелание американцев. И вот этот момент, похоже, в Белом доме пока осознают не в полной мере.