- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор отчёта SETAV, посвященного турецко-российским отношениям. Часть 11

В начале мая месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV) опубликовал отчёт, посвященный турецко-российским отношениям. Продолжаем рассмотрение главного раздела документа «Выводы», где перечислены предложения автора по политике, которую следует на его взгляд проводить Турции на российском направлении.

Прим.: Следует признать тот факт, что Турецкие ведомства, включая спецслужбы, пристально и эффективно отслеживают всех заметных российских специалистов (политологов, востоковедов и исследователей), в чью сферу интересов, так или иначе, попадает Турецкая Республика. Работа по ним турками ведется в широком спектре: от простого перевода на турецкий язык их выступлений в СМИ и статей, до установления с ними долгосрочных контактов, по возможности, неформального характера. Благо заметных профессиональных тюркологов, чьё понимание Турции не осталось на уровне периода Советского Союза и Холодной войны, в нашей стране – наперечёт, что существенно облегчает туркам задачу. С другой стороны, тысячи турецких бизнесменов и молодых людей, получивших опыт работы, учебы и просто проживания в России являются источником ценной информации для турецкой стороны и, при соблюдении прочих критериев, кузницей кадров. Так, что можно говорить о том, что потенциал турецких русистов в настоящее время уже перевесил потенциал российских тюркологов.

Прим.: здесь автор чётко уловил одну из самых сильных сторон Турции – симпатию и тягу к себе россиян. Наглядным свидетельством устойчивости этого тренда служит тот факт, что даже тяжелейший в современной истории кризис в российско-турецких отношениях, который сопровождался массированной атакой на Турцию в российских СМИ, не привел к сколь-нибудь значимому пополнению армии «турко-скептиков» в российском обществе. Отток туристов в качестве объективного критерия рассматривать не следует, поскольку главным фактором стала отмена чартерного сообщения, а отнюдь не смена настроения в российском обществе.

Прим.: действительно, Турция успешно работает на уровне региональных элит в России, проторив прямые дороги в высшие кабинеты органов власти и достаточно уверенно себя в них чувствуя. А поскольку точкой входа, как правило, является всё же экономика, а не тюркское «братство», то противопоставить что-либо пакету «три в одном» (экономика-гуманитарные связи-влияние) представляется весьма затруднительным.