- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации в Египте (март 2005 г.)

Очередное противостояние между правительством АРЕ и организацией «Братья-мусульмане» во многом определило ход мартовских событий в Египте. Апогей противостояния пришелся на 27 марта. В этот день полиция арестовала около 50 активистов организации «Братья-мусульмане», когда они пытались сначала перед зданием парламента в самом центре Каира, а затем на площади Рамзеса организовать манифестацию с требованиями проведения в стране более широких политических реформ по сравнению с предложенными Хосни Мубараком и протестами против вмешательства США в дела Египта.

Уличные манифестации запрещены в Египте в связи с чрезвычайным положением, в условиях которого страна живет после убийства президента Анвара Садата в 1981 году. Организация «Братья-мусульмане» формально запрещена, однако в целом египетские власти терпимо относятся к ее существованию. Призыв к проведению массовой манифестации исходил от верховного руководителя «братьев» Мухаммеда Махди Акефа, который заранее объявил, что расценивает ее как «демонстрацию силы и влияния» своей организации.

Не так давно Х. Мубарак предложил парламенту внести изменения в действующую конституцию с тем, чтобы впервые в истории Египта предстоящие в сентябре президентские выборы прошли через прямое всеобщее голосование на альтернативной основе. В настоящее время действующему президенту Египта 76 лет. Во главе страны он находится уже 24 года. Не исключено, что он намерен вновь баллотироваться на избрание, уже на пятый по счету срок.

«Братья» в целом положительно восприняли инициативу президента Мубарака, но потребовали отменить чрезвычайное положение, упразднить чрезвычайные суды, ограничить прерогативы президента, сократить до четырех лет срок действия президентского мандата, предусмотреть возможность повторного избрания только один раз. Они не исключают выдвижения собственного кандидата на президентских выборах, а также уже объявили, что примут участие в парламентских выборах, которые должны состояться в октябре — ноябре с.г.

Как поощрение активности «братьев» в Египте расценили предложения США к АРЕ заняться демократическими реформами. Заместитель верховного руководителя «братьев» Мухаммед Хабиб признал, что «все политические силы Египта в настоящее время подвергаются давлению» со стороны США, которые таким образом пытаются заручиться «поддержкой снизу» предложенных Вашингтоном реформ на Ближнем Востоке. Он дал понять, что «братья» готовы поддержать на президентских выборах кандидатуру Х. Мубарака или его младшего сына Гамаля в случае, если их требования будут удовлетворены. Поскольку 42-летний Гамаль уже отказался баллотироваться на предстоящих выборах, возможно, М. Хабиб делал заявку на предстоящие через шесть лет следующие выборы.

Выход «братьев» на улицы — первый за время правления Х. Мубарака. Как считает известный египетский политолог Диа Рашуан, «братья» поняли, что в Египте может возникнуть новая республика». «Давление на власти в новых условиях может принести свои плоды, и вес различных политических сил страны будет определен в зависимости от их возможности демонстрировать свою способность влиять на людей» — заявил он. По его мнению, цель акции «братьев» — показать, что у них есть, что сказать людям, и никто отныне не сможет их игнорировать.

Со своей стороны, главный редактор проправительственного еженедельника «Аль-Мусауар» и близкий сподвижник Х. Мубарака Мухаммед Ахмед полагает, что «братья вышли на улицы потому, что проводимая США кампания давления (на Египет) делает затруднительным использование режимом силы против манифестантов».

«Братья-мусульмане» считаются главной оппозиционной силой страны. Согласно оценкам, в случае проведения свободных парламентских выборов «братья» смогут получить от 15 до 20 процентов мандатов в 454-местном парламенте.

Вслед за «братьями» вывести людей на улицы решило оппозиционное Движение за политические изменения «Кефайя» («Этого достаточно»), выступающее против возможного переизбрания Х. Мубарака и за учреждение в Египте режима парламентской республики. Однако полиция воспрепятствовала проведению манифестаций в Каире и двух других городах. По данным лидера «Кефайи» Жоржа Исаака, были арестованы несколько десятков активистов движения. «Массивное использование полиции показало тот страх, который испытывают власти в связи с пробуждением египтян, требующих реальной, а не ампутированной демократии», — заявил он в этой связи. В «Кефайю» входят самые разнообразные политические силы — от левых марксистов до исламистов.

Египетские власти проявляют все большую нервозность в связи ростом активности оппозиции. Судя по всему, несмотря на видимую лояльность США, они не без оснований полагают, что известные заокеанские силы могут попытаться повторить в АРЕ уже неоднократно отработанный сценарий «оранжевой» революции. Пока не высказали своего отношения к планам Мубарака по демократизации общества египетские военные. Именно последние свергли в 1952 году монархический режим. С ними были тесно связаны все правившие в Египте президенты. Намерение Мубарака впервые провести президентские выборы на основе альтернативности и прямого всеобщего голосования может нарушить эту монополию.

В этой связи значительный интерес вызывают те, кто мог бы составить конкуренцию действующему главе государства в случае, если он примет решение баллотироваться на выборах. Согласно достаточно редкому в египетских условиях опросу общественного мнения, проведенному через Интернет, египтяне считают наиболее предпочтительным кандидатом на пост главы государства бывшего руководителя МИДа страны, генерального секретаря Лиги арабских государств Амра Мусу.

В то же время генеральный секретарь старейшей египетской партии Вафд (либеральная) Сайед Бадави считает, что Мубарак намеренно предложил провести предстоящие выборы на альтернативной основе. Цель этого шага — придать законность возможному переходу власти к Гамалю Мубараку в случае его победы на выборах. Роль последнего в правящей Национал-демократической партии неуклонно растет. «Египет ожидает большое политическое напряжение в ближайшем будущем, поскольку решение Мубарака оживило надежды ряда политиков, которые до недавнего времени были исключены из соревнования», — заявил Бадави. По мнению наблюдателей, Мубарак очень тонко рассчитал и время, когда он объявил свое решение (февраль 2005г.). Оно было выбрано так, чтобы не дать возможности потенциальным конкурентам подготовиться к выборам.

12 марта египетские власти были вынуждены уступить международному давлению и освободить лидера оппозиционной партии «Аль-Хад» Аймана Нура, проведшего в заключении шесть недель по обвинению в фальсификации официальных документов. Сам Нур уже объявил, что намерен баллотироваться на предстоящих президентских выборах.

Важная новость, касающаяся планов Египта в ядерной сфере, пришла 1 марта из Вены. В столице Австрии было объявлено, что АРЕ подпишет дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия только в том случае, если его подпишет Израиль. «Египет не готов взять на себя какие-либо дополнительные обязательства до тех пор, пока Израиль не присоединится к Договору о нераспространении ядерного оружия», — заявил в Вене посол АРЕ Рамзи Эззельдин. Как известно, присоединение к дополнительному протоколу означает возможность внезапных проверок инспекторами МАГАТЭ ядерных установок подписавшей этот документ страны.

10 марта Египет и Израиль достигли принципиального соглашения о контроле за границей сектора Газы после вывода оттуда израильских войск. Предусматривается, что в мае — июне Египет разместит на границе сектора 750 военнослужащих. Ранее Израиль настаивал на том, что так называемый Филадельфийский коридор будет патрулироваться его войсками. Как считают наблюдатели, достижение указанного соглашения может свидетельствовать о том, что отныне Израиль предусматривает свой полный уход из Газы. Одновременно Израиль вновь призвал палестинскую администрацию «реформировать аппарат служб безопасности» и «демонтировать инфраструктуру терроризма».

27 марта чрезвычайный суд государственной безопасности Египта приговорил некоего Махмуда Аид Даббуса к 35 годам тюремного заключения по обвинениям в шпионаже в пользу Ирана, подготовке покушения на президента АРЕ и попытке дестабилизации страны. В ходе процесса упоминался бывший иранский дипломат, руководивший действиями египтянина. Отдельным решением Мохаммед Реза Дуст, покинувший Египет в 2002 году, был заочно приговорен к 25 годам тюремного заключения. Официальный Тегеран тут же назвал этот процесс «сфабрикованным» и бездоказательным, хотя в ходе процесса Даббус полностью признал свою вину. Этот судебный процесс фактически прервал начавшееся было дипломатическое сближение Каира и Тегерана.

Из экономических новостей следует отметить заявление представителя Каира о намерении властей приватизировать нефте- газодобывающий сектор через продажу части госпакета акций двух добывающих компаний. Предполагается, что на биржу поступят 25 процентов акций государственной нефтехимической компании и до 20 процентов группы АМОК (Александрия минерал ойл компании). В ближайших планах Каира — продажа госпакетов во всех банках со смешанными капиталами, а также приватизация одной из основных государственных страховых компаний. По оценкам экспертов, эти меры призваны восстановить инвестиционную привлекательность египетской экономики. Дело в том, что прямые иностранные инвестиции в 2004 году составили всего 450 миллионов долларов, в то время как еще несколько лет назад этот показатель был в три раза выше. Подобное сокращение эксперты связывают с замедлением программы приватизации.