- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблеме антисемитизма во Франции

Франция – страна с самым многочисленным в современной Европе еврейским населением (478 тысяч человек по оценке 2013 года) и одновременно одна из тех европейских стран, где наиболее широко распространены агрессивные формы антисемитизма. Именно усиление агрессивного антисемитизма в последние годы стало причиной заметного роста репатриации французских евреев в Израиль, а также эмиграции части из них в третьи страны, прежде всего, в Канаду.

Антисемитизм во Франции, как и в большинстве стран современной Западной Европы, может быть разделен на два основных типа:

  1. Традиционный, собственно европейский антисемитизм и
  2. Исламский антисемитизм, порожденный многочисленной мусульманской диаспорой, проживающей в этой стране (согласно различным оценкам, мусульмане составляют от 7 до 9% населения Франции).

В принципе можно выделить в качестве особого типа антисемитизма и широко распространенный антисемитизм «новых левых», выдающий себя за антисионизм. Однако в реальности он представляет собой по большей части не более, чем «политкорректное» прикрытие для антисемитизма двух названных выше типов.

Так или иначе, все упомянутые виды антисемитизма страдают определенным внутренним противоречием: с одной стороны они фактически отрицают право еврейского народа на самоопределение на его исторической родине и рассматривают само существование Государства Израиль как зло, а с другой стороны, превращая местных, в данном случае французских евреев в группу, несущую коллективную ответственность за реальные или надуманные «злодеяния» еврейского государства, они фактически подталкивают их к репатриации, способствуя, таким образом, усилению Государства Израиль.

Одним из ярких проявлений традиционного европейского антисемитизма во Франции является широко распространенное отрицание ответственности Франции и французов за их соучастие в Холокосте французских евреев во время Второй мировой войны. И левые, и особенно правые (например, Марин Ле Пен) французские политики перекладывают всю ответственность за эти преступления на германских нацистов. Таким образом, они главным образом пытаются сохранить укоренившееся со времен Шарля де Голля в общественном сознании французов представление о своей стране как одной из великих держав-победительниц (наряду с Великобританией, СССР и США), которые сражались против нацизма и победили его. Однако попутно они полностью развязывают себе руки для проведения открыто антиизраильской политики, избавляясь от какого-либо чувства вины перед еврейским народом (которое характерно для большинства германских политиков).

Новый президент Франции Эмануэль Макрон (как и его предшественник Франсуа Олланд) является в этом отношении исключением. Уместно упомянуть о том, что он принял 16 июля участие в траурной церемонии в ознаменование 75-летия изгнания евреев Парижа в нацистские концлагеря. Вместе с ним в этой церемонии принял участие премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, находившийся во Франции с официальным визитом. В своем выступлении на этой траурной церемонии Эмануэль Макрон в частности заявил, что «ни один германский нацист не был связан напрямую с изгнанием парижских евреев. Все было сделано французской полицией, сотрудничавшей с нацистами». Он резко осудил сотрудничество французов с нацистами во время Второй мировой войны, напомнив о том, что в ходе Холокоста в нацистские концентрационные лагеря были высланы около 78 тысяч французских евреев, то есть примерно четверть всего тогдашнего еврейского населения Франции. «Именно Франция организовала это», — заявил президент Эмануэль Макрон.

В этой связи следует напомнить, что 16 июня 1942 года французская полиция начала проводить массовые аресты евреев Парижа. Это делалось на основании списков, составленных французскими полицейскими. Арестованные евреи были отправлены сначала в концентрационные лагеря в окрестностях Парижа. Крупнейшими среди них были Дранси, Бен ля Роланд и Фитибье. Потом эти евреи были отправлены поездами французской железнодорожной компании в нацистские лагеря смерти. Позднее французская полиция начала проводить аресты евреев по всей стране, включая неоккупированную зону, находившуюся под полным контролем коллаборационистского режима Виши.  Уместно отметить, что еще до этих событий, зимой 1940-1941 года немецкие и французские власти выслали из оккупированной Германией зоны в лагеря, располагавшиеся на неоккупированном юге Франции десятки тысяч евреев, главным образом беженцев и иммигрантов из других стран. Тысячи из них погибли в лагерях Гирс и Сен-Сипрен.

Президент Эмануэль Макрон не отступил от традиционной французской политики в отношении арабо-израильского конфликта. Он заявил Биньямину Нетаньяху, что Франция по-прежнему считает необходимым урегулировать его на основании принципа «двух государств для двух народов», однако его выступление на траурной церемонии в Париже заметно изменило в лучшую сторону общую атмосферу франко-израильских отношений.

Мусульманский антисемитизм в современной Франции намного более агрессивен и актуален. В сущности именно он является главной причиной эмиграции евреев из Франции. Широко распространенной формой мусульманского антисемитизма является оправдание  террора против евреев. Такое оправдание находит отклик и среди «новых левых» антисемитов, не являющихся мусульманами и претендующих на интеллектуальную элитарность. В качестве наиболее актуального примера антисемитизма такого рода можно рассматривать тот факт, что в этом году организаторы Авиньонского театрального фестиваля – одного из важнейших мероприятий такого рода в мире, приняли решение включить в программу фестиваля пьесу «Я и смерть, которую я люблю, как вы любите жизнь», посвященную последним часам жизни Мухаммеда Мера, мусульманского террориста (уроженца Франции алжирского происхождения), который пять лет назад устроил бойню в еврейской школе «Оцар га-Тора» в Тулузе. Свои последние часы он провел, забаррикадировавшись в своей квартире после этой бойни. После продолжавшейся 30 часов осады французские полицейские из спецподразделения по борьбе с террором RAID ворвались в квартиру и ликвидировали пытавшегося бежать террориста. Пьеса, написанная франко-алжирским драматургом Мухаммедом Касими, основывается на опубликованных в свое время во французских СМИ фрагментах записи диалога, который вел по телефону с Мухаммедом Мера полицейский из спецподразделения по борьбе с террором.

Уместно напомнить, что Мухаммед Мера обстрелял детей и родителей, стоявших у входа в еврейскую школу в Тулузе, в результате чего были убиты раввин Ионатан Сандлер и двое его малолетних сыновей – 3-летний Гавриэль и 6-летний Арье, а также 8-летняя Мирьям Монтсоньего. Еще трое еврейских детей получили тяжелые ранения. Помимо этого Мухаммед Мера убил троих и тяжело ранил одного французского военнослужащего. Согласно сообщениям французских СМИ, он стал героем среди молодежи иммигрантских мусульманских кварталов Франции. Мухаммед Касими открыто заявил, что в своей пьесе он хотел показать Мухаммеда Мера «как человека, а не как чудовище», то есть так или иначе легитимизировать его образ и его действия. Организаторы Авиньонского театрального фестиваля, как уже было сказано, сошли возможным пойти навстречу этому его намерению. Французские евреи не могут не рассматривать данный шаг в качестве косвенной поддержки террора против еврейских детей. В такой атмосфере продолжение эмиграции евреев из Франции неизбежно.

Израильское руководство и лично премьер-министр Биньямин Нетаньяху неоднократно выступали в последние годы с осуждением актов антисемитизма во Франции. Обвинения в антисемитизме французской партии «Национальный фронт» были основной причиной того, что официальный Израиль воздерживался от контактов с ее лидером Марин Ле Пен, несмотря на все предпринятые попытки отмежеваться от антисемитов и наладить отношения с еврейской общиной Франции и с еврейским государством.

При этом официально высказанная позиция израильского руководства состоит в том, что единственным реальным ответом на усиление антисемитизма во Франции может стать массовая репатриация французских евреев в Израиль. Биньямин Нетаньяху лично обратился в прошлом году с призывом к французским евреям покинуть Францию и переехать в Израиль.

Однако сейчас премьер-министр Израиля акцентирует особое внимание на антисемитизме второго типа, на исламском антисемитизме и пытается привлечь западноевропейские государства к борьбе против него. В частности в своем выступлении на упомянутой траурной церемонии в Париже (Биньямин Нетаньяху стал первым израильским премьер-министром, принявшим в ней участие) он сказал: «В последнее время мы видели экстремистов, стремящихся уничтожить не только еврейское государство, но и евреев, и всех, кто выступает против их идеологии (…) Воинствующий ислам Ирана и ИГ стремится уничтожить нас и уничтожить Европу, и стереть европейскую цивилизацию. Израиль это первая цель, которая стоит на их пути. Они ненавидят Запад не из-за Израиля, а ненавидят Израиль из-за Запада. Они пытаются уничтожить нас, но и вас тоже». Обратившись лично к президенту Франции Эмануэлю Макрону, Биньямин Нетаньяху добавил: «Вы стойко противостоите этой волне. Вы решительно осуждаете антисемитизм и радикальный ислам (…) У нас общая борьба – исламские фанатики, которые хотят уничтожить вас, хотят уничтожить и нас. Мы должны противостоять им вместе и вместе победить их».