- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (19 — 26 августа 2017 г.)

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня (далее — российская и турецкая части), в течение прошедшей недели было зафиксировано 48 нарушений режима прекращения огня. Наиболее часто обстрелы отмечались в провинциях Алеппо, Латакия, Дамаск. Это примерно на треть ниже показателя предыдущей недели (70), что соответствует наметившейся тенденции на снижение числа обстрелов, что стало следствием введения трех зон деэскалации.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/ «Джабхат Фатх аш-Шам»/ «Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Дейр эз-Зор, Хама, Хомс.

В частности, по данным Минобороны РФ, 20 августа удар наносился по крупной автоколонне боевиков ИГ, выдвигавшейся из провинции Ракка в провинцию Дейр эз-Зор . В результате удара уничтожены более 20 пикапов с пулеметами, более 200 боевиков и большегрузные автомобили с боеприпасами.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Дамаск, Дейр  эз-Зор, Хама, Хомс.

В частности, 21 августа авиация использовалась на севере провинции Хомс по позициям группировки «Тахрир аш-Шам», поскольку она не подпадает под действие соглашения о режиме зоны деэскалации, действующем в этом районе.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов и их союзников в ряде провинций страны.

На севере провинции Алеппо 26 августа отмечено прибытие подкреплений турецких войск. Они вошли на территорию Сирии через пограничный город Килис и направились к г.Аззаз.  

В провинции Дамаск к 22 августа — третьему дню наступления правительственных сил на западе региона близ границы с Ливаном — им удалось выбить боевиков ИГ из южной части Западного Каламуна.

Там же после ряда поражений в боях с правительственными силами в горах Западного Каламуна главари тамошних формирований ИГ сообщили 25 августа сирийским властям о готовности оставить удерживаемые ими территории в обмен на беспрепятственный пропуск в восточные районы Сирии.

На юго-востоке провинции к 26 августа установлен контроль над приграничными с Иорданией регионами Кадир Махмуд и Вади Махмуд. В последнем находится важный пограничный переход, который ранее использовался боевиками.

На востоке провинции Хомс к 21 августа сирийские войска взяли штурмом город Хумейма на границе с провинцией Дейр эз-Зор.

На северо-востоке провинции сирийские войска 24 августа установили контроль над важной в тактическом отношении высотой Аз-Захак к северу от г.Эс-Сухна. Там же установлен контроль над населенными пунктами Хариф, Аль-Усфурия, Роз аль-Вахш, Каткат, Джабаль аль-Маншар.

На юге провинции 25 августа отражена массированная атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил близ границы с Ираком.

На востоке провинции Ракка 24 августа боевики ИГ предприняли массированную контратаку против наступавших сирийских войск. В результате контратаки правительственные силы понесли потери. Они были вынуждены отступить на 30 км от г.Мадан, на окраину которого они вышли ранее. Уже 25 августа в результате новой атаки сирийских войск им удалось восстановить контроль над 80% ранее утерянной территории.

На востоке провинции Хама к исходу 20 августа боевики ИГ были выбиты из деревень Ад-Дакила аш-Шамали, Ад-Дакила аль-Джануби и Умм Хартин.

Там же в течение 22 — 23 августа правительственные силы сжимали кольцо окружения вокруг оплота ИГ в районе г.Акайрабат. К исходу 22 августа установлен контроль над господствующей высотой Аль-Мохаса близ деревни Джана аль-Басей к северу от Акайрабата. 23 августа освобождены деревни Кавм и Тайба, а также ключевой город Джана аль-Альбави, который боевики ИГ удерживали 3 года.

На востоке провинции сирийские войска 24 августа продвинулись на 10 км вдоль автодороги Хама — Исрия.

22 августа стало известно, что на северо-западе провинции руками неизвестных был убит один из сооснователей группировки «Тахрир аш-Шам» Фарас аль-Аливи. Его боевой псевдоним может говорить о том, что речь идет о выходце из Ливии.

В провинции Эс-Сувейда 21 августа отражена атака «террористов» (так в Дамаске называют как джихадистов, так и повстанцев) на позиции правительственных сил близ границы с Иорданией. Ранее в августе в том же районе сирийские войска выбили с позиций одно из самых боеспособных формирований Свободной сирийской армии (ССА) — бригаду «Ахмад аль-Абдо».

20 августа президент Сирии Башар Асад заявил о срыве планов стран Запада свергнуть существующий режим. Он подчеркнул, что большой вклад в это внесли союзники Дамаска. Он поблагодарил Россию за ее роль в достижении перемирия с различными повстанческими группировками. В то же время он подверг критике планы США достигнуть в ходе диалога с РФ создания «зон безопасности» в Сирии, сказав, что эта инициатива Вашингтона — попытка «предоставить убежище террористам».

В свою очередь российский Генштаб 21 августа сообщил, что в САР за последний месяц «произошли коренные изменения». «Правительственные войска при поддержке ВКС России добились серьезных успехов и нанесли существенное поражение крупной группировке ИГ в центральной части Сирии», — заявил начальник Главного оперативного управления Генштаба генерал-полковник Сергей Рудской.

26 августа стало известно, что сирийские курды на контролируемой ими территории на севере страны готовят выборы в различные органы власти в рамках установленный ими там т.н.федеральной системы. Выборы предполагается провести в три этапа. На первом, 22 сентября, предполагается выбрать депутатов местных органов власти. 3 ноября станут известны имена депутатов региональных и городских властей. 19 января будущего года состоятся выборы депутатов законодательных собраний трех курдских кантонов – Африн, Фурат и Джазире, а также единого курдского парламента.

«Федеральный автономный район» был провозглашен курдами в конце 2016 г. Известие об этом было в штыки воспринято режимом, оппозицией, а также Турцией. Представители курдов утверждают, что их «федеративная система» является сугубо «географическим» понятием и никак не направлено на раскол Сирии.

В любом случае очевидно, что курды являются одной из реальных сил в сирийском конфликте, с которой необходимо считаться. Единственным возможным путем решения курдской проблемы видится федеративное устройство Сирии, но против этой идеи упрямо выступает Дамаск.

В целом, обратила на себя внимание очевидная скоординированность атак боевиков ИГ в ряде провинций страны. Их относительный успех в провинции Ракка показал, что у этой группировки еще достаточно сил для ведения активных боевых действий.