- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Противостояние Эфиопии с альянсом Египта и Эритреи продолжается

Парламент Эфиопии проголосовал 4 августа  за отмену режима чрезвычайного положения (ЧП), объявленного в октябре 2016 года из-за массовых акций протеста. Об этом сообщает агентство Рейтер. Начавшиеся в июле прошлого года массовые беспорядки в африканской стране впоследствии растянулись на несколько месяцев. Официально они были спровоцированы недовольством крестьян оромо планами расширения пределов столицы Аддис-Абебы за счет включения в городскую черту их земельных участков. В дальнейшем к ним примкнули этнические общины амхара, протестующие против несправедливой, по их мнению, земельной политики правительства, контролируемого элитой народа тыграй. В ходе развернувшихся стихийных акций протеста за полгода погибли более 600 человек, еще 11 тыс. подверглись арестам. Если же рассматривать это явление по сути, то мы были свидетелями широкомасштабной хорошо организованной и профинансированной операции эритрейских и египетских спецслужб, которые смогли воспользоваться ростом внутриэфиопских межнациональных конфликтов и спровоцировать массовые кампании протеста. В данном случае Каир с помощью Асмэры решает свой главный вопрос в этом регионе в настоящее время путем создания обстановки общей нестабильности и проведения подрывных акций: он пытается сорвать строительство плотины «Возрождение» на Голубом Ниле. Ее запуск, по оценке Египта, способен вдвое ограничить водосброс в Нил, тем самым резко обострить вопросы эффективности ирригационных мероприятий в стране и соответственно осложнить проблему продовольственной безопасности. Эфиопские спецслужбы в этой связи располагают данными о том, что  сотрудники спецслужб  АРЕ на регулярной основе встречались на территории Эритреи и Южного Судана с эмиссарами мусульман-оромо по вопросу организации таких протестных проявлений. И соответственно финансировали их. То, что сейчас эти волнения стихли в силу целого комплекса мероприятия центральных эфиопских властей, начиная о репрессий и заканчивая откровенным подкупом местной элиты и населения путем аннулирования предыдущих решений о конфискации земельных участков, ставит перед Каиром новые вызовы в рамках проведения ими подрывной войны против Аддис-Абебы. Отметим, кстати, и тот момент, что мусульман-оромо удалось убедить в необходимости прекращения кампаний массового неповиновения и путем воздействия на них через саудовские возможности. Они имеют наработанные связи в КСА, и участие Эр-Рияда в данном конфликте на стороне центральных властей в принципе не совсем укладывается в рамки официального альянса Эр-Рияда с Абу-Даби и Каиром, который сейчас активно демонстрируется в формате дипломатической и экономической атаки на Доху.

Помимо успокоения оромо спецслужбам Эфиопии удалось в значительной степени нивелировать опасность со стороны еще одной повстанческом группы Benishangul Gumuz People’s Liberation Movement [1] (BGPLM), которая состояла на финансировании эритрейцев и египтян и которая как раз и планировала совершить по их заданию основные военные и диверсионные акты в отношении строителей и объектов  плотины «Возрождение». Тем более, что группа как раз и действует в регионе Benishangul Gumuz, на территории которого собственно и проводится строительство этого объекта. В начале июля усилиями посредников из эфиопских спецслужб не без помощи их суданских коллег удалось убедить сложить оружие и вернуться домой 95 боевиков и полевых командиров этой группировки. Это также надо расценивать как безусловную победу Аддис-Абебы, особенно с учетом того, что группировка воюет с эфиопскими властями с 2015 года. Еще тогда эфиопские службы располагали убедительными доказательствами о том, что глава группы Абдулвахаб Мехади по заданию эритрейцев и египтян готовит операцию в отношении 10 тыс. рабочих строительства  плотины «Возрождение» с целью полностью сорвать весь график возведения этого гтдротехнического сооружения. Эта угроза была настолько реальной, что эфиопские власти срочно перебросили в район плотины свой элитный спецназ Agazi Special Forces [2], который считается неофициально гвардией правящей партии.  С 2016 года строительство также с воздуха покрывает российские и китайские системы ПВО. На сегодняшний день плотина готова уже на 60 процентов, а запуск двух турбин мощностью по 375 Мгв. должен состояться в начале следующего года.

На фоне этих относительных успехов в борьбе с внутренней оппозицией эфиопским спецслужбам пока не удается решить проблемы объединения в единую группу собственно сил эритрейской оппозциии, которую Аддис-Абеба планировала использовать для проведения широкомасштабных военных операций на территории самой Эритреи в рамках противодействия усилиям египтян. Несмотря на все усилия главного организатора этого проекта с эфиопской стороны в лице генерала Мессина Амаре, до сих пор не удается организовать единую структуру оппозиции под названием Eritrean National Council for Democratic Change [3] (ENCDC).  Более того часть эритрейских оппозиционеров под руководством Медрека без согласования с Аддис-Абебой провела в Найроби в июне свой съезд и организовала альтернативное оппозиционное объединение Eritrean Forum for National Dialogue [4] (EFND/Medrek [5]). В этой связи ряд экспертов отмечают, что эфиопским властям в данном случае не хватает элементарного финансирования для того, чтобы в достаточной степени обеспечивать свою же программу организации единой эритрейской оппозиции и организации  ее инфраструктуры на своей территории.