- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О важности проекта «Южный газовой коридор», туркменском газе и антироссийских санкциях

19 июля в Баку прошла встреча глав внешнеполитических ведомств Азербайджана, Туркменистана и Турции. В некоторых русскоязычных СМИ в преддверии встречи писали о том, что ее главным итогом станут договоренности в энергетической сфере – о лоббировании Турцией схемы поставки туркменского природного газа через территорию Азербайджана в Европу.

Также эксперты высказывали мнение о том, что стороны намерены повысить объемы поставок туркменской нефти в Европу через нефтяной терминал в грузинском порту Кулеви, за счет отказа от прокачки нефти через порт Махачкалы. Говорили и про рост поставок нефтепродуктов и продуктов нефтехимии в западном направлении, за счет запуска новой железной дороги Баку – Тбилиси – Карс.

Несмотря на высокие ожидания, ни о каких договоренностях после встречи не сообщалось. Однако сотрудничество в этом формате продолжится. До конца года страны планируют провести бизнес-форум, за ним последует саммит глав государств. Отметим, что первая трехсторонняя встреча глав МИД трех стран прошла в мае 2014 г., еще две встречи состоялись в январе и августе 2015 г[i] [1]. Налицо активизация трехсторонних отношений.

Наверное, наиболее интересным для России является вопрос о том, действительно ли страны намерены работать над включением Туркменистана в азербайджанский проект экспорта газа в Европу. Автор уже писал об этом в контексте изучения перспектив строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). Здесь бы хотелось сделать акцент на проекте «Южный газовый коридор» (ЮГК) и его специфики.

Проект «Южный газовый коридор» состоит из нескольких подпроектов: добыча газа второго этапа разработки супергигантского месторождения Шах-Дениз, расширение пропускной мощности Южно-кавказского трубопровода, по которому нефть транспортируют из Азербайджана в Грузию, строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP) через Турцию и, наконец, строительство Трансадриатического газопровода (ТАР) от границы Турции в Грецию, Албанию и Италию (возможно, в Болгарию).

Рис. Проект «Южный газовый коридор».

[2]

Источник: Interfax Global Energy.

В Турцию планируют поставлять 6 млрд куб. м природного газа в год, в Европу – 10 млрд куб. м. Отметим, что эти показатели объемов прокачки – не окончательные, и, как отмечают эксперты[ii] [3], в случае, если ресурсная база для газопровода будет расширена, его мощность можно будет повысить.

О нехватке газа

Недостаточно ресурсная база – одна из основных проблем азербайджанского проекта. Весь добываемый в стране природный газ законтрактирован для поставок в Европу на годы вперед. Потребление газа на внутреннем рынке растет быстрыми темпами, в связи с чем Азербайджану, с первого взгляда богатому ресурсами, иногда приходится закупать углеводороды у России.

Проект ЮГК – в первую очередь геостратегический проект. Он призван обеспечить стабильность для европейского энергорынка и диверсификацию его источников энергии. В этих условиях очевидно, что помочь Азербайджану «наполнить» трубопровод не может ни Россия, ни Иран.

А вот о возможном участии Туркменистана говорили давно. Он уже участвовал во встречах Консультационного совета проекта «Южный газовый коридор» (на уровне министров)[iii] [4]. Более того, по некоторым данным, именно с прицелом на поставки газа в Европу Туркменистан завершил проект увеличения мощности магистрального газопровода «Восток – Запад». Следующим действием по выводу туркменского газа на европейский рынок может стать строительство Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря, который и свяжет Туркменистан с ЮГК.

Пока в вопросе присоединения Туркменистана к проекту есть вопросы. Например, не возникнут ли проблемы из-за нерешенного статуса Каспия; насколько страна будет открыта для сотрудничества (хотя в том, что Туркменистану необходимо диверсифицировать направления экспорта, а сейчас это направление одно – Китай, сомнений нет); насколько к сотрудничеству с Туркменистаном будут готовы западные страны и т.д.

Проект особой важности

Однако подчеркнем особую важность, которую носит для Европы и США проект ЮГК. Ради этого проекта американцы вводили коррективы в указы об ужесточении антииранских санкций, а также закрывали глаза на очевидные нарушения американского законодательства.

Так, в 2013 г., через год после усиления давления на Иран, в очередном указе президента  Барака Обамы об ужесточении антииранских санкций появилась оговорка, исключающая проект ЮГК из-под действия санкционного режима.

Дело в том, что Иран имел 10% участия в проекте «Шах-Дениз» (и до сих пор ее сохраняет)[iv] [5]. А вести какую-либо совместную деятельность с иранскими компаниями санкции запрещали.

В указе президента Б.Обамы прописывалось, что к мерам по материальной поддержке правительства Ирана не относится поддержка «иранских институтов, а также та деятельность, которая связана с реализацией проекта трубопровода для поставки природного газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз в Европу и Турцию»[v] [6].

Интересна история о том, что предшествовало такому решению Белого дома. Через два года после вышеупомянутого указа The Washington Post опубликовала расследование Конгресса о том, как 10 его членов ровно за пять дней до подписания указа Б.Обамы съездили на конференцию в Баку, где азербайджанская сторона показала верх гостеприимства, взяв на себя все расходы в размере $750 тысяч[vi] [7]. Этой суммы хватило на организацию перелета, проживания, а также на небольшие сувениры местного производства – шелковые платки, хрустальные чайные сервизы и ковры ручной работы. Средства выделила компания SOCAR; не официально, а через свои некоммерческие фонды, зарегистрированные в США.

Первые отчеты о расследовании подготовило Управление по этике Палаты представителей США. Его рассматривали на закрытом слушании, где выступили три советника Б.Обамы. По итогам слушания и расследования управление пришло к выводу, что конгрессмены не знали о том, что спонсором является сама SOCAR. Более того, в ходе дальнейшего разбирательства, которое перешло уже в Комитет по этике Сената[vii] [8], было зафиксировано, что источники финансирования путешествия чиновников идентифицировать не удалось, «даже после тщательного исследования». Факт получения подарков подтвердили, упомянув, что они подпадают под категорию запрещенных. Однако удивительным образом в заключительных статьях последнего отчета зафиксировано, что доказательств того, что вслед за получением этих благ, конгрессмены приняли какие-либо решения или действия в пользу стороны донора, найдено не было. Расследование прекратили.

То, что через пять дней после поездки был подписан указ об исключении азербайджанского проекта из-под действия санкций, никого не смутило.

Недавно принятый Конгрессом и подписанный президентом США закон об ужесточении санкций в отношении России, Ирана и Северной Кореи, к слову, снова вызвал опасения по поводу реализации проекта ЮГК.

Ведь в проекте «Шах-Дениз-2» долю имеет и Россия, которую представляет компания ЛУКОЙЛ. У компании 10% в консорциуме. СРП действует до 2048 г. ЛУКОЙЛ в августе 2015 г. подписал кредитное соглашение на $1 млрд по финансированию проекта[viii] [9].

Бывший посол США в Азербайджане (при администрации Б.Обамы), а ныне руководитель Центра по глобальной энергетике в Атлантическом Совете Ричард Морнингстар заявил, что новые санкции негативно скажутся на проекте[ix] [10]. Законодательное закрепление санкций, действительно, заставляет американские компании, а также их партнеров, воздерживаться от участия в проектах совместно с российским бизнесом.

Решение Б.Обамы об исключении ЮГК из санкционных указов на новое законодательство не распространяется. Тем не менее, не сомневаемся в том, что тем или иным образом кому-то удастся донести до действующего президента США важность проекта ЮГК, и проблем с его реализацией удастся избежать. Возможно, для этого даже не придется организовывать новый премиум-тур для американских законодателей.

С таким же, если не большим, энтузиазмом в свое время администрация Б.Клинтона агитировала за строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), маршрут которого, к слову, частично дублирует ЮГК.

Возвращаясь к вопросу наполняемости ЮГК, добавим, что тот же проект «Набукко» (так и не реализованный предшественник ЮГК) долго поддерживали, несмотря на его огромную стоимость и экономическую нецелесообразность, во многом благодаря его высокой мощности в 31 млрд куб. м газа в год.

Причем в период сравнительного подъема качества российско-американского сотрудничества тот же Ричард Морнингстар, будучи спецпосланником США по энергопроектам евразийского региона, говорил о возможности подключения России к поставкам природного газа по «Набукко»[x] [11]. Ведь Азербайджан не мог самостоятельно обеспечить наполняемость трубопровода. Тогда Москве предстоял долгий путь до полученного сегодня ярлыка аутсайдера, поэтому подобные предложения, хоть и заведомо малоперспективные, были возможны (участие в проекте Ирана тогда исключали).

*   *   *

В целом, необходимо понимать, что проект «Южный газовый коридор» имеет большое значение для Азербайджана, Европы и США. При этом главные лоббисты проекта – европейцы и американцы – не раз давали понять, что приветствовали бы увеличение мощности трубопроводов данного проекта.

Сегодня сложились условия, когда Азербайджан имеет трудности с заполнением экспортных газопроводов, Туркменистан всеми силами ищет новые направления для продажи сырья, а политика России в очередной раз заставляет европейцев и американцев активизировать работу по снижению зависимости от российского природного газа.

В этой связи, нет сомнений в том, что новые антироссийские и антииранские санкции не повлияют на реализацию «Южного газового коридора». А переговоры между Азербайджаном, Туркменистаном и Турцией со временем могут привести к расширению проекта и включению в него туркменского газа.

[i] [12] В Ашхабаде пройдет бизнес-форум Азербайджан-Турция-Туркменистан // «Тренд», 25.07.2017. https://www.trend.az/business/economy/2780835.html [13]

[ii] [14] Energy Prices and European Energy Security: An Interview with Ambassador Richard Morningstar // Journal of International Affairs, Columbia University, March 2016. http://blogs.cuit.columbia.edu/jia/files/2016/03/Morningstar_Interview.pdf [15]

[iii] [16] Southern Gas Corridor Advisory Council prioritizes TANAP // Daily Sabah, 23.02.2017. https://www.dailysabah.com/energy/2017/02/24/southern-gas-corridor-advisory-council-prioritizes-tanap [17]

[iv] [18] Shah Deniz Gas Field // OIEC http://www.oiecgroup.com/SitePages/website/shahdeniz.html [19]

[v] [20] Заявление пресс-секретаря администрации Б. Обамы по поводу объявления дополнительных санкций в отношении Ирана, от 03.06.2013 https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2013/06/03/statement-press-secretary-announcement-additional-sanctions-related-iran [21]

[vi] [22] 10 Members of Congress took trip secretly funded by foreign gvernment // The Washington Post, 13.05.2015. https://www.washingtonpost.com/investigations/10-members-of-congress-took-trip-secretly-funded-by-foreign-government/2015/05/13/76b55332-f720-11e4-9030-b4732caefe81_story.html?tid=sm_fb&utm_term=.7a1279b34ac0 [23]

[vii] [24] Итоговый отчет Комитета по этике Конгресса США: In the Matter of Officially-Connected Travel by House Members to Azerbaijan in 2013. Report of the Committee on Ethics // Committee on Ethics, 31.07.2015. https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/CRPT-114hrpt239/pdf/CRPT-114hrpt239.pdf [25]

[viii] [26] ЛУКОЙЛ в Азербайджанской Республике // Компания ЛУКОЙЛ. http://www.lukoil.ru/Company/BusinessOperation/GeographicReach/Asia/LUKOILinAzerbaijan [27]

[ix] [28] As Russia consumes Washington, oil companies pulled in // Houston Chronicle, 21.07.2017. http://www.houstonchronicle.com/business/article/As-Russia-consumes-Washington-oil-companies-11303909.php [29]

[x] [30] Russia Free to Supply Gas to Nabucco – U.S. Envoy // Reuters, 12.07.2009. http://www.reuters.com/article/us-nabucco-idUSLC53505820090712?sp=true [31]