- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Возможные кандидаты в 12-й кабинет министров Ирана

19 мая т.г. в Иране прошли президентские выборы. Победу одержал действующий на тот момент президент Хасан Роухани. Одним из его предвыборных обещаний стала реформа кабинета министров с назначением более молодых и активных кадров, однако теракты 7 июня в Тегеране заставили отложить вопросы переназначений и заняться безопасностью. Сегодня, когда силы безопасности успешно осуществляют свои задачи, в Иране вновь на повестку дня встал вопрос о новом кабинете 12-го правительства.

До того, как предыдущий кабинет сдаст свои полномочия осталось менее двух месяцев, однако, как сообщает аппарат президента, дата инаугурации еще даже не назначена. Согласно иранскому законодательству, после официального вступления в должность, президент обязан представить парламенту – Меджлису список кандидатов на посты министров, и после двухнедельного обсуждения члены парламента должны одобрить либо отвергнуть кандидатов. Тогда президент предлагает новые имена. Однако, учитывая, что в действующем Меджлисе большинство принадлежит реформистской фракции «Надежда» (Omid), которую возглавляет президент Х.Роухани, то иранские СМИ уверены, что разногласий в вопросе кабинета министров у президента и Меджлиса не возникнет.

На своей первой пресс-конференции Х.Роухани подтвердил, что его новый кабинет будет более молодым. Выступая на церемонии, посвященной празднику Ид аль-Фитр (окончание месяца рамадан), на которой присутствовали все министры, главы правительственных организаций и учреждений, президент сказал, что за прошедшие четыре года правления 11-го правительства кабинет по различным причинам не проявил необходимой строгости. Он подчеркнул, что все без исключения трудились, но не все одинаково. Он высказался иранской пословицей, суть которой состоит в том, что некоторые трудились в полную силу, а другие нет.

По словам советника президента Хесамодина Ашна, главным различием между 11-м и 12-м кабинетами будет наличие более молодых кадров. Бывший вице-президент Мохаммад Али Неджафи также заявил, что 50% действующего кабинета будет изменено. Исходя из этих слов, можно заключить, что Хасан Роухани нацелен на основательные перемены в своей команде.

Специальный помощник президента по правам человека Ильхам Аминзаде сообщил, что президент представит кандидатов на посты министров после священного месяца рамадан. Он также отметил, что, возможно, на рассмотрение парламента будут представлены и женские кандидатуры на посты министров образования и науки и юстиции. На днях Хасан Роухани встретился с представителями организаций по правам женщин и семьи, на котором заявил, что в Иране нет места гендерной дискриминации, и доказательством того является большое число женщин в иранском парламенте.  В ходе своей предвыборной кампании президент не раз поднимал вопрос равноправия между женщинами и мужчинами, представителями разных религий и т.д. Исходя из этого, можно предположить, что Х.Роухани предложит и женские кандидатуры.

Согласно информагентствам страны, первым в кабинете министров к замене готовится министр промышленности, торговли и шахт Мохаммад Реза Нематзаде. У экспертов сложилось впечатление, что последний даже не стремится сохранить свой пост. Вместо него возможными кандидатами считаются председатель президентского аппарата Мохаммад Нахавандиан, заместитель первого вице-президента Реза Висе и бывший председатель парламентской комиссии по экономике и промышленности Саид Реза Ноуруззаде.

Исходя из реформистских источников, возможным считается и отставка министра  внутренних дел  Абдолрезы Рахмани Фазли. На его место рассматриваются следующие кандидаты —  вице-президент по исполнительным делам Мохаммад Шариатмадари, советник президента, активный реформистский деятель, представитель Ассоциации боевого духовенства Маджид Ансари и министр внутренних дел при президенте Мохаммаде Хатами Абдолвахед Мусави Лари, также член Ассоциации боевого духовенства.

Советник президента по вопросам экономики Масуд Нили и бывший министр экономики и бывший глава ЦБ ИРИ Тахмасп Мозахери рассматриваются в качестве замены Али Тайеба Ниа на посту министра экономики.

На пост министра образования обсуждаются кандидатуры бывшего министра образования в правительстве М.Хатами Мортезы Хаджи, вице-президента по делам надзора и стратегическим вопросам Мохаммада Багера Ноубахта, вице-президент ИРИ по правам женщин и вопросам семьи Шахиндухт Моулаварди и вышеназванного Мохаммада Али Неджафи.

Судьба глав ряда министерств, как министерство энергетики, министерство юстиции и министерство обороны, пока неизвестна. Серьезного обсуждения новых кандидатур на их места пока нет, но и не имеется подтверждений того, что они оставят за собой свои посты.

Министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф, министр здравоохранения Хасан Газизаде Хашеми, министр нефти Бижан Намдар Зангане, министр сельского хозяйства Махмуд Ходжати и министр связи и информационных технологий Махмуд Ваези, возможно, продолжат свою деятельность в качестве министров, т.к. никакие другие кандидатуры на их место не обсуждаются.

Министр спорта и по делам молодежи Масуд Солтанифар и министр культуры Сейед Реза Салехи Амири получили должность министров всего несколько месяцев назад, поэтому маловероятно, что их заменят. Именно вопрос этих двух министерств находился в центре внимания Меджлиса долгое время. После импичмента бывшего министра культуры парламент долго не мог прийти к консенсусу вокруг новых кандидатов. К единому мнению не могли прийти консерваторы и реформисты, но после формирования большинства в парламенте в лице реформистов, министры были назначены. Среди аналитиков есть еще и предположение, что министры здравоохранения и культуры сами не пожелают оставаться в двенадцатом правительстве и подадут в отставку.

Что касается министра дорог и градостроительства, то, оказалось, у него есть немало противников в Меджлисе. В связи с этим помимо действующего министра Аббаса Ахунди, обсуждаются и кандидатуры его заместителя Мохаммада Саиднежада, бывшего министра при М.Хатами Али Абдилализаде и губернатора провинции Фарс Али Афшани.

Агентство Tabnak  на своем сайте опубликовало информацию о том, что в отличие от прошлого формирования правительства, когда Хасан Роухани лично по очереди выбирал кандидатов и представлял их Меджлису, на этот раз ответственность за формирование нового правительства возложена на первого вице-президента Эсхака Джахангири, который занимается составлением списка кандидатов. Информация не имеет официальных подтверждений, однако если вспомнить, как Э. жахангири поддерживал Х.Роухани во время предвыборной гонки, как они выступали единым фронтом и вице-президент отозвал свою кандидатуру в поддержку действующего президента, очевидно, что Э.Джахангири является одним из ближайших соратников Хасана Роухани и доверенным лицом. В связи с этим, возможно, президент поручил своему заместителю составить список кандидатов.

Вышеназванные политические деятели еще не являются окончательными кандидатами. Существует еще множество споров вокруг тех или иных лиц. Также нет никакой уверенности, что те, кого не рассматривают в качестве претендентов на отставку, останутся на свое посту. Единственное, что можно с уверенностью сказать по имеющейся картине, то, что рассматриваемые кандидаты являются представителями реформистского крыла иранского политического истеблишмента. Некоторые из них уже занимали министерские посты в правительстве бывшего реформистского президента и наставника Хасана Роухани — Мохаммада Хатами. Предыдущий кабинет также был сформирован из соратников и бывших министров М.Хатами и покойного Али Акбара Хашеми-Рафсанджани.

Что касается обещания президента «омолодить» свою команду, то если на рассмотрение Меджлиса будут представлены лица именно из ныне перечисленных, то их возраст не сильно отличается от действующих. Среди них нет лиц моложе 40  лет. Дело в том, что в целом иранское политическое поле состоит из возрастных деятелей, и у этого есть свои причины. В первую очередь высокие посты занимают те, кто внес вклад в победу Исламской революции, в военном деле – участники «Священной обороны» (ирано-иракской войны 1980-88 гг), либо близкие родственники и соратники действующих политических лидеров. Под эти критерии подходят лишь возрастные деятели. С другой стороны, у них есть опыт в управлении страной, что важно в нынешних сложных внешнеполитических условиях.