- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Российско-израильские переговоры в Сочи: попытка прийти к компромиссу

23 августа 2017 г. в Сочи состоялась встреча президента РФ В.В.Путина и главы израильского правительства Б.Нетаньяху. Она получила статус рабочей, что подтвердил в своем приветственном слове перед журналистами российский лидер[i] [1], отметив, что при необходимости переговоры могут быть организованы оперативно. Действительно, обращает на себя внимание быстрота принятия решения о назначении даты нынешнего раунда консультаций, ставшего шестым за последние два года. Соответствующее сообщение было размещено на официальном сайте канцелярии израильского премьер-министра 19 августа 2017 г. Из этого следует, что приезд Б.Нетаньяху попал в число своего рода «срочных» визитов, подобных его посещению Ново-Огарево в сентябре 2015 г., к которому израильскую сторону также побудила озабоченность ситуацией у северных границ государства.

Во многом схожим оказался и состав делегации, сопровождавшей Б.Нетаньяху в поездке в Сочи. В нее были включены директор «Моссада» Й.Коэн, в 2015 г. побывавший в России в качестве главы Совета национальной безопасности страны, а также руководитель военной разведки (АМАН) Х.Халеви. Стоит особо подчеркнуть, что в середине прошлой недели они оба посетили Вашингтон, где провели переговоры с представителями президента США Д.Трампа по сирийской проблематике, итоги которых, судя по всему, не принесли стране желаемых результатов. Более того, Израиль всерьез озаботился перспективой ухода США из Сирии после победы над террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), о чем недавно было заявлено Государственным департаментом страны.

Как сообщалось в упомянутом выше пресс-релизе канцелярии Б.Нетаньяху, основным компонентом дискуссии оказалась ситуация на Ближнем Востоке, где особым акцентом, разумеется, стала сирийская проблематика. Впрочем, для сглаживания острых углов было принято решение начать беседу с диалога по вопросам, получившим в июле свое разрешение. В этом качестве выступило подписанное 11 июля 2017 г. российско-израильское соглашение о взаимном признании трудового стажа, которое должно вступить в силу с 1 октября 2017 г., а также указ президента РФ, в соответствии с которым ветераны ВОВ, узники концлагерей и блокадники с 1 января 2018 г. получат ежемесячную выплату от российской стороны. Кроме того, прежде чем перейти к обсуждению наиболее актуальных вопросов лидеры заявили об общей удовлетворенности текущим состоянием двустороннего сотрудничества, которое, однако, не лишено противоречий.

Во-первых, израильский премьер-министр не смог обойти вниманием вопрос об отношении страны к участию России в проекте по реконструкции мемориального комплекса на месте концентрационного лагеря «Собибор». В этой связи он заявил, что государство не имеет никаких возражений по вопросу привлечения Москвы к указанной инициативе. Ситуация, вызвавшая бурные обсуждения в прессе и социальных медиа, стала следствием комментария, сделанного официальным представителем МИД России М.Захаровой, в котором она заподозрила ближневосточное государство в предательстве[ii] [2], а также приглашения посла Израиля в Москве в МИД для разъяснений. Впрочем, во многом возникшие противоречия оказались спровоцированы самими СМИ, что фактически является повторением ситуации ноября 2016 г. с аналогичным по духу заявлением относительно израильского влияния на предвыборную гонку в США[iii] [3].

В официальной части беседы, состоявшейся 23 августа, Б.Нетаньяху проинформировал В.В.Путина о высоком уровне опасений, существующих сегодня у Израиля относительно активности Тегерана в регионе, во многом повторив неоднократно обозначенные им ранее так называемые «красные линии» безопасности государства, выход за рамки которых оно не допустит. К примеру, глава израильского правительства подчеркнул, что борьба с террористической группировкой «Исламское государство», несомненно, является одной из важнейших задач, стоящих перед международным сообществом. Однако ее вытеснение приводит к тому, что освобождающий «вакуум» заполняет Иран, который по-прежнему угрожает безопасности Израиля. Эта мысль была высказана им по итогам брифинга для членов кабинета министров, проведенного Й.Коэном в преддверии визита израильской делегации в США. Особое внимание Б.Нетаньяху обратил и на растущее влияние Исламской Республики в Сирии, Йемене и Ираке, а также развитие ее ядерного потенциала. В этой связи премьер-министр пообещал, что Израиль будет защищать себя всеми средствами против угрозы, возникшей у северных границ страны, а также любой другой опасности, исходящей от Ирана. Интересно, что данная составляющая открытой части дискуссии представлена лишь в стенограмме, обнародованной израильским внешнеполитическим ведомством.

Именно последнее заявление вызвало, пожалуй, наибольший резонанс в израильской прессе, чему во многом способствовал комментарий экс-министра обороны страны М.Яалона, посчитавшего, что развитие ситуации по военному сценарию возможно, если Израиль будет вынужден добиваться реализации своих интересов самостоятельно. Впрочем, были даны и позитивные оценки визита. К примеру, бывший посол США в Израиле Д.Шапиро в своем микроблоге в Twitter сделал серию из 27 коротких сообщений, в которых отметил правильность действий Б.Нетаньяху. В частности, он полагает, что сотрудничество с Россией, равно как взаимодействие с США и Иорданией, не исключает возможности страны при необходимости действовать самостоятельно. При этом именно Москва способна принести стабильность в Сирию и содействовать сдерживанию амбиций Ирана[iv] [4].

Таким образом, не сумев добиться от Вашингтона действительной поддержки в вопросе ограничения участия Ирана в сирийском урегулировании, о чем свидетельствует фактическое отсутствие заявлений о достижении договоренностей между сторонами по итогам встречи, состоявшейся на прошлой неделе, глава израильского правительства принял решение отправиться в Россию, рассчитывая на ее содействие. Впрочем, характер отношений Москвы и Тегерана сегодня свидетельствует о том, что противоречия с Израилем могут быть урегулированы лишь на основе компромисса, при котором ближневосточный партнер получит гарантии ограничения иранского влияния в районах, прилегающих к израильским границам, но не исключит его присутствия на сирийской территории полностью. Это решение будет отвечать израильским интересам лишь частично. Следовательно, от страны в ближайшее время можно ожидать новых попыток добиться от России и США пересмотра подхода к южной зоне деэскалации в Сирии.

[i] [5] Материалы встречи В.В.Путина и Б.Нетаньяху приводятся по: Встреча с Премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху // Президент России. 23.08.2017. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/55399; PM Netanyahu’s statement at the conclusion of his meeting with Russian President Putin // Prime Minister’s Office. 23.08.2017. URL: http://www.pmo.gov.il/English/MediaCenter/Events/Pages/eventEnd230817.aspx

[ii] [6] Подробнее см.: Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 17 августа 2017 года // МИД России. URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2838153

[iii] [7] Подробнее см.: Якимова Е.А. Треугольник Россия-Израиль-США после избрания Д.Трампа // Институт Ближнего Востока. 20.11.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30862&print=1

[iv] [8] См.: Dan Shapiro @DanielBShapiro 23.08.2017. URL: Twitter.com