- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран – Казахстан: 25 лет сотрудничества

2017 – год 25-летия установления дипломатических отношений между Исламской Республикой Иран и Республикой Казахстан и начала реализации сотрудничества между двумя странами. Эта страна позиционируется Ираном как стабильный и сильный партнер, которого характеризуют большие экономические достижения. В Тегеране считают, что претензии Казахстана на региональное лидерство вполне обоснованны и аргументированно опираются на его достижения в разных сферах. Вот почему недавно Министерство экономики и финансов Ирана определило Казахстан в числе стран, наиболее подходящих в качестве  экспортно-ориентированных торговых партнеров Ирана. При этом в регионе Центральной Азии этой стране отдан несомненный приоритет. Между Ираном и Казахстаном установлены   хорошие политические отношения, имеются Посольства в столицах обеих государств, открыты и Генеральные консульства в иранском Горгане и Актау и Алматы в Казахстане. Наличие в Казахстане громадных запасов энергоносителей создает  предпосылки сотрудничества с Ираном, расположенным на путях их транспортировки и способным предоставить Казахстану транзитные услуги на европейском и ближневосточном направлениях. Казахстан богат газом и нефтью, разведанные запасы 94 казахстанских месторождений – это около 110 млрд тонн нефти, которые в основном находятся на шельфе Каспия. Нефтегазовая отрасль остается одним из приоритетных направлений казахстано-иранского сотрудничества. Экономические интересы Ирана в сотрудничестве в этой сфере лежат также в импорте казахстанской нефти для обеспечения потребностей своих активно развивающихся регионов севера. Удаленность этих регионов Ирана от расположенных в основном на юге страны районов добычи углеводородного сырья диктует Ирану экономическую целесообразность его импорта из Казахстана, что гораздо дешевле транспортировки через протяженную иранскую территорию. На этой основе реализуется  ряд  важных совместных проектов, в том числе – создания на севере Ирана нефтеперерабатывающей отрасли и строительстве предприятия по производству нефтехимической продукции в г. Атырау на казахстанском побережье Каспия. Первый из этих проектов имеет приоритетное значение для иранской нефтяной отрасли, потому что за годы, прошедшие после установления в Иране режима исламской республики, в стране не было построено ни одного масштабного предприятия по переработке нефти. В связи с этим, Иран, являющийся одним из крупнейших в мире производителей нефти, испытывал большой дефицит бензина, что ослабляло энергетическую безопасность страны. Сотрудничество с Казахстаном в этой сфере частично решает проблему. Функционирование нефтеперерабатывающего завода на севере страны способно повысить эффективность реализации проекта нефтезамещения, позволит наращивать объемы транспортировки казахстанской нефти через иранскую территорию. Как было отмечено на проходившем в октябре 2015 г. в столице Казахстана Астане очередном заседании совместной Ирано-Казахстанской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, ныне особенно успешно реализуются проекты в области сельского хозяйства, нефтегазовой промышленности, культуры, инженерно-технических услуг, межбанковских отношений и промышленности. В 2014 г. объем совместного товарооборота двух стран достиг 1 млрд. долларов. Иран уже вышел на шестое место в списке внешнеэкономических партнеров Казахстана. Сейчас принимаются решения по дальнейшей интенсификации сотрудничества. В их реализации трудно переоценить значение визита президента Казахстана Н.Назарбаева в Тегеран в апреле 2016 г. В рамках визита подписано 66 двусторонних документов на общую сумму свыше 2 млрд долларов в металлургической, горнодобывающей, аграрной, транспортно-логистической, туристической, научно-образовательной, медицинской областях. Одновременно обсуждались вопросы упрощения процедуры выдачи виз бизнесменам для развития торговых отношений[i] [1]. Значительный блок соглашений связан с договоренностями в сфере транспорта. В частности, обсуждены вопросы предоставления железнодорожного парка, транспортировки иранских грузов до восточных портов Китая, по транзиту товаров через территории Ирана и Туркменистана. Также запланировано строительство грузовых терминалов  на пограничных переходах между Казахстаном и Ираном и терминалов в порту Бендер-Аббас.В Иране охарактеризовали итоги визита как несомненно позитивные для Ирана в свете его послесанкционного развития.

Логическим продолжением ирано-казахстанских контактов на высшем уровне явился ответный визит иранского президента в Астану в декабре 2016 г. Он дал возможность рассматривать двусторонний диалог как непрерывный процесс, важными этапами которого являются визиты на высшем уровне, позволяющие «сверить часы» и подписать важные документы дальнейшего взаимодействия. На этот раз подписано 5 Меморандумов о взаимопонимании и Соглашений о сотрудничестве. Документы касаются ветеринарного контроля, судоходства по Каспийскому морю, взаимных туристических обменов, сотрудничества между Центральным банком Ирана и Национальным банком Казахстана, реализации двусторонней торговли, в сфере социального обеспечения. Важна и политическая составляющая визита – в его ходе состоялся обмен мнениями по злободневным политическим вопросам, в первую очередь ситуации в Сирии и Ираке, и – шире – на Ближнем Востоке.  Иранский  президент призвал Казахстан сотрудничать, в частности — в области противостояния терроризму, «от которого исходит угроза для всех наших стран». Как подчеркнул Х.Роухани, «сегодня в Ираке и Сирии воцарилась ситуация, которая беспокоит всех нас. Необходимо сообща решить эту проблему и  вернуть стабильность и безопасность в этих странах». В рамках претворения этой задачи был инициирован астанинский процесс   — серия международных встреч на высоком уровне для разрешения конфликта в Сирии. В настоящее время, как сообщает МИД Республики Казахстан, идет подготовка следующего раунда встреч по Сирии в рамках процесса в Астане, который состоится в столице Казахстана 4 и 5 июля 2017 г. На повестку дня вынесены вопросы реализацию договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих раундов переговоров в Астане, последний из которых прошел в начале мая, в том числе  — создание зон деэскалации в Сирии. Отметим, и то, что Иран, наряду с Россией и Турцией, является гарантом прекращения военных действий в Сирии. Наряду со странами-гарантами в переговорах принимают участие делегации от правительства Сирии и сирийской вооруженной оппозиции, а также представители ООН, Иордании и США.   Создание зон деэскалации, в переговорах по которым в Астане Иран принял активное участие, может привести к прекращение насилия, способствовать сохранению единства и территориальной целостности Сирии.

Есть еще одна важная составляющая политического диалога двух стран, о которой говорил назначенный недавно на этот пост глава внешнеполитического ведомства Казахстана Кайрат Абдрахманов – всемерная помощь  Ирану стать полноценным участником ШОС и  Евразийского экономического союза. Поддержка в этих сферах обещана и со стороны президента Казахстана Н.Назарбаева. Можно предположить, что такое станет возможным на следующем саммите ШОС в 2018 г. В политической сфере стороны намерены плотно сотрудничать на активном продолжении совместной работы по выработке  правового статуса Каспия в кооперации с тремя другими странами каспийского бассейна.

В целом, несмотря на неплохие показатели и растущую динамику двустороннего сотрудничества между Ираном и Казахстаном, в Иране не утихают заявления о то, что двустороннее сотрудничество с Казахстаном  лишь в небольшой степени использует имеющийся в его распоряжении потенциал. Объяснение, очевидно, следует искать в том, что казахстанское руководство, заинтересованное в сближении с США и ЕС, пытается не создавать отрицательных эмоций в Вашингтоне по поводу излишней динамики в отношениях с Ираном. Этим, очевидно, вызывается сдерживание Казахстаном реализации крупных совместных проектов с Ираном. Заметно, что Астана пытается оттянуть или вообще оставить без ответа многочисленные предложения к сотрудничеству, выдвигаемые Ираном, концентрируется лишь на выгодном для себя транзитном потенциале иранской территории и наращивании своего экспорта в Иран, проявляет скепсис по отношению к крупным проектам долгосрочного характера, действуя в соответствии с директивами президента Н.Назарбаева «развивать отношения в рамках коридора Север-Юг для транспортировки продукции нефтяной отрасли, пшеницы через порты в Персидском заливе». Иран, как видно, готов мириться c таким положением, желая поддерживать стабильность своего диалога с Казахстаном, ставшим  на деле лидером среди стран региона Центральной Азии. Очевидно, что Казахстан в реализации отношений с Ираном будет, как видно, и далее действовать с осторожной оглядкой на США и ЕС, стараясь не нарушить сложившегося статус-кво.