- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливане: июнь 2017 г.

Ситуация в Ливане в июне 2017 года в целом характеризовалась положительной динамикой. В июне был принят новый избирательный закон, что уменьшило накал борьбы между различными политическими партиями и группировками. Ситуация с безопасностью в Ливане в целом была благоприятной. Негативное влияние на обстановку в стране оказывала ситуация с сирийскими беженцами. В этой связи рядом политических сил Ливана было выдвинуто предложение о возвращении беженцев в САР по мере нормализации там ситуации. Ряд практических шагов в этом направлении был сделан, хотя они носили больше символический характер.

Дискуссии вокруг избирательного закона вызвали разрыв старых и появление новых альянсов. Эти противоречия, в частности, привели к конфликту в отношениях премьер-министра Саада Харири и лидера ПСП Валида Джумблата. Напомним, что С.Харири в апреле в целом поддержал законопроект, внесенный Джебраном Басилем, предусматривающий переход к пропорциональной системе голосования. В то же время В.Джумблат выступил категорически против нового избирательного закона, считая, что он дискриминирует друзскую общину. 1 июня В.Джумблат в завуалированном виде обвинил Саада Харири в коррупции. В своем блоге в «Твиттере» он написал: «Почему не все тендеры проходят по закону через Центральное инспекционное бюро, а обогащают новых банкротов?». Это был намек на Харири, дела компаний которого идут все хуже и хуже. Саад Харири ответил на это обвинение во  время одного из ифтаров в месяц рамадан, отметив: «Да, я банкрот, но я ни взял у государства ни сантима. Те же, кто обвиняют меня, сами неоднократно наживались на бюджете». Вторично этот вопрос был затронут во время заседания кабинета министров 3 июня с.г. На заседании кабинета рассматривался вопрос о снабжении электроэнергией города Триполи. При этом обвиняли в недобросовестности турецкую энергетическую компанию, которую рекомендовал премьер-министр Ливана. Саад Харири заявил: «Электричество придет в Триполи. Что бы ни говорили наши некоторые политические фигуры, замаранные в свое время в коррупции». Он также назвал Триполи примером умеренности и толерантности, городом «обездоленные люди которого не поддерживают терроризм и тем подают нам пример». С.Харири заверил, что сделает все для улучшения экономической ситуации в Триполи. Это было заявлено неслучайно, так как поддержка населения Триполи, в большинстве суннитского , имеет огромное значение для возглавляемого С.Харири движения «Мустакбаль». В последнее время база поддержки С.Харири в Триполи сильно уменьшилось. Этому способствует с одной стороны усиление позиций Ашрафа Рифи, в прошлом одного из лидеров «Мустакбаль» и министра юстиции, порвавшего с С.Харири и являющегося в настоящее время мэром города. С другой стороны, конкуренция со стороны Наджиба Микати, уроженца Триполи, экс-премьера и одного из крупнейших олигархов Ливана.

4 июня на встрече президента Ливана Мишеля Ауна, премьер-министра Саада Харири и спикера парламента Набиха Берри был объявлено о том, что новый избирательный закон в общих чертах согласован основными политическими силами Ливана. Новый закон предусматривает переход к пропорциональной системе, деление страны на 15 новых избирательных округов, наделение правами гражданства эмигрантов во втором поколении. В то же время для смягчения некоторых положений закона предусмотрена организация Сената, в котором поровну будут представлены христиане и мусульмане. 12 июня новый закон было одобрен на заседании кабинета министров, а 13 июня – принят парламентом. Поскольку проведение выборов, согласно новому праву, этим летом не представляется возможным, было решено продлить полномочия парламента на 9 месяцев, до апреля следующего года.

Закон получил одобрение со стороны основных политических сил Ливана. 14 июня министр иностранных дел Джебран Басиль, выступая на митинге СПД, охарактеризовал принятие закона как большую победу, закрепляющую мир и национальное согласие в Ливане, отметив при этом особые заслуги Саада Харири и движения «Хизбалла» в его принятии. Однако новый закон получил одобрение далеко не всех политических партий и группировок Ливана. Его осудили ПСП и партия «Марада» Сулеймана Франжье. Лидер ПСП написал в своем «Твиттере», находясь в Греции: «В Греции светит солнце, а в Ливане принят избирательный закон, такой же сложный и бестолковый как бестолковы те политики, которые его разрабатывали». Лидер партии «Марада» отметил, что пропорциональный закон приняли люди, которые еще недавно его бойкотировали и сделали все, чтобы уменьшить представительство христиан.

На положение в Ливане продолжала оказывать конфронтация с Израилем и угроза израильского вторжения, которую муссировали отдельные ливанские политики. Генеральный секретарь движения «Хизбалла» Хасан Насралла в выступлении 24 июня с.г., посвященном Дню Иерусалима, предостерег Израиль от нападения на Ливан. Он подчеркнул необходимость укрепления «оси сопротивления», которая связывает Иран, Сирию и Ливан. Он в частности отметил: «Весь мир должен знать о силе сопротивления. Израильский враг должен знать, что если он объявит войну Ливану или Сирии, то десятки тысяч добровольцев из Ирака, Йемена, Афганистана и  Пакистана приедут, чтобы защитить нас. Арабские народы никогда не признают Израиль. Он останется чужим для нас, государством угнетения и терроризма». Х.Насралла добавил: «Сегодня Израиль стремится наладить политические и экономические отношения с некоторыми арабскими государствами. Это очень опасная тенденция. Одна из целей тех войн, которые ведутся сейчас в нашем регионе: в Ираке, Сирии, Йемене, состоит в том, чтобы вымостить дорогу к признанию Израиля в ущерб палестинскому народу». В то же время Х.Насралла охарактеризовал Иран как главного защитника палестинского народа. Он подчеркнул усиление роли Ирана в регионе: «Иран увеличил свою силу, развил ядерные способности и станет играть еще более значимую роль. Он никогда не предаст дело Палестины».

25 июня лидеру «Хизбалллы» оппонировал лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа. Во-первых, он поздравил всех ливанцев с принятием нового избирательного закона и обрушился на его критиков. При этом Джаджаа отметил, что это вовсе не «Закон Хизбаллы», так как «Хизбалла» предлагала пропорциональное представительство в рамках одного округа. Он также подчеркнул, что создание сильного государства в Ливане невозможно без «взятия под контроль нелегального оружия и незаконных вооруженных формирований». Критикуя подходы лидер «партии Бога», С.Джаджаа отметил, что ливанцы сумеют защитить себя сами и не нуждаются в добровольцах из Йемена и Афганистана.

12 июня с.г. состоялось возвращение первых сирийских беженцев из Ливана на родину. Оно носило более символический характер, так как из полутора миллиона беженцев выразили желание вернуться лишь 400 человек (50 семей). Возвращение прошло под патронажем «Хизбаллы», выделившей автобусы и  охрану для репатриантов. Проблема сирийских беженцев чрезвычайно остро стоит в Ливане. Согласные работать за мизерные зарплаты, они создают конкуренцию ливанцам на рынке труда, Сирийские коммерсанты продают товар по ценам дешевле ливанских и разоряют своих конкурентов. Многие безработные и обездоленные сирийцы втягиваются в криминальную деятельность и проституцию. Все это ведет к антиммиграционным настроениям в ливанском обществе. Еще в мае 2015 года патриарх маронитской церкви Бешара ар-Раи назвал сирийских беженцев главной угрозой для Ливана, подчеркнув, что они могут привести к уничтожению ливанской идентичности.

Во внешнеполитической сфере главным событием июня стал визит в Ливан руководителя Центрального военного командования США (Centcom) генерала Джозефа Войтела 7-8 июня с.г. Дж. Войтел провел переговоры с президентом Ливана Мишелем Ауном, командующим ливанской армией генералом Жозефом Ауном, премьер-министром Саадом Харири и спикером парламента Набихом Берри. Он также совершил поездку в восточный регион Арсаль, где все еще неспокойно по причине наличия боевиков из Сирии, прячущихся в горных районах. 12-16 июля состоялся визит в Ливан президента Кипра Никоса Анастасиадиса. На переговорах с Мишелем Ауном главной темой было сотрудничество в нефтегазовой сфере, учитывая большие разведанные шельфовые месторождения природного газа около побережья Ливана и Кипра. Правительство Кипра предоставило ливанским вооруженным силам грант на покупку оружия в размере 15 миллионов евро.