- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирак на пике гуманитарного кризиса

Активизация военной кампании против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Ираке с 2014 года привела к резкому обострению гуманитарной ситуации. Наряду с военными успехами ведомых международной коалицией правительственных сил, растут масштабы гуманитарного бедствия.

По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ),  количество внутренне пересмещённых лиц, вынужденно покинувших свои дома в результате военного конфликта, составляет на сегодня более 3.5 миллиона человек или порядка 10% населения страны. Эта группа по сути вынужденных переселенцев проживает в 3700 населенных пунктах Ирака, представляя таким образом дополнительное социальное и экономическое бремя для местных коммун.

При этом, только в 2016 году, который отметился 9 крупными военными кампаниями против ИГ в Ираке, прирост внутренне перемещённых лиц (ВПЛ) составил более 700 000 человек, преимущественно в регионах, все ещё контролируемых ИГ. В этом году началась новая волна миграции ВПЛ, особенно в зонах интенсификации военных действий, в частности таких как Мосул, Хавиджа и Талль Афар.

Так,  с началом операции по освобождению Мосула в феврале 2017 года, только в течение первых недель десятки тысяч семей покинули город. Критическая ситуация складывается в районе осаждённого правительственными силами города Талль Афар — в ближайшие недели, по мере его освобождения от ИГ, там можно ожидать нового потока ВНЛ.

Одновременно наблюдается некоторая стабилизация ситуации в освобождаемых от ИГ районах — туда вновь возвращаются местные жители. Только в прошлом году, по данным Управления Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ), более 1 миллиона иракцев вернулись в места постоянного проживания.

Прямым следствием масштабного гуманитарного кризиса стало обострение продовольственной проблемы. Большинство из 3.5 миллионов внутренне перемещённых лиц испытывают проблемы с доступом к качественному питанию и питьевой воде.

В целом, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), к середине 2017 года около 2.9 миллионов иракцев нуждаются в продовольственном обеспечении. 77% из них — женщины, дети и старики. Обострение продовольственной проблемы происходит на фоне стремительно деградирующего аграрного сектора. Сельскохозяйственное производство в стране с 2014 года упало на 40%, большинство население мигрировало из сельских районов в города — в поисках постоянной работы и других возможностей для заработка. Цены на продовольствие выросли в несколько раз. Высокие цены на семена, удобрения, топливо не позволяют фермерам быстро восстанавливать производство в недавно освобождённых от ИГ районах. Предстоит длительное восстановление разрушенных террористами продовольственных цепочек и логистических систем, ирригационных сооружения и инфраструктуры.

Отдельное категорией нуждающихся в продовольственном обеспечении являются сирийские беженцы — их более 250 000 — присутствие которых на севере Ирака создаёт дополнительную нагрузку на национальную систему социального обеспечения.

Помимо продовольственной проблемы, гуманитарный фактор оказывает негативное воздействие практически на все сферы жизни  — здравоохранение, образование, социальное обеспечение. Три года конфликта парализовали экономическое развитие и затронули почти все слои иракского общества.

Наблюдаются регулярные невыплаты зарплат, реальное сокращение доходов. В Иракском Курдистане уровень бедности вырос вдвое. Более 370 000 детей школьного возраста в Ираке (около 20%) не имеют возможности регулярно посещать учебные заведения.

Несмотря на продолжающееся быстрыми темпами освобождение значительных территорий Ирака от террористов, происходит дальнейшая эскалация иракского гуманитарного кризиса, одного из наиболее масштабных на сегодняшний день. Одна лишь гуманитарная операция в Мосуле, стартовавшая в первом квартале 2017 года параллельно с зачисткой города от ИГ, грозит превратиться в самую крупную в мире гуманитарную миссию под эгидой ООН, охватывающую более 200 000 ВПЛ, покинувших Мосул с начала года, а также порядка 750-800 000 гражданских лиц, остававшихся в западных кварталах вплоть до окончательного освобождения города.

По прогнозам ооновских экспертов, в ближайшие месяцы ожидать кардинального улучшения гуманитарной ситуации не следует. В среднесрочной перспективе более 11 миллионов иракцев (почти треть всего населения) будут нуждаться в той или иной форме гуманитарного содействия. Лишь к середине 2018 эксперты ООН прогнозируют качественные подвижки и постепенное изменение ситуации. Пока же 3.2 миллиона иракцев нуждаются в продовольственном обеспечении, более 9 миллионов человек — в услугах здравоохранения, 6 миллионов человек не имеют доступ к питьевой воде и средствам гигиены.

Очевидно, необходимо комплексное решение стоящих перед иракским правительством гуманитарных проблем. Ситуация в сфере безопасности и личной защиты населения налаживается по мере зачистки районов от ИГ, однако автоматического улучшения качества жизни в этих регионах происходить не будет. Требуются колоссальные инвестиции для восстановления экономики и выхода на довоенный уровень развития. Сделать это без солидной международной помощи иракское правительство, разумеется, не в состоянии. Комплексное гуманитарное содействие под эгидой национального правительства и при поддержке ООН будет играть ключевую  роль на этапе восстановления.

В целом, для удовлетворения гуманитарных нужд 11 миллионов иракцев требуется более 3 млрд долларов США. Основная роль в решении этой задачи отводится национальному правительству. Агенства ООН в поддержку правительственных усилий скоординировали свои действия и разработали план гуманитарного реагирования, который регулярно пересматривается с учётом стремительно меняющихся гуманитарных потребностей. Пересмотренный в декабре 2016 года План гуманитарного реагирования ООН на 2017 год предполагает охватить помощью 5.8 миллионов человек. Его заявленный бюджет — 930 млн долларов США. Основные направления содействия — продовольственная безопасность (бюджет — 150 млн долларов), здравоохранение (118 млн долларов), вода и гигиена (78 млн долларов), палатки и восстановление домов (78 млн долларов), образование (22 млн долларов).