- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Подъем технологичного и инновационного терроризма. Часть 3

В конце мая этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Стратегия ДАИШ ( ИГ – запрещённая в РФ террористическая организация) в сфере БПЛА. Подъем технологичного и инновационного терроризма».

Продолжаем рассматривать вводную часть документа с того места, где автор (Серкан Балкан) пишет о первых случаях применения модернизированных для военных нужд коммерческих беспилотных летательных аппаратов (БЛА) со стороны негосударственных игроков регионе, а, если говорить конкретнее, то – террористических организаций. Как указывает автор, рост использования этих технологий со стороны ДАИШ (здесь и далее, ИГ – запрещённая в РФ террористическая организация — В.К.) зафиксирован начиная с конца 2016 года.

Как указывает автор, эффективное, в том числе с финансовой точки зрения, использование негосударственными акторами на театрах военных действий БЛА с целью нападения, обороны и разведки, открывает путь и для конвенциональных армий по включению БЛА в свои военные концепции ( иными словами, автор отдает пальму первенства в использовании технологий БЛА «негосударственным акторам», что весьма сомнительно- В.К.). В качестве примера противодействия ИГ, автор упоминает о случае, когда захваченные иракскими силами безопасности у ИГ беспилотники использовались с целью обнаружения снайперов противника (приводящих к большим потерям в условиях уличных боев), а также в ходе операции по взятию Мосула – с целью бомбовых ударов по позициям противника.

Далее автор указывает на то, что первыми разработчиками БЛА для «самоубийственных» ударов (т.е. подразумевающих уничтожение и самого аппарата) был Иран. В то время, как одним из пионеров в разработке атакующих БЛА была Россия. Из чего автор делает вполне логичный вывод о том, что в деле разработке атакующих БЛА разработки ведутся как негосударственными акторами, так и мировыми державами. По этой причине, автор указывает, что в своем исследовании он сконцентрировался на анализе того уровня опасности, которого достигла технология БЛА, тех мер, с помощью которых необходимо бороться с распространением новых террористических технологий из Ближнего Востока на весь мир и анализу разработок, направленных на уничтожение БЛА.

Первый раздел документа озаглавлен «Материалы, используемые в программе (ИГ- В.К.) БЛА».

Как указывает автор, в ходе операции по взятию Восточного Мосула, начавшейся при активном участии иракских сил безопасности и курдских отрядов пешмерга, в разных местах города было обнаружено более десятка мастерских, которые занимались производством и модернизацией БЛА. Как указывала сопроводительная документация, обнаруженная в указанных мастерских, вопреки расхожему мнению, работа ИГ в сфере разработки БЛА носила систематический характер. Стало понятно, что целью этой программы является подготовка к использованию дронов в качестве оружия, координация усилий по завладению и модернизации БЛА через создание соответствующего подразделения по «воздушному наблюдению», а также с целью координации террористического использования БЛА – организация центра воздушных операций.

Как пишет автор: если обратиться к документам, публикуемым Центром по борьбе с терроризмом West Point, то можно увидеть, что ИГ разработало широкую стандартизированную бюрократическую процедуру по использованию маленьких коммерческих беспилотников в своих целях.

Подвергнув детальному анализу указанные выше документы, становится понятно, что ИГ, в рамках своей программы, активно ищет новые пути по расширению и наращиванию потенциала своего парка БЛА. Условно документы, изъятые в Ираке, можно разделить на 4 группы:

  1. Формы-запросы на приобретение БЛА.
  2. Документы, разрешающие приобретение БЛА.
  3. Документы финансовой отчетности, подтверждающие закупку.
  4. Отчёты по использованию БЛА.

Рис. 1. Документы и образцы техники, захваченные в Ираке.

[1]

Финансовые документы указывают на то, что ИГ ежемесячно осуществляет закупки оборудования БЛА на тысячи долларов. Документы и счета-фактуры оформлены на имя подразделения, ответственного за воздушную разведку.

Автор отмечает тот факт, что отчеты по использованию БЛА подготовлены этим подразделением согласно определенному принятому стандарту, подразумевающему их заполнение оператором до и после осуществленного вылета.

Так, на этапе, предшествующем вылету, оператор указывает его цель, место и координаты операции. Прежде всего, отмечается идёт ли речь о воздушной разведке или же о нападении.

После заполнения этой формы заполняется так называемый контрольный лист (check list). В нем указывается функциональность и текущие характеристики-параметры БЛА.

После осуществления миссии оператор готовит отчёт с выводами о её успешности или неуспешности.

Более того, помимо ведения форм ежедневной отчётности, операторы готовят ежемесячные отчёты, где отмечаются часто встречающиеся проблемы и трудности. В результате этой систематической работы и испытаний принимается решение о будущем использовании того или иного БЛА с той или иной целью.