- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О назначении министром внутренних дел КСА принца Абдель Азиза бен Сауда

Среди новых назначений короля Сальмана, которые произошли 21 июня с.г., для многих особенно стало неожиданным имя нового министра внутренних дел. На эту должность королевским указом был назначен принц Абдель Азиз бен Сауд бен Наеф бен Абдель Азиз Аль Сауд. До последнего времени это имя было практически неизвестно не только в Саудовской Аравии, но и за рубежом. Чем же обусловлен выбор короля Сальмана, назначившего именно его на столь важный пост в государстве? Прежде всего, что принц Абдель Азиз принадлежит к влиятельному клану, который всегда рассматривал  МВД как свою «вотчину». Принц Абдель Азиз — племянник ушедшего в отставку принца Мухаммеда бен Наефа, старший сын его брата принца Сауда бен Наефа, губернатора Восточной провинции, и, следовательно, старший внук покойного наследного принца Наефа бен Абдель Азиза, который возглавлял это ведомство на протяжении нескольких десятилетий (1975-2012 гг.).

Тем не менее, несмотря на такую хорошую родословную послужной список самого молодого министра внутренних дел за всю историю королевства весьма скромен. Принц Абдель Азиз бен Сауд родился в 1983 г. (он почти ровесник наследника принца Мухаммеда бен Сальмана) начальное образование получил в Тhe Dhahran Ahliyyah School (г. Дахран) престижном учебном заведении в Восточной провинции (его отец, принц Сауд в 1993-2003 гг. тогда занимал должность заместителя губернатора Восточной провинции). Затем он продолжил учебу в Университете короля Сауда в Эр-Рияде, который закончил с дипломом юриста. Несколько лет работал в частном секторе, где был связан с недвижимостью и фондовым рынком. Политическую карьеру он начал после восшествия на престол короля Сальмана в январе 2015 г., (и назначения его дяди заместителем наследного принца, а затем, в апреле 2015 г. наследным принцем) он занимал должность советника Королевской канцелярии в различных департаментах (права, системного управления и др.). Потом он стал советником в политическом управлении Министерства обороны, где, вероятно, и познакомился близко с принцем Мухаммедом бен Сальманом, проработав еще шесть месяцев в должности помощника министра. Тем не менее, полтора года назад он поступил на службу в МВД, где стал советником принца Мухаммеда бен Наефа — его последняя должность перед назначением на пост министра МВД. Он женат на принцессе Моди бинт Ахмед бин Абдель Азиз Аль Сауд. – дочери принца Ахмеда (главы МВД в 2012 г.), которого считают одним из влиятельных «оппозиционеров» наследному принцу Мухаммеду бен Сальману в королевской семье. От этого брака у него четверо сыновей (Наеф, Ахмед, Сауд, Мухаммед).

Аналитики отмечают, что это назначение является в какой-то мере «компенсацией» «клану Наефа», т.к. МВД остается за ним как и прежде. Тем не менее, принц Абдель Азиз считается также креатурой и наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, который «продвинул» его на этот пост. Все последние по времени перестановки позволили ему достичь беспрецедентной консолидации власти в своих руках, чего не было с самого момента основания королевства. Напомним, что из силовых министерств только Национальная гвардия остается пока под командованием принца Митеба бен Абдаллы, сына предыдущего короля. Иранские СМИ уже успели выступить с серией информационных материалов, а также аналитических статей, в которых последние перестановки, предпринятые королем Сальманом, рассматриваются как «мягкий переворот». Однако, по мнению некоторых западных экспертов, явного кризиса в королевской семье пока нет, но сильное недовольство «старших принцев» трудно скрывается.

Во многом это связано, что наследный принц Мухаммед бен Сальман сделал ставку на поколение «молодых принцев», которых отличает креативность, образование, энергичное желание начать преобразования в королевстве, но при  отсутствии серьезного государственного и политического опыта, что сопряжено с серьезными рисками при выработке внутренней и внешней политики королевства. Тем более, трудно пока говорить о личных и деловых качествах нового министра, а также о его стратегии по решению всех накопившихся проблем в сфере безопасности (борьба с террористическим подпольем, со светской и религиозной оппозицией, включая и сепаратистские движения в той же Восточной провинции и т.д.). Некоторые саудовские официозы, как «Аль-Ватан», указывают, что среди достоинств нового министра следует назвать «его скромность, стремление не выставлять себя напоказ как на официальных, так и на неофициальных мероприятиях», он отличается «проницательностью, хорошей интуицией по свидетельству тех, кто с ним работал и знал его близко». Но сказать что-то определенное пока не представляется возможным, т.к. принц Абдель Азиз бен Сауд долгое время оставался вне внимания общества и СМИ.

По всей вероятности, принца Абдель Азиза бен Сауда на посту главы МВД будет «подстраховывать» Ахмед бен Мухаммед ас-Салем, который был назначен королевским указом на должность заместителя министра (в ранге министра). Это опытный управленец из прежней «команды» принца Мухаммеда бен Наефа, находившийся долгое время на службе в МВД. Выпускник Университета штата Калифорния (the California State University), который он окончил в 1981 г. с докторской степенью по экономике, он успел побывать на ряде ответственных должностей. Начав свою государственную карьеру в качестве советника в Канцелярии Совета Министров КСА в 1987 г., он три срока подряд (1995-2001 гг.) избирался генсеком Совета министров внутренних дел арабских стран, а затем перешел на работу непосредственно в МВД КСА. В последние годы он входил в круг ближайших сотрудников принца Мухаммеда бен Наефа (помощник (undersecretary) главы МВД).

Таким образом, создавая «свою команду» наследный принц Мухаммед бен Сальман, старается добиться компромисса со своими оппонентами, назначая своих выдвиженцев, но сохраняя при этом старый аппарат. Однако эффективность такой стратегии зависит от предложенной им кандидатуры, насколько имеющееся квалификация позволит справляться с поставленными задачами, особенно на таком «горячем» посту как глава МВД. Помимо прочего, перед принцем Абдель Азизом стоит также задача не потерять доверие наследного принца Мухаммеда бен Сальмана и сохранить поддержку своего клана. Тем более, как полагают, что принц Мухаммед бен Наеф, утратив официальные посты, остается сильной «теневой фигурой» саудовской политики и впредь будет оказывать серьезное влияние на дела в МВД, в котором он у него немало сторонников. Это касается и наработанных контактов с американцами. Тем более, уже раздаются голоса, что смещение принца Мухаммеда бен Наефа это «большая потеря» для совместной антитеррористической борьбы КСА и США.

Отметим, что новый министр уже с первых дней пребывания на новом посту столкнулся с этой реальностью — попытка совершения террористического акта около Священной мечети 24 июня с.г., а также последовавшие за этим заявления о раскрытие террористической сети в г. Мекка и г. Джидда. Помимо официально озвученных версий о причастности Исламского государства» (ИГ, запрещено в России)  и зарубежных «своекорыстных враждебных сил», уже появились некоторые «конспирологические», которые связывают эти события непосредственно с перестановками в высших эшелонах власти. Во всяком случае, это первый «экзамен» на прочность для нового министра. Сможет ли он предложить новую стратегию по сдерживанию терроризма, как это, в целом, удавалось его дяде на протяжении последних лет? Поскольку, от ситуации с безопасностью в королевстве напрямую зависит успешность проведения экономических и социальных реформ, намеченных наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом, а также доверие и поддержка со стороны американских партнеров.