- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О курдской общине в Ливане

О курдах проживающих в Ливане мировая общественность практически не упоминает. Отчасти это связано с тем, что эта территория не принадлежит к этногеографическому Курдистану. Отчасти и с тем, что пестрота этноконфессиональных общностей Ливана, не позволяет уделить каждой из них полного, должного внимания. Тем не менее, сегодня, когда об успехах курдов Ирака заговорил весь мир, наблюдатели стали обращать внимание на рост политического влияния курдов во всех странах Востока и Запада.

Безусловно, по этому вопросу не существует общей точки зрения. У многих политиков стремительный рост курдского самосознания, сопровождающейся стремлением к власти нередко вызывает опасение. Еще совсем недавно на официальном уровне Турция обращалась к США с просьбой не допускать к власти курдов в Ираке и не разжигать курдский сепаратизм. Сирия, у которой с Турцией длительное время были прохладные отношения, стала проводить с ней постоянные консультативные встречи, на которых курдский вопрос был одним из ключевых.

На этой волне о курдах заговорили во всем мире. Оказалось, что большинство курдского населения лишено элементарных, человеческих прав не только на разделенных частях Курдистана, но и там, куда оно эмигрировало в свете этого раздела. Постепенно стало выясняться, что игнорируя курдский этнос, многие политики не учли того, что сами курды все это время поддерживали тесные связи со своими собратьями и перенимали друг у друга методы борьбы за право существования.

Причем методы у них разные, да и цели уже давно расходятся. Идея о воссоединении Курдистана постепенно поблекла и сейчас курды – эмигранты в первую очередь стараются наладить свою жизнь там, куда они переехали. Они едины в своем стремлении добиться социально-политического благополучия, причем в тех странах, которые стали им второй родиной.

Не стал исключением и Ливан. Достаточно сложно указать хотя бы приблизительную численность ливанских курдов. Специалисты расходятся в своих оценках по этому вопросу и указывают цифру от 75 до 100 тыс. человек. Доподлинно известно лишь то, что они являются вторым национальным меньшинством после армян. Как самостоятельная этническая группа они не признаны. Так как большинство курдов Ливана исповедует суннитский ислам шафиитского толка, при проведении официальных переписей, их всех без исключения вносили в списки арабов-суннитов.

Невозможно также точно определить все области их компактного проживания, на что существует несколько причин. Одной из них можно считать вышеуказанное отсутствие элементарных статистических данных. Другой – неоднократное принудительное переселение, имевшее место во время гражданской войны. Немало курдов выехали из Ливана и во время его конфликта с Израилем.

К тому же эмигрантских волн курдского населения в Ливан было несколько, во время которых курды расселялись в различных областях. Специалисты утверждают, что первое переселения курдов в Ливан произошло еще в те времена, когда Османская империя расширяла свои границы за счет завоеванных ею государств. Курды из влиятельных семей, назначенные властями на различные должности, зачастую отправлялись в Ливан, где они были призваны поддерживать правопорядок и блюсти интересы османов. Однако первым массовым переселением, стало бегство курдов из Турции, после поражения восстания поднятого шейхом Саидом Пирани в 1925 г. Следующая волна была отмечена во время Второй мировой войны. Их переселение из Турции длилось вплоть до 70-х гг. Также курды переезжали в Ливан из Сирии, особенно после прихода к власти партии Баас.

До сих пор многие ливанские курды не имеют ливанского гражданства. Справедливости ради стоит отметить, что изначально большинство из них и не стремились к его приобретению. Отчасти потому, что эмигранты считали Ливан «перевалочной базой», а не местом своего дальнейшего проживания, а отчасти и потому, что ливанские власти искусственно создавали сложные барьеры для его приобретения. В центре вопроса стоял принцип конфессионализма, как неотъемлемая часть всех областей жизнедеятельности ливанского общества. Многие государственные чиновники опасались, что, давая курдам гражданство, впоследствии они столкнуться с серьезной проблемой, когда появится новая этноконфессиональная группа, имеющая право избирать и быть избранной.

Такая ситуация привела к тому, что многие курды постепенно оказались за порогом бедности. Не имея документов, они были лишены возможностей трудоустраиваться на высокооплачиваемые работы, получать образование, приобретать недвижимость и т. д. Их социальный уровень постоянно понижался, что неизменно отражалось на самосознании. Постепенно многие представители этноса переоценили свои материальные запросы и стали довольствоваться трудоустройством на «черные работы», что вполне устраивало ливанских чиновников.

Однако со временем власти пошли на уступки и стали выдавать курдам Ливана документ, удостоверяющий их личность. В него вклеивалась фотография, и заносились данные о рождении курда, его месте проживания и т.д. Претенденту на документ могли отказать по любой причине, что сделало его получение не менее сложным, чем приобретение статуса гражданина.

Ситуация значительно изменилась при правительстве Р. Харири, когда в 1994 г. его кабинет принял решение о пересмотре проблемы связанной с приобретением курдами гражданства Ливана. Однако по ряду причин, одной из которых была финансовая неспособность некоторых курдов, оплатить все необходимые заявления и процедуры, гражданство получили отнюдь не все представители этноса.

Тем не мене сейчас курды Ливана уже представляют собой определенную силу, к которой охотно обращаются кандидаты во время предвыборных компаний. Рассчитывая на их голоса, политики не скупятся на обещания, в которых гарантируют курдам значительный рост социального благополучия. Более того, курды стали выдвигать своих кандидатов, но пока их политические возможности настолько слабы, что сами представители этноса предпочитают не голосовать за избранников из своего народа.

Примечательно, что уже более века курды Ливана поддерживают мусульман в их противоборстве с христианами. Они вступали в мусульманские отряды во время гражданской войны в стране, поддерживают палестинцев в их противоборстве с Израилем, а в мирное время голосуют за исламские партии. Они тесно сотрудничают с шиитами, суннитами и друзами, кстати, один из родов последних (Джумблаты) имеет курдские корни.

Необходимо отметить, что сами ливанские курды крайне редко бывают инициаторами каких-либо провокаций или столкновений. В основном они принимают решение, какую сторону во время конфликта необходимо поддержать и только тогда вступают в него. Причем события во время гражданской войны в Ливане показали, что до тех пор, пока вооруженные подразделения христиан не устроили погромы в курдских кварталах, представители этноса занимали нейтральные позиции.

Однако в такой тактике есть и свои негативные стороны. Ливанских курдов, как определенную силу, используют в своих целях заинтересованные стороны. Так в свое время Ливан стал одной из баз Рабочей партии Курдистана (РПК), что дало повод к упрекам в сторону ливанского правительства в пособничестве терроризму. Курдов зачастую использует в своих целях и «Хизболла», как народ, пострадавший от христиан во время гражданской войны. Для Прогрессивно-социалистической партии (ПСП), возглавляемой В. Джумблатом, они также представляют интерес и как электорат, и как боевая сила. Например, в преддверии парламентских выборов, члены ПСП достаточно часто напоминали курдам, что ее прошлый лидер К. Джумблат, в свое время неоднократно поднимал вопрос о необходимости предоставления курдам гражданства Ливана.

Зачастую ливанские курды оказываются невольными участниками не только политических, но и этнических конфликтов. В принципе их отношения с представителями различных этноконфессиональных групп можно назвать достаточно ровными, на что отчасти влияет их невысокая численность. Однако, как указывалось выше, они стремятся придерживаться мусульманского вектора, что не всегда играет в их пользу.

С этой точки зрения можно рассмотреть события 2004 г., когда в Бейруте было совершенно убийство молодого армянина. Родственники и близкие погибшего объявили виновниками преступления сирийских курдов, приехавших в Ливан на заработки. Жители армянского квартала Бурдж Хамуд сами расправились с обидчиками, причем как они утверждали, это был не первый инцидент, когда сирийские курды нападали на армян, но первый, когда армяне их наказали за подобные нападения.

Конечно, ответ не заставил себя долго ждать. Около 400 сирийских курдов организовали «карательную экспедицию», но до Бурдж Хамуда не они дошли, так как были остановлены полицией. В результате столкновения с силами правопорядка, несколько человек было ранено, а десятки сирийских курдов арестовано и выслано из страны.

Несмотря на то, что, как считалось, инцидент был исчерпан, его тень легла на всех ливанских курдов. Армяне видели в случившемся межэтнических конфликт, когда курды-мусульмане напали на армян-христиан. Они считали что, несмотря на то, что виновниками произошедшего были сирийские курды, ливанские курды могли бы их поддержать в случае разжигания конфликта.

В качестве вывода можно рассмотреть такие вопросы: как самоидентифицируют себя курды Ливана и остался ли он для них «перевалочной базой». Общение на родном языке, сохранение собственного фольклора, народных праздников и обычаев, говорит о том, что ливанские курды не утратили связи со своей культурой. Несмотря на отсутствие у большинства образования, они неплохо знают историю своего народа от его возникновения до наших времен. Ливанские курды не стремятся вступать в браки с представителями иных этноконфессиональных групп, несмотря на то, что в свое время, таким образом, они могли получить статус гражданина страны. Все вышеперечисленное можно расценить, как нежелание курдов ассимилироваться среди других народов Ливана и их надежду на возвращение в Курдистан.

С другой стороны, они по мере сил стремились к получению гражданства, как перспективе улучшения своего социального благополучия внутри Ливана. С этой целью они создавали всевозможные политические и общественные организации, призванные защищать их права. Кроме того, после внушительной победы курдов в Ираке, из Ливана туда выехали лишь единицы. Таким образом, можно сделать вывод, что ливанские курды предпочитают оставаться в этой стране, не смотря на ее политическую нестабильность.