- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Йемен: критика ООН саудовских действий в районе порта Ходейда

На прошлой неделе ООН распространила коммюнике, в котором выражается озабоченность планами т.н. коалиции под руководством Саудовской Аравии распространить боевые действия против йеменских хоуситов и армейских частей, поддерживающих бывшего президента Али Абдаллу Салеха, на территории, прилегающие к красноморскому порту Ходейда.

Контролируемая в настоящее время силами хоуситов, отрядами народных комитетов и, поддерживающими их, йеменскими военными, Ходейда, является одним из крупнейших йеменских портов.  Через него осуществляются поставки до 80% всех грузов, прибывающих из-за рубежа, прежде всего, продовольственных, в блокируемый силами аравийской коалиции, Северный Йемен. Ранее мы уже сообщали на страницах сайта Института Ближнего Востока о пиратских действиях ВМС КСА, как раз в районе Ходейды, когда ими останавливались и перенаправлялись в саудовский порт Джидду суда, доставлявшие в Йемен муку, рис, растительное масло и другие товары первой необходимости. По мнению экспертов Совбеза ООН, готовивших документ, попытка сил коалиции захватить Ходейду, может вылиться в гуманитарную катастрофу и привести к резкому увеличению потерь среди гражданского населения.

Озабоченность Совбеза ООН ситуацией в районе Ходейды является еще одной, на этот раз недвусмысленной проекцией предупреждения Эр-Рияду, что он находятся в самой, что ни на есть, близости, от обвинений в геноциде мирных жителей, и в совершении преступлений против человечности – собственно, всем этим Саудовская Аравия и занимается вот уже как больше двух лет, с тех пор как она начала поддержать режим «независимого» президента А.М.Хади.
 Видимо, кадры варварских бомбардировок жилых кварталов Саны, Мариба, той же Ходейды, «аравийскими соколами», пользующимися относительной безопасностью в условиях отсутствия организованного отпора со стороны йеменской ПВО, накопление достаточных материалов со стороны многочисленных гуманитарных организаций, свидетельствующих о вопиющих нарушениях правил ведения войны и прав гражданского населения, привели, наконец-то, к тому, что весьма долго и туго соображающая в последние лет пятнадцать, ООН выдала «на гора» самый резкий по содержанию с начала йеменского конфликта, официальный документ.

Саудовцы, вернее, сколоченные и оплаченные ими отряды наемников из Сомали и Эритреи, при поддержке противостоящим хоуситам, йеменских формирований, уже пытались штурмовать Ходейду, но, потерпев неудачу, были отброшены с большими потерями. После этого их авиация принялась вымещать злобу на гражданской инфраструктуре города и порта, повредив в частности, пять портовых кранов, что вынудило большую часть кораблей с продовольствием и медикаментами скопится на рейде в ожидании очереди на разгрузку.

17 миллионов человек в Северном Йемене, по данным нового руководителя Всемирной продовольственной программы Дэвида Бизли, находятся на грани голода и вероятность остановки или замедления поставок через Ходейду поставят ситуацию на грань гуманитарной катастрофы.

В случае падения порта, от 200 до 500 тысяч человек будут вынуждены покинуть районы своего постоянного проживания, зверства наемников и их противников по гражданской войне не оставляют им шансов уцелеть, — а кризис с поставками просто обрушит всю гуманитарную ситуацию в Йемене, —  с такой оценкой международного экспертного сообщества согласен и заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам Стивен О Брайен.

Расположенная на побережье Красного моря, недалеко от зоны Баб эль-Мандебского пролива и йеменской столицы, Саны, Ходейда является единственной транспортной артерией, связывающей Северный Йемен с остальным миром. Это обстоятельство объясняет, почему силы движения хоуситов «Ансар Алла» и поддерживающие их йеменские военные так упорно обороняют этот город-порт.

Кроме поставок в Йемен, Ходейда так расположена, что базирующиеся на нее морские силы (а там есть и вполне приличная авиабаза) могут контролировать всю центральную часть и северный вход в проливную зону, что весьма привлекает командование аравийской коалиции, стремящееся полностью исключить возможность любых поставок на блокируемые территории.

Кроме того, есть и момент престижа. Порт Адена прочно контролируется силами, лояльными Абу-Даби, у Эр-Рияда же «своего» йеменского порта как не было, так и нет.

До сих пор все попытки установить контроль над районом Ходейды терпели неудачу, саудовские наемники, которые, казалось, вот-вот уже входили в пригороды и видели портовые сооружения, неизменно отступали на земле, а корабли, патрулировавшие побережье, обстреливались с берега и с моря ракетами, после чего так же были вынуждены отправляться на ремонт. Сейчас, с подачи Эр-Рияда, и при американской поддержке прорабатывается проект установления некими «международными силами» контроля на портом, что корреспондируется с идеей полной воздушной и морской блокады Северного Йемена, по образу и подобию печально известных бесполетных зон над Ливией и Ираком.

Впрочем, усилиями специального посланника генсека ООН по Йемену, Исмаила Валида Шейха Ахмеда, ситуация может найти решение в виде присвоения порту статуса зоны, подконтрольной «третьей силе», возможно, миротворцам под эгидой ООН, с разделением ответственности между гуманитарным и военными операциями с целью вывести поставки продовольствия и медикаментов из зоны военных рисков. Дело это в любом случае нескорое, и остается надеяться на то, что окрик из ООН возымеет некоторое действие на действия Эр-Рияда и позволит разгрузиться, хотя бы, тем судам, которые уже скопились на рейде Ходейды.