- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Анализ китайских специалистов возможностей ВВС Пакистана противостоять ВМС Индии

В свете нагнетания обстановки на китайско-индийской и китайско-пакистанской границе обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий проводят анализ возможностей ВВС Пакистана, истребительным подразделениям которых необходимо быть готовыми к отражению внезапной агрессии со стороны ВМС Индии. Следует отметить, что этот военно-морской аспект обусловлен наличием общей морской границы, тогда как КНР будет отвечать военными средствами на территориальные претензии со стороны Индии только на сухопутном направлении.

Как известно, протяженность морской границы Пакистана составляет 980 км. Китайские и пакистанские военные аналитики отмечают, что резкая активизация индийских военных на китайском и пакистанском направлениях связана с внутриполитической борьбой в высших эшелонах руководства Индии.

Очевидно, что определенным образом сказывается начало поставок новых образцов вооружения и военной техники американского производства – сверхлегкие авиадесантные гаубицы М777А2 калибра 155 мм. и тяжелые транспортные вертолеты  СН-47. Кроме того, по результатам переговоров премьер-министра Индии Нарендры Моди и президента США Дональда Трампа достигнуто понимание по поставкам разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов MQ-1 Predator, продажи партии истребителей F-16 IN (IN – модификация для ВВС  Индии) и организации сборочной линии для этих боевых самолетов на одном из предприятий оборонно-промышленного комплекса Индии.

Внимание пакистанских и китайских военных специалистов приковано к возросшим возможностям ВМС Индии, которые за последние годы приняли на вооружение серию фрегатов «Тальвар», «Калькутта» и «Дели», из которых и будет составлена авианосно-ударная группа, возглавляемая «Викрамадитьей» или достраиваемым «Викрантом». По опыту предыдущего вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном известно, что индийские военные самым активным образом могут использовать тяжеловооруженные надводные корабли для блокирования действия авиации и нанесения ударов по береговым целям и объектам в глубине территории Пакистана.

В этой связи представляется необходимым проанализировать возможности истребительных подразделений ВВС Пакистана, основной задачей которых является борьба с крупными надводными соединениями противника.

В условиях недостатка современных тяжелых истребителей у официального Исламабада основную роль в обороне побережья, защите военно-морских баз и других объектов военной инфраструктуры играют одномоторные истребители китайско-пакистанской разработки JF-17, которые уже позволяют пилотам применять ракеты класса «возудх-воздух» SD-10A, PL-5E и планирующие корректируемые авиабомбы LS-6A.

Кроме того, в номенклатуре авиационных средств поражения упомянутого истребителя находится дозвуковая противокорабельная ракета (ПКР) воздушного базирования (ВБ) C-802A. По данным из открытых источников, известны следующие тактико-технические характеристики ПКР:

– длина: 6,392 м;

– диаметр корпуса: 0,36 м;

– размах крыльев: 1,22 м;

– стартовая масса: 715 кг;

– масса второй ступени: 530 кг;

– масса боевой части: 165 кг;

– скорость горизонтального полета: 0,9 МАХа;

– высота полета на среднем участке полета: от 20 до 30 м;

– высота полета на конечном участке полета: от 5 до 7 м;

– дальность пуска от 12 до 150 км;

– наведение: инерциальное и радиолокационное.

По данным китайских источников, данная ракета способна выполнять маневры уклонения на маршруте движения к цели с тем, чтобы выйти из зоны действия корабельных систем радиоэлектронной борьбы, однако система наведения ПКР (выполнена по схеме «пустил и забыл») не позволяет выполнять резкий набор высоты для выхода из зоны поражения систем самообороны корабля.

Китайские специалисты отмечают, что боевая часть (БЧ) ракеты выполнена полупроникающей, т.е. специальные датчики определяют момент деформации головной части ракеты после контакта с бортом или другими конструктивными элементами корабля, после чего подается команда на подрыв. Следует отметить, что дополнительный «зажигательный» эффект создает ракетное топливо, которое провоцирует объемный пожар внутри корабля.

По данным китайских источников, пуск ПКР С-802 возможен уже на высоте 250 м, что позволяет пилоту выполнить снижение до 100 м и остаться «невидимым» для РЛС надводных кораблей ВМС Индии. Наведение ракеты на цель обеспечивает радиолокационная станция с активной фазированной решеткой под обозначением KLJ-7 , которая разработана в 14-ом НИИ электронных технологий г.Нанкин при помощи специалистов из Украины.

Китайские специалисты признают, что при содействии украинских коллег стало возможным создание как указанной РЛС, так и других станций, позволяющих обнаруживать малозаметные истребители пятого поколения F-22 и F-35. Следует отметить, что пакистанские истребители могут выполнять пуски ПКР С-802А без обнаружения цели собственной РЛС, поскольку оборудование шифрованного обмена цифровыми данными стандарта 1553В позволяет получать данные от самолетов дальнего радиолокационного дозора ZDK-03 (пр-во КНР), которые способны обнаружить надводную цель на дальности 250 км.

Необходимо учитывать, что китайские и пакистанские технические специалисты работают над расширением возможностей самого истребителя JF-17, который оснащают двигателем РД-93, однако в перспективе на данный самолет могут начать установку более мощного двигателя АИ-9500, спроектированного в украинском конструкторском бюро «Мотор Сич». Следует дополнить, что китайские самолетостроители планируют проверить упомянутые двигатели украинского производства на малозаметном легком истребителе J-31, который в отдаленной перспективе позволит заменить JF-17.

Китайские обозреватели отмечают, что возможностей российских двигателей вполне достаточно для вылетов на боевые задачи с тремя ПКР С-802А, однако при этом серьезно ограничена дальность полета истребителя, поскольку отсутствует возможность установить подвесные топливные баки (ПТБ), которые ВВС Пакистана активно используют при проведении патрульных полетов. Известно, что емкость одного стандартного ПТБ составляет 800 л, что позволяет значительно увеличить дальность полета и время нахождения в воздухе без потери маневренности.

Как известно, по мере поступления на вооружение ВВС Пакистана второй модификации истребителя JF-17 потребность в использовании ПТБ несколько снизится, поскольку эти самолеты оснащают штангой для дозаправки в воздухе. В связи с этим возникнет необходимость в самолетах-заправщиках, которые будут обеспечивать боевые машины топливом. В этом аспекте также важна роль украинских конструкторов, которые уже выполнили модернизацию трех транспортных самолетов Ил-76 ВВС НОАК в воздушные танкеры, которые могут заправлять до шести тяжелых истребителей типа «Су» за один вылет.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что китайские и пакистанские конструкторы работают над новой бортовой РЛС с АФАР для истребителя JF-17, тестируют новые элементы планера, изготовленные из композитных материалов, что позволит повысить эффективность боевого самолета в перспективе.