- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации в Алжире (май 2005 г.)

Главное событие мая во внутренней жизни Алжира произошло в первый день месяца, когда президент страны Абдельазиз Бутефлика провел ряд перестановок в правительстве. Среди наиболее заметных следует назвать назначение бывшего главы МИД АНДР Абдельазиза Бельхадема на пост госминистра, личного представителя главы государства. Освободившийся пост госминистра, министра иностранных дел занял Мохаммед Беджауи. Буджерра Солтани занял пост «чистого» госминистра, Абдельмалек Гуэназия — пост министра-делегата при министре национальной обороны (последний пост занимает по совместительству глава государства). Необходимо отметить, что пост министра-делегата при министре национальной обороны учрежден впервые. Важный пост министра финансов занял Мурад Меделси, министром торговли стал Эль-Хашеми Джаабуд.

Новому главе алжирской дипломатии 76 лет. Юрист по образованию. Ранее занимал ряд высоких государственных постов, в том числе председателя Конституционного совета. Хорошо известен в мире, поскольку одно время возглавлял Международный суд. В 1999 г. возглавлял Комиссию по наблюдению за президентскими выборами. Тогда, как известно, победил А. Бутефлика, а шесть других претендентов отказались накануне голосования баллотироваться в знак протеста против наблюдавшихся в ходе подготовки к выборам нарушений.

Как отмечала алжирская газета «Эль-Муджахид», перед А. Гуэназией стоят задачи «модернизации Национальной народной армии (ННА), а также реализации широкой программы сотрудничества с НАТО и дружественными странами Средиземноморья». Отставной генерал, по общему мнению алжирских наблюдателей, принадлежит к закрытому кругу тех военных, кого в этой стране называют «принимающими решения». По мнению той же «Эль-Муджахид» (алжирского официоза) перестановки в правительстве — «не отражение какого-либо кризиса, а обычное дело, свойственное многим западным демократиям». Они, утверждает газета, подтвердили прочность правительственной коалиции, в которую входят национал-консервативные партии «Фронт национального освобождения» (ФНО) и «Национальное демократическое объединение», а также исламистское Движение общества мира (ДОМ).

На деле, в роли проигравшего оказался ФНО. Хотя фронт остается первым в правительстве по представительству, он потерял четыре портфеля, а вместе с ними контроль за некоторыми стратегически важными ведомствами. Больше всего выиграли от перестановок исламисты из ДОМ. Их лидер Б. Солтани стал госминистром, а Эль-Хашеми Джаабуд занял ключевой пост министра торговли.

Другим важным внутренним событием стали перестановки в командовании ННА, проведенные А. Бутефликой. Генерал-майор Мохаммед Бабзиз получил пост командующего силами ПВО территории, генерал-майор Бен Али Бен Али стал командующим 5-м военным округом, генерал Аммар Асамния — командующим 6-м военным округом, генерал Мохаммед Тлемсани — заместителем командующего 4-м военным округом, генерал Мохаммед Бергам — заместителем командующего 5-м военным округом, генерал Абдельгани Мальти — начальником военной академии в Шершелли.

По мнению алжирской газеты «Либерте», перестановки в командовании ННА стали следствием назначения А. Гуэназии. Они продолжили процесс, начавшийся в июле прошлого года с отставки начальника генштаба ННА генерала Мохаммеда Ламари. За время нахождения на посту президента с 1999 г. Бутефлика несколько раз прибегал к значительным перестановкам в командовании ННА. До сих пор перестановки не затрагивали лишь спецслужбы.

Главным «внешним» событием мая стал шестидневный визит в Россию начальника генштаба ННА Алжира генерал-майора Ахмеда Салаха Гаида, в ходе которого центральное место заняли вопросы развития военно-технического сотрудничества. Как заявил на встрече с алжирским генералом начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский, Россия и Алжир «обязаны придать новую динамику двусторонним отношениям в области военного и военно-технического сотрудничества». В ходе визита генерал Гаид провел переговоры с руководством Рособоронэкспорта, Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин», авиационной холдинговой компании «Сухой», Российской самолетостроительной компании (РСК) «МиГ», судостроительного завода «Северная верфь». Содержание переговоров не разглашалось.

В ближайшие пять лет Алжир намерен израсходовать несколько миллиардов долларов США на модернизацию ННА, на вооружении которой находится главным образом техника советского и российского производства. Будучи одним из крупнейших производителей углеводородов в мире, Алжир имеет средства для реализации программы модернизации армии. В борьбе за алжирские заказы российским оружейникам конкуренцию могут составить их французские коллеги, а также, возможно, итальянцы, что подтверждает состоявшийся в последних числах мая визит в Алжир национального директора по вооружениям итальянской армии.

Санкт-Петербургское ЦКБ МТ «Рубин» — разработчик дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ (по западной классификации — «Кило»). Две субмарины этого типа находятся в боевом составе ВМС Алжира.

Авиационный военно-промышленный комплекс «Сухой» завершает выполнение контракта на поставку Алжиру 22 фронтовых бомбардировщиков Су-24МК на сумму 120 млн долл. РСК «МиГ» прорабатывает контракт на поставку в Алжир 50 самолетов МиГ-29, а также продвигает на алжирский рынок российско-французский учебно-боевой самолет МиГ-АТ. «Северная верфь» — традиционный партнер алжирских ВМС, для которых они модернизировали два корвета советской постройки.

Визиту генерала Гаида в Москву предшествовала поездка в Алжир Вениамина Попова — спецпредставителя главы МИДа России. Он передал М. Беджауи послание Сергея Лаврова. По оценке российского дипломата, кроме сфер традиционного сотрудничества в настоящее время наши страны взаимодействуют «в вопросах борьбы с терроризмом и диалога между цивилизациями».

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что примерно одновременно с визитом генерала Гаида в Москву в Вашингтоне побывал генеральный секретарь министерства национальной обороны Алжира генерал-майор Ахмед Сенхаджи. Цель визита — содействие дальнейшему развитию военного сотрудничества между двумя странами в части, касающейся борьбы с терроризмом. По данным алжирской прессы, в ходе визита обсуждались также вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством.

Уже в завершающий день месяца стало известно о планах Алжира и США провести в Сахаре совместные военные учения. Понятно, что они будут носить антитеррористическую направленность, поскольку именно в этом регионе на стыке границ Алжира, Мавритании, Мали и Чада не раз появлялись банды, действующие от имени «Аль-Каиды». Ранее, когда военные Алжира, Мали и Чада «охотились» за группой Абдерразака Пара из состава СГПД, они регулярно получали от американцев разведывательную информацию со спутников о перемещениях исламистов.

Не менее важным внешнеполитическим событием стали действия Алжира, фактически приведшие к срыву планировавшегося на 25-26 мая в Триполи саммита Союза арабского Магриба (САМ). За несколько дней до встречи Бутефлика в послании на имя главы Фронта ПОЛИСАРИО Мохаммеда Абдельазиза заверил последнего, что остается приверженцем принципа самоопределения сахарцев. Подобное послание вызвало крайне резкую реакцию Рабата, под контролем которого находятся сахарские провинции. Король Мохаммед VI тут же отказался от поездки в Триполи.

В мае дальнейшее развитие получили отношения между Алжиром и НАТО. Как сообщил глава военной составляющей блока генерал Харальд Куйят, НАТО в деталях обговорило с Алжиром вопросы участия кораблей ВМС АНДР в антитеррористической операции в Средиземном море «Активные усилия», проводимой с 18 октября 2001 г. В настоящее время НАТО добивается заключения соглашения с семеркой стран — участниц программы средиземноморского диалога (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко, Тунис) о сотрудничестве в сфере безопасности, главная задача которого — предупреждение террористической деятельности в Средиземноморском регионе. Проектом документа предусматривается обмен разведывательной информацией и проведение совместных антитеррористических учений.

В мае дальнейшее развитие получило франко-алжирское военное сотрудничество. 20 мая в порт Алжира впервые со времени достижения независимости зашла группа французских кораблей в составе противолодочного фрегата «Монкальм» и патрульного судна «Греб». 23-24 мая они приняли участие в совместных франко-алжирских маневрах под условным названием «Раис Хамиду-5». Алжирская сторона была представлена на учениях фрегатом «Мурад Раис», ракетным кораблем «Раис Хамиду», корветом «Якид» и самолетом патрульной авиации. Особенностью маневров стало то, что руководство совместной учебной операцией по борьбе с терроризмом осуществлялось с берега с совместного командного пункта.

15 мая очередным терактом напомнили о себе исламисты. В этот день террористы из Свободной салафистской группы (ССГ) атаковали армейскую автоколонну на границе провинций Тебесса и Хеншела. В результате вылазки погибли 16 военнослужащих, 13 получили ранения. Алжирские силы безопасности тут же провели серию антитеррористических операций в ряде районов страны, в ходе которых уничтожили 14 исламистов. В частности, в Тебессе, относящейся к зоне ответственности 5-го военного округа, в продолжавшейся три недели операции кроме обычных войск приняли участие специальное антитеррористическое подразделение десантников, боевые вертолеты и самолеты.

ССГ откололась от Салафистской группы проповеди и джихада (СГПД) после того, как от командования последней был отстранен Хасан Хаттаб. Руководит ССГ человек, скрывающийся под боевым псевдонимом «Эль-Мутана». Численность ССГ оценивается в 40-60 боевиков.

Главным экономическим событием мая стало подписание контракта между алжирской нефте- газодобывающей компанией СОНАТРАК, нигерийской компанией «Эн-эн-пи-си» и британской «Пенспен ай-пи-эй» на обоснование проекта строительства транссахарского газопровода, который свяжет Нигерию с алжирскими портами и уже существующими газопроводами. Предполагается, что протяженность магистрали составит 4,5 тыс. км, ее стоимость — 7 млрд долларов, мощность — до 25 млрд куб. метров в год. Газопровод откроет для газа из Нигерии европейский рынок.

Одновременно стало известно о намерении СОНАТРАК в ближайшие два года направить огромную сумму в 1,2 млрд долларов на решение вопросов безопасности (в том числе экологической) районов добычи нефти и газа, а также трубопроводов.