- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (12 – 18 июня 2017 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с кризисом в отношениях между группой арабских стран (Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Бахрейн) и Катаром. На региональном и международном уровне прилагаются усилия по поиску путей выхода из создавшейся конфликтной ситуации. В то же время Катар и его оппоненты всячески пытаются получить политико-дипломатическую поддержку со стороны как можно большего числа стран, в том числе ведущих мировых держав.

Министр иностранных дел Саудовской Аравии А. аль-Джубейр, находясь в Вашингтоне, заявил 13 июня о готовности королевства направить продовольственную и медицинскую помощь Катару, если это необходимо, назвав введенные против эмирата меры бойкотом, а не блокадой. По словам А. аль-Джубейра, «морские порты и аэропорты Катара открыты, введенный нами запрет распространяется только на катарские самолеты». В то же время глава МИД КСА подчеркнул, что «государства региона требуют от Катара прекратить поддержку террористических группировок и отказаться от вмешательства во внутренние дела стран. Мы надеемся, что Катар ответит на наши требования, чтобы преодолеть кризис». 16 июня А. аль-Джубейр сообщил, что КСА, Бахрейн, Египет и ОАЭ готовят список претензий к Катару, который скоро будет вручен властям этой страны.

13 июня власти КСА и ОАЭ разрешили авиакомпаниям из третьих стран использовать свое воздушное пространство и аэропорты во время рейсов в Катар и из него.

Банки ОАЭ прекратили свое участие в торгах в Катаре, что резко замедлило оборот финансовой системы эмирата. 18 июня ОАЭ предложили странам Запада создать механизм наблюдения за действиями Катара с тем, чтобы заставить его прекратить поддержку террористов.

Временное правительство Ливии, действующее в Тобруке, приняло решение о запрете экспорта ливийской нефти компаниям, которыми владеет Катар. Эти меры введены из-за «финансовой и идеологической поддержки Катаром террористических организаций, движения «Братья-мусульмане» (запрещено в РФ) и экстремистских вооруженных группировок, действующих на территории Ливии». Было подчеркнуто, что «в отношении тех, кто воспротивится этому, будут применяться законные меры, так как это затрагивает национальную безопасность ливийского государства».

Экономическая блокада, организованная противниками Катара, оказывает негативное воздействие на эмират. В результате сухопутной блокады и прекращения работы с катарскими банками в стране отмечается дефицит наличной валюты. Между тем часть западных банков продолжают действовать в эмирате в обычном режиме, опасаясь потерять многомиллиардные контракты. Другие западные банки прекратили межбанковские операции и кредитование в Катаре и лишь обслуживают существующие бизнесы. Катарский риал 14 июня достиг нового минимума с 1998 г. по отношению к доллару США, а фондовый рынок страны упал примерно на 9%. Катар, который является вторым в мире производителем гелия, был вынужден закрыть свои предприятия по изготовлению инертного газа в связи с экономическим бойкотом, объявленным эмирату его соседями. В то же время Катар начал доставку грузов по морю из Омана вместо ОАЭ.

15 июня в Вашингтоне государственный министр обороны Катара Х. аль-Атыйя провел переговоры с главой Пентагона Дж. Мэтисом. Стороны «обсудили взаимные интересы в области безопасности, включая ход текущих операций против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) и важность деэскалации напряженности» между Катаром и рядом арабских стран. Дж. Мэттис и Х. аль-Атыйя также подписали письмо о согласии с предложениями по продаже Катару 36 истребителей F-15QA на сумму около 12 млрд долларов. Кроме того, было объявлено, что Катар и США намерены провести совместные учения ВМС двух государств.

Президент России В. Путин 13 июня обсудил обострение ситуации вокруг Катара с королем Саудовской Аравии Сальманом и наследным принцем Абу-Даби М. аль-Нахайяном.

Министр иностранных дел Великобритании Б. Джонсон 13 июня призвал соседние с Катаром государства ослабить введенную в отношении этой страны дипломатическую и экономическую блокаду.

Иракское правительство выступает против блокады Катара, заявил 13 июня премьер-министр Ирака Х. аль-Абади.

«Катар не поддерживает ИГ», — заявил 13 июня президент Турции Р. Т. Эрдоган, подчеркнув, что эта страна «вместе с Турцией вносят самый большой вклад в борьбу с терроризмом». Эрдоган назвал изоляцию Катара «бесчеловечной и противоречащей исламским ценностям». Власти Турции не выступают в поддержку какой-либо одной стороны в кризисе между Катаром и рядом стран Персидского залива, заявил глава турецкого МИДа М. Чавушоглу, посетивший на минувшей неделе с посреднической миссией Катар, КСА и Кувейт.

Тем временем в Эр-Рияде 17 июня сообщили, что Саудовская Аравия «не может позволить Турции организовать военные базы на своей территории. Королевство не нуждается в этом».

Американскую администрацию тревожит сближение Анкары с Москвой, заявил 14 июня госсекретарь США Р. Тиллерсон. В то же время он отметил, что «отношения с Турцией чрезвычайно важны для США. Они также важны для НАТО, для Европы». При этом Тиллерсон не отрицал, что Вашингтон «озабочен развитием событий в Турции, особенно после попытки государственного переворота», предпринятой в июле 2016 г. Тем не менее, между Турцией и США продолжается активный диалог высокого уровня. «И мы обсуждаем проблемные вопросы».

Тем временем в американо-турецких отношениях появился новый элемент напряженности. На минувшей неделе правоохранительные органы США выдали ордера на арест 12 телохранителей Эрдогана, принявших участие в столкновениях между сторонниками политика и прокурдскими активистами во время визита президента Турции в Вашингтон 17 мая. Госсекретарь США Р. Тиллерсон заявил, что действия правоохранителей «посылают ясный сигнал, что США не потерпят тех, кто использует запугивание и насилие для подавления свободы слова и допускаемых по закону политических высказываний». В то же время действия правоохранительных органов США вызвали бурную негативную реакцию со стороны президента Р. Т. Эрдогана.

Турция завершила строительство 700-км стены на границе с Сирией, заявил 15 мая министр обороны республики Ф. Ышык. Заграждение воздвигли для того, чтобы предотвратить проникновение в Турцию террористов из ИГ и боевиков Рабочей партии Курдистана, запрещенной в Турции. Ф. Ышык добавил, что работы по строительству аналогичной стены начаты на границе с Ираном.

В различных районах Сирии правительственные войска и союзные им силы при поддержке ВКС России продолжали вести бои с вооруженными  формированиями ИГ и других террористических группировок. На северо-востоке страны в провинции Ракка сирийская армия и отряды ополченцев расширяют масштабы операции против боевиков ИГ к югу от реки Евфрат, где к настоящему времени от террористов очищены значительные территории и освобождено большое число населенных пунктов. При этом в отдельных местах отмечены столкновения между сирийскими военными и отрядами поддерживаемых США преимущественно курдских «Сил демократической Сирии» (СДС). На минувшей неделе формирования СДС при участии американского спецназа и массированной поддержке авиации западной коалиции во главе с США вели тяжелые бои по вытеснению боевиков ИГ из города Ракка. Сообщается, что руководство СДС наращивает группировку сил как для борьбы с боевиками ИГ, так и для противостояния сирийской армии. По заявлениям американских военных, лидеры ИГ бежали из Ракки и иракского Мосула в город Эль-Маядин на востоке Сирии близ границы с Ираком, где теперь находится центр руководства этой террористической организации.

Правительственные войска и отряды ополченцев отбили попытки террористов ИГ вернуть под свой контроль нефтяные и газовые колодцы в 40 км к северу от Пальмиры. Союзным войскам удалось зачистить от боевиков населенный пункт Аль-Будах в провинции Хомс. Сирийское командование продолжает наращивать группировку проправительственных сил на южном участке сирийско-иракской границы. Бои велись также в провинциях Хама, Дамаск, Алеппо и Дейр-эз-Зор.

Командование ВС САР объявило 17 июня о прекращении в одностороннем порядке боевых действий в южном городе Дераа на 48 часов с целью поддержать «усилия по примирению». США приветствуют объявление перемирия на юго-востоке Сирии, заявили в американском госдепартаменте.

Американские военные переместили две РСЗО HIMARS из Иордании на базу Эт-Танф на юге Сирии. В зависимости от типа боеприпаса HIMARS может поражать цели на расстоянии от 60 до 300 км. В районе на юге Сирии, куда США стягивают РСЗО, практически не осталось отрядов ИГ, заявил глава МИД России С. Лавров.

Минобороны России сообщило об успешных действиях ВКС РФ против террористов ИГ в конце мая – начале июня. Так, 28 мая два Су-34 и Су-35 нанесли удар по штабу террористов. В результате были уничтожены высокопоставленные командиры джихадистов, до 30 главарей среднего звена и до 300 рядовых боевиков. Возможно, погиб и главарь ИГ А. Б. аль-Багдади. В ходе авиаударов 6 и 8 июня были ликвидированы два видных полевых командира ИГ, уничтожено около 180 боевиков, большое количество различного вооружения и техники, 4 пункта управления, склад оружия и боеприпасов.

Отряды радикальной сирийской оппозиции при поддержке турецкой армии наступают на позиции курдов в районе Африн в провинции Алеппо.

Президент России В. Путин заявил 15 июня: «Мы собираемся наладить мирный политический процесс урегулирования между всеми сторонами конфликта» в Сирии. «Наша задача на ближайшую перспективу — поднять уровень и боеспособность ВС САР», чтобы уменьшить российское военной участие в боевых действиях, «предоставив возможность самим сирийским войскам функционировать эффективно и добиваться нужных им результатов. При необходимости, скажем, с помощью применения той же боевой авиации, можно было бы оказывать им текущую поддержку в решении задач по борьбе с террористическими организациями. Таковы наши планы».

Россия не получает от США внятных ответов по поводу причин, из-за которых боевики «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в РФ) систематично выводятся из-под ударов международной коалиции, заявил 16 июня министр иностранных дел нашей страны С. Лавров.

Президент Турции Р. Т. Эрдоган 16 июня призвал США и Саудовскую Аравию присоединиться к переговорам по межсирийскому урегулированию в Астане. Он также подчеркнул, что «разрешить кризис в Сирии и Ираке невозможно без посредничества Ирана».

Работа России и США по Сирии «идет позитивно, но еще рано строить догадки, даст ли она результат», считает госсекретарь США Р. Тиллерсон.

Парламент Египта одобрил 14 июня передачу двух спорных островов Тиран и Санафир в Красном море Саудовской Аравии. Таким образом, законодатели проголосовали за ратификацию соглашения с Эр-Риядом о демаркации морской границы между двумя государствами, подписанного в 2016 г. Саудовский законодательный орган ратифицировал это соглашение практически сразу после его заключения.

16 июня депутаты парламента Ливана приняли новый избирательный закон, на основе которого будут проведены всеобщие выборы в мае 2018 г. Голосование состоится на основе пропорциональной избирательной системы по 15 округам. Ранее, 14 июня, было одобрено решение о техническом продлении на 11 месяцев полномочий депутатов, которые истекают 20 июня с. г. Достигнутый компромисс между мусульманскими и христианскими политиками стал еще одним шагом на пути укрепления внутренней стабильности в Ливане.

Приложение 

О премьер-министре Турции Бинали Йылдырыме

Бинали́ Йылдыры́м родился 25 декабря 1955 г. в городе Рефхие в провинции Эрзинджан в Восточной Анатолии на востоке Турции в алевитской семье. Алевиты – субэтническая, религиозная и культурная община в Турции, Албании и Болгарии. В Турции алевиты составляют до 5% населения.

В 1973-1978 гг. учился на факультете судостроения Стамбульского технического университета. После окончания учёбы работал ассистентом и научным сотрудником на факультете, защитил диссертацию, получив ученую степень магистра.

С 1978 г. по 1993 г. работал в Главном управлении Турции по судостроительной промышленности.

С 1990 г. по 1991 г. представлял Турцию в Международной морской организации.

В 1991 г. получил профессиональную квалификацию во Всемирном морском университете при Международной морской организации ООН в Швеции по специальности «безопасность мореплавания и охрана окружающей среды».

С 1994 г. по 2000 г. работал в Стамбульском морском пароходстве, руководил Главным управлением паромов Стамбула. В этот период была значительно расширена сеть маршрутов и количество пристаней для этого вида транспорта, имеющего критически важное значение для многомиллионного мегаполиса. C 2002 г. по 2014 г. занимал пост министра транспорта, мореходства и коммуникаций Турции в составе пяти правительств. В 2014-2015 гг. — советник президента Турции Р. Т. Эрдогана, а в 2015-2016 гг. – вновь занимал пост министра транспорта, мореходства и коммуникаций.

Люди, долгое время проработавшие в близком окружении Б. Йылдырыма, характеризует его как очень прагматичного и рационального человека, хорошего управленца и хозяйственника. Находясь на посту министра, Б. Йылдырым активно занимался строительством автотрасс, аэропортов, скоростных железных дорог, туннелей, мостов. При нём были реализованы или заложены основы многих инфраструктурных проектов. В частности Б. Йылдырым отвечал за строительство моста в Стамбуле, связывающего западную и восточную части города через Босфорский пролив. На своей личной странице в интернете Б. Йылдырым написал, что при его пребывании на должности министра было построено 17500 км новых автомагистралей, 29 новых аэропортов и 1213 км высокоскоростных железных дорог.

С 2001 г. Б. Йылдырым активно занимается политической деятельностью. В этом же году вместе с Р. Т. Эрдоганом стал одним из основателей правоцентристской и исламистско ориентированной Партии справедливости и развития (ПСР), которая с 2002 г. является правящей в Турции. Сам же Б. Йылдырым практически со дня основания ПСР входил в высшее партийное руководство.

В 2002 г. Б. Йылдырым был избран депутатом Великого национального собрания (парламента) Турции от ПСР.

В 2014 г. участвовал в выборах мэра города Измир, но проиграл кандидату от оппозиционной Народно-республиканской партии.

22 мая 2016 г. на съезде ПСР был избран новым председателем партии и оставался на этом посту до 21 мая 2017 г., когда после конституционного референдума в апреле с. г. пост лидера партии вновь занял президент Турции Р. Т. Эрдоган. При этом Б. Йылдырым стал «вторым человеком» в ПСР.

24 мая 2016 г. Б. Йылдырым был утвержден на должности премьер-министра Турции, возглавив 65-е по счету правительство республики. Этот пост он  занимает по настоящее время.

Как отмечают политические наблюдатели, главной особенностью Б. Йылдырыма «является его стопроцентная лояльность Эрдогану». Он по праву считается одним из его наиболее близких соратников, «является тем человеком из окружения президента, которому можно доверять и поручить что угодно, даже возглавить правительство». Дружба Б. Йылдырыма с Р. Т. Эрдоганом началась еще в 1990-е гг., когда последний занимал пост мэра Стамбула, а Б. Йылдырым работал в Стамбульском морском пароходстве. С тех пор он входит в круг ближайших соратников турецкого лидера, который неоднократно ставил в пример работу Б. Йылдырыма на посту министра транспорта в правительствах, которые возглавлял Р. Т. Эрдоган.

После назначения Б. Йылдырым главой турецкого правительства местные эксперты заявляли, что он является полностью лояльной фигурой президенту Р. Т. Эрдогану и «не будет ему перечить, а будет тихо делать то, что скажет президент Турции. Он технарь и достаточно образованный человек. Перед ним поставлены сугубо технические проблемы, так как в Турции начали обостряться вопросы экономики. Политикой всецело будет заниматься по-прежнему Эрдоган». Ожидать каких-либо самостоятельных шагов от него не стоит. Так и произошло на деле.

Напомним, что на посту премьер-министра и главы ПСР Б. Йылдырым сменил А. Давутоглу. Последний «выражал несогласие с политикой Эрдогана, который хочет поменять парламентскую систему управления страной на президентскую, то есть максимально расширить свои полномочия». К тому же А. Давутоглу, как отмечали эксперты, проявлял растущую самостоятельность, «стал все чаще высказываться по тем или иным политическим вопросам порой в совсем отличной от Эрдогана манере». За Б. Йылдырымом же этого абсолютно не наблюдалось. Тем самым, назначив на должность главы кабинета министров «лоялиста», «Эрдоган укрепил свои политические позиции в стране».

Свою верность президенту Б. Йылдырым доказал во время попытки государственного переворота, предпринятой группой турецких военных в ночь с 15 на 16 июля 2016 г. В этот ответственный момент он однозначно встал на сторону Р. Т. Эрдогана и активно действовал по подавлению путча. В дальнейшем Б. Йылдырым поддержал все репрессивные меры против путчистов и сторонников находящегося в США оппозиционного исламского проповедника Ф. Гюлена и его организации ФЕТО, которых власти подозревают в организации июльских событий. Так, в период после подавления путча Б. Йылдырым заявлял, что намерен «с корнями» уничтожить движение Ф. Гюлена, с тем, чтобы оно «никогда больше не сыграло предательской роли по отношению к турецкому народу».

Является активным сторонником курса президента Р. Т. Эрдогана на трансформацию Турции из парламентской республики в президентскую. Именно Б. Йылдырым, выступая на съезде ПСР, предложил внести соответствующие изменения в конституцию страны. По его словам, «пришло время узаконить существующую де-факто ситуацию в политике Турции», что на деле означает закрепить в законодательном порядке фактически существующий в стране режим личной власти Р. Т. Эрдогана. Б. Йылдырым также заявил, что Турции удастся положить конец деятельности террористов и путчистов благодаря обновлению конституции. Премьер-министр деятельно участвовал в выработке изменений и дополнений в основной закон страны. По его словам, новая система власти будет способствовать искоренению политических кризисов и повышению способности компромиссов между властью и оппозицией в республике. Глава правительства вел активную работу по подготовке к проведению конституционного референдума, который состоялся 16 апреля 2017 г. и принес победу сторонникам Эрдогана.

Б. Йылдырым полностью поддерживает внешнеполитический курс президента Р. Т. Эрдогана, в том числе по таким принципиальным вопросам как вступление Турции в Евросоюз и отношения с соседними государствами. Выступает активным проводником и пропагандистом внешней политики президента.

В декабре 2016 г. Б. Йылдырым посетил с визитом Россию, где был принят президентом В. Путиным и провел переговоры с председателем правительства Д. Медведевым по вопросам нормализации двусторонних отношений, особенно в сфере экономики и торговли.

Имеет почётную степень доктора в нескольких университетах мира. Владеет английским и французским языками.

Женат на Семихе Йылдырым, родом из одного сел в провинции Эрзинджан. Жена по профессии педагог, долгие годы работала учительницей, сейчас на пенсии, но входит в группу активисток ПСР и является ответственной за реализацию различных социальных программ. В семье Б. Йылдырымов трое детей: два сына и одна дочь.

В заключение отметим, что одобренные на апрельском референдуме поправки в конституцию Турции предусматривают, в том числе, упразднение поста премьер-министра. Вместо этого у главы государства будет один или несколько вице-президентов. В складывающейся ситуации, как видится, Б. Йылдырым, как верный соратник Р. Т. Эрдогана, сможет сохранить один из ведущих постов в новой системе государственного управления Турцией.