- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир: ставка на альтернативную энергию

Неспособность в кратчайшие сроки нарастить производство газа и нефти, от продажи которых Алжир получает 97 процентов своих доходов, вынуждает его руководство задуматься о внедрении предлагаемых ему Западом технологий по использованию возобновляемых источников энергии, в первую очередь – солнечной.

По оценке иностранных специалистов, АНДР обладает для этого всеми необходимыми составляющими – природными условиями и большими площадями территории, на которой можно было без ущерба для населения и экономики разместить солнечные батареи.

Согласно их выводам, в сумме вырабатываемая энергия солнца и ветра в стране позволили бы не только перекрыть все ее потребности, но и дали бы возможность для заработка за счет экспорта ее излишков в европейские государства.

В свою очередь, это позволило бы заместить внутри самого Алжира значительные объемы газа и нефти, которые, опять-таки, его руководство могло бы в отдаленной перспективе даже продавать за рубеж.

Так, согласно исследованиям, проведенным Немецким аэрокосмическим центром (DLR), Алжир имеет потенциал солнечной энергии, эквивалентный 60-кратному энергетическому потреблению Европейского союза.

Соответственно, развитие отрасли альтернативной энергетики вкупе с вводимыми мерами экономии и параллельным увеличением добычи «традиционных» нефти и газа согласно его устремлениям, должно решить прогрессирующий в стране кризис. При этом к 2030 году за счет энергии солнца и газа они предполагают обеспечивать как минимум 30 – 40 процентов своих потребностей.

Всё вместе это называется новым премьер-министром АНДР Абдельмаджидом Теббуном «переходом к новой энергетической модели», в рамках которого алжирские власти готовятся к объявлению тендера на создание электростанций, работающих на альтернативных энергетических источниках, которые должны будут ежегодно давать стране 4050 мегаватт энергии.

Уже к 2020 году они рассчитывают запустить четыре солнечных электростанции общей мощностью 1200 мегаватт. В 2021 – 23 гг. ежегодно планируется вводить в эксплуатацию новые «альтернативные» станции мощностью по 500 мегаватт, тогда как в 2024 – 30 гг. – по 600 мегаватт.

Всего к 2030 году алжирские власти рассчитывают получать от использования «нетрадиционной» энергетики порядка 22000 мегаватт энергии, причем на их получение необходимо в общей сложности инвестировать 90 млрд долларов.

Таким образом, проект перехода на «нетрадиционные» источники энергии представляется на первый взгляд даже более эффективным, чем программа освоения мирного атома – в первую очередь из-за долгих сроков реализации строительства и запуска АЭС. Для сравнения – 4000 мегаватт ежегодно вырабатывает в России Ленинградская АЭС, имеющая четыре атомных реактора.

К массовому использованию альтернативных источников энергии алжирские власти подталкивает первый успешный опыт работы на данном направлении, проделанный с 2015 года. За это время были введены в использование солнечные электростанции мощностью 343 МВТ в высокогорных и южных районах страны.

Однако уже сейчас «пробные» попытки ее запуска на практике буксуют. Следует заметить, что подобное предложение привлекло многие международные компании, специализирующиеся на использовании энергии солнца и ветра.

Однако уже сейчас алжирские власти столкнулись с тем, что в условиях низких цен на энергоносители на мировых рынках и при сравнительно высокой стоимости необходимого для получения, накопления и транспортировки «альтернативной энергии» оборудования, у потенциальных партнеров возникают сомнения относительно рентабельности данного проекта.

При этом потенциальные зарубежные инвесторы требуют введения алжирским руководством четких нормативно-правовых рамок, которые бы гарантировали им выгодное ведение бизнеса, равно как налоговых льгот и гарантий сбыта получаемой таким образом энергии на внутреннем рынке страны.

Между тем, таких гарантий власти им дать не могут и в первую очередь этому препятствует высокая стоимость энергии, получаемой из «нетрадиционных» источников.

В сложившихся условиях потенциальные инвесторы не уверены, что смогут «отбить» даже в среднесрочной перспективе вложенные в Алжир средства.

Таким образом, наблюдаемая ситуация демонстрирует не только интерес сторон друг к другу, но и одновременно их неуверенность.

Алжирские власти не желают давать льготы иностранным производителям «фотоэлектрического» оборудования, необходимого для запуска солнечных электростанций, рассчитывая, что данный проект должен немедленно начать им приносить выгоды, тогда как их потенциальные зарубежные партнеры указывают, что для получения дивидендов требуется определенное время.

Соответственно, такой подход порождает у них дополнительные опасения в рентабельности своего бизнеса в АНДР, и они стремятся получить дополнительные гарантии для своего присутствия на алжирском рынке.

А это означает, что местному населению такая «экологически чистая энергия» будет поставляться гораздо дороже, чем прежде. И можно с уверенностью сказать, что желанием подобной «альтернативной» революции власти АНДР могут спровоцировать революцию самую настоящую.

А этого, в свою очередь, опасаются сами алжирские руководители, подозревая их в том, что по мере получения таких «долей» иностранцы будут преобразовывать это в политическое давление на них.

Поэтому они пока настаивают на том, что энергетические компании АНДР – Sonatrach и Sonelgaz должны иметь в соответствующих проектах долю не менее 51 процента, как это предусматривает законодательство страны при работе с зарубежными инвесторами.

А это накладывает соответствующие обязательства и на саму алжирскую сторону, которой будет необходимо также серьезно вкладываться в подобные проекты в условиях, когда ее золотовалютные накопления при нынешнем кризисе стремительно тают.

Соответственно, при соотношении стоимости получаемой энергии от традиционных и «нетрадиционных» источников энергии у нее также возникают опасения, что вбрасываемые идеи об использовании «экологически чистой альтернативной энергетики» появились на Западе для того, чтобы «без непосредственной агрессии отнять у Алжира заработанные им деньги».

В таких условиях диалог между сторонами сейчас фактически зашел в тупик и сейчас алжирское руководство готовит уже третий проект по совместной работе на данном направлении, который должен быть представлен на рассмотрение в ближайшие месяцы или даже недели.

Разумеется, одним из традиционных препятствий на пути развития альтернативной энергетики в Алжире является и сам политический режим страны, запутавшийся в данном случае в собственной диалектике «интересов и желаний».

Однако даже при самом лучшем раскладе – если цены на «обычные» энергоресурсы снова заметно повысятся – «альтернативная» энергетическая революция не в состоянии полностью вытеснить традиционные нефть и газ. Причем речь здесь идет не только о генерации электроэнергии как таковой, поскольку некоторые сегменты промышленности и транспорта в обозримой перспективе физически не способны отказаться от использования углеводородов.