- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Проблема водных ресурсов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки

Являлись крупнейшим в мире дефицитным регионом с точки зрения обеспечения водными ресурсами, регион Ближнего Востока и Северной Африки переживает серьёзный кризис на этом направлении. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединённых Наций (ФАО), за последние 40 лет доступная к использованию вода в регионе сократилась на 2/3.

В среднесрочной перспективе  адекватный доступ к водным ресурсам может стать одним из главных проблемных сюжетов в развитии региона. Сочетание различных факторов — стремительно растущее население региона (300 млн человек сегодня с прогнозом удвоения к 2050 году), растущие потребности в ирригации и изменение климата — в совокупности делают такой сценарий весьма вероятным. Особую тревогу вызывает характер воздействия климатических изменений именно на ближневосточный и североафриканский регионы: пока он наиболее страдает, к концу столетия прогнозируется рост температур на 3-5 процентов, а сокращение дождей — в среднем на 20%. Как следствие — стремительное опустынивание и расширение Сахары на север, по сути «съедающее» наиболее плодородные, орошаемые земли на побережье, где проживает основная часть населения.

К этому следует добавить человеческий фактор — непрекращающиеся вооружённые конфликты затрудняют доступ к водным ресурсам, способствуют из загрязнению и истощению,  разрушают ирригационные системы и объекты водной инфраструктуры.

Дефицит водных ресурсов на национальном уровне характеризуется отсутствием способности со стороны государства обеспечить минимально требуемые поставки воды для удовлетворения базовых потребностей населения. В настоящее время, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки проживает 6% населения, однако  сосредоточено лишь 1.5% возобновляемых водных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, на одного человека в регионе таким образом приходится в среднем 1.27 куб. м воды в год, что намного ниже минимально необходимого уровня. По данным ФАО на март 2017 года, уровень потребления воды в 10 раз ниже среднемировых показателей.

Примечательно, что 87% возобновляемых водных ресурсов в регионе расходуется на ирригацию, делая таким образом доступ населения  к питьевой воде ещё более ограниченным. С другой стороны, под воздействием климатических изменений, нагрузка на воду в целях аграрного производства в регионе ещё более возрастёт. В частности, в среднем по Ближнему Востоку ФАО прогнозирует в ближайшие десятилетия сокращение посевного сезона на 18 дней ежегодно, а также сокращение посевных площадей на 27-55%.

Осложняет ситуацию неравномерное распределение водных ресурсов по странам региона. В наиболее выгодной ситуации находится Турция, единственная страна региона с излишками водных ресурсов. Все остальные страны испытывают дефицит, который они вынуждены компенсировать либо за счет использования дорогой технологии опреснения морской воды (кто может себе такое позволить), либо впадая в зависимость от грунтовых вод, которые в основной массе не являются возобновляемым ресурсом.  По второму пути, например, сейчас вынуждена идти Сирия, где в результате засухи и слабых дождей потребности в водных ресурсах крайне высоки.

В наиболее сложной ситуации с точки зрения обеспечения водными ресурсами находятся Ливия и Йемен.

В Ливии с учётом высокой концентрации населения на побережье (свыше 70%), зависимость от грунтовых вод крайне высока. Дефицит дождей в последние годы привёл к серьёзным рискам в крупнейших портовых городах, включая Триполи и Бенгази. В итоге ставка была сделана на артезианские скважины, нагрузка на которые оказалась чрезмерной и создала угрозу истощения, с учётом того, что для полноценного восстановления ресурсов артезианской скважины потребуется 30 000 лет.

В Йемене несколько иная ситуация. Более 40% воды, используемой на ирригационные цели, расходуется для производства ката, популярной наркотической монокультуры, потребление которой в Йемене повсеместно. Здесь политика аналогичная ливийской: ставка на последовательное углубление артезианских скважин, особенно в районе Саны (с глубины 30 метров в 1970-е годы до сегодняшних 1200 метров), постепенно истощает водные ресурсы страны.

Египет также входит в зону высокого риска. Повышение уровня моря в дельте Нила может привести к заметному сокращению наиболее существенных с точки зрения плодородия посевных земель.

Кроме того, человеческий фактор сильно влияет на равномерность доступа стран региона к водным ресурсам. Например, Турция за счет сооружения системы дамб на Евфрате и Тигре (т.н. «Проект Великой Анатолии»), практически монополизировала этот важнейший водный ресурс, используя его на цели ирригации и на функционирования гидроэлектростанций. Таким образом, водные потоки  ниже по течению Тигра и Евфрата были существенно сокращены, по сути лишив соседние Ирак и Сирию этого важного возобновляемого водного ресурса.

Пути решения нарастающей проблемы дефицита водных ресурсов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки видятся в более эффективном и рациональном использовании воды, устранении потерь водных ресурсов при распределении (до 50% воды по статистике теряется в результате утечек водопроводных системах), внедрении инновационных методов опреснения морской воды с использованием солнечной энергии. Чтобы это сработало, водный сектор в странах региона требует повышенного политического внимания для создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения финансовых ресурсов в целях модернизации и оптимизации этого сектора. Всемирный банк и региональные банки развития смогли бы сыграть роль локомотива в этом процессе, а привлечение частного сектора и крупных нефтегазовых корпораций из богатых заливных стран позволило бы гарантировать более устойчивое финансирование. Одновременно, необходима нейтральная и компетентная техническая экспертиза, без политической ангажированности, которую могли бы предоставить нейтральные ооновские площадки, в частности Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединённых Наций (ФАО), обладающая необходимой экспертизой в области управления водными ресурсами и рассматривающая этот сектор как один из главных приоритетов своей работы в регионе. В частности, в рамках региональной инициативы на Ближнем Востоке ФАО работает над реализацией коллективной стратегии стран региона по управлению водными ресурсами на цели сельского хозяйства.