- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политических партиях и общественных организациях курдов Ливана

О политических партиях и общественных организациях курдов Ливана, говорят также мало, как и о самих ливанских курдах. Отчасти это связано с тем, что процессы, происходящие в настоящее время в ливанском обществе никоем образом не взаимосвязаны с курдской проблемой как таковой. К тому же статус курдов в этой стране настолько низок, что их общественная и политическая деятельность не идет ни в какое сравнение с деятельностью видных ливанских политиков. Тем не менее, курды, как и представители других этноконфессиональных групп, стремятся к повышению своего общественного и политического статуса, для чего объединяются во всевозможные организации и партии.

Переходя непосредственно к курдским общественным организациям в Ливане, необходимо отметить, что в целом они были достаточно слабы и в своем большинстве не выполнили тех задач, которые ставили перед собой. Их деятельность оставалась малоэффективной, что не делало общественные организации массовыми. К тому же среди ливанских курдов не нашлось достойных лидеров, способных не только организовать основную массу людей, но и усмирить свои амбиции.

Стоит также добавить что, несмотря на попытки наладить взаимоотношения, курдские общественные организации в Ливане крайне редко приходили к компромиссу друг с другом. Как следствие многие курды предпочитали не опираться на них, а создавать свои собственные объединения, чаще всего по семейному или родовому принципу. Безусловно, эти объединения не были оформлены в юридическом порядке, но зачастую эффективность работы их глав была намного выше, чем работа целых общественных организаций.

Первым юридически оформленным общественным органом курдов Ливана, стала основанная в 1963 г. Ливанская курдская филантропическая ассоциация (ЛКФА) продолжающая существовать и по сегодняшний день. Ее основные цели и задачи ограничиваются социальными рамками. Непосредственно при участии ассоциации были построены пункты медицинского обслуживания для курдов, неимущим семьям раздается гуманитарная помощь, немало сделали ее члены и в области образования среди молодежи.

На молодежь, а точнее ее потенциальные интересы, была рассчитана созданная в 1969 г. Культурная ассоциация курдов (КАК). В сфере ее деятельности находились вопросы связанные как непосредственно с культурной деятельностью, так и с развитием спорта среди курдской молодежи.

В 1970 г. стал годом формирования Курдского студенческого союза в Ливане (КССЛ). Необходимо срезу же отметить, что эта организация не была многочисленной, поскольку возможность получения высшего образования, была открыта далеко не для всех желающих курдов. Те немногие, кто все же имел такую возможность, вступая в союз, выступали в дальнейшем в качестве бесплатных учителей для основной массы курдов. Организация просуществовала всего 4 года и была распущена вследствие конфликтов в ее руководстве.

Практически сразу после самороспуска КССЛ курдские активисты сформировали Курдскую социально-культурную ассоциацию (КСКА). В отличие от Студенческого союза, КСКА уделяло внимание всему спектру социальных проблем. Она издавала бюллетени, в которых наряду со знакомством читателей с культурными традициями, и общеобразовательными науками, поднимала вопросы социального характера.

Деятельность КСКА примечательна еще по одной причине. Ее члены поддерживали самые тесные отношения с организациями палестинского сопротивления. После ввода израильских войск на территорию Ливана (1982 г.), ее лидеры были вынуждены прекратить свою работу в КСКА, поскольку опасались преследования со стороны израильских властей. В этот период времени, многие активисты организации покинули пределы Ливана, а уже через год ассоциация окончательно прекратила свою деятельность.

1994 г. стал годом создания Ливанского курдского высшего совета старейшин (ЛКВСС). Эта организация выделялась тем, что ее членами были не только самые старшие представители курдского этноса, но и самые состоятельные из них. ЛКВСС провозгласил целью своего создания развитие социального благополучия среди курдов и, что немало важно, планировал стать неким органом, объединяющим под своим покровительством другие курдские организации. Однако стремление ЛКВСС к доминированию над курдскими организациями не нашло поддержки среди последних.

Что касается политических объединений курдов Ливана, то первое из них возникло в 1970 г. Это была Курдская демократическая партия Ливана (КДПЛ зачастую называется аль-Парти), лидером которой стал Дж. Михху. В принципе, как таковая КДПЛ была сформирована еще в начале 60-х гг. Тогда она называлась Организация демократической молодежи Ливана (ОДМЛ) и была создана при непосредственном участии Курдской демократической партии Сирии (ДПКС). КДПЛ фактически являлась ливанским органом этой партии, в компетенцию которого входило ознакомление населения с ситуацией вокруг курдской проблемы в Сирии. Номинально же считалось, что деятельность ОДМЛ ограничивается рамками социальных вопросов и развитием культурного достояния курдов. Таким образом, в течение десяти лет, Дж. Михху строил благоприятную платформу, для того, чтобы в Ливане появилась достаточно серьезная политическая партия, поддерживающая демократическое движение курдов Сирии.

Переходя к более полному освещению деятельности КДПЛ, необходимо отметить что, несмотря на то, что она была создана на базе ДПКС, ее лидер поддерживал самые тесные отношения с иракской Демократической партией Курдистана и ее председателем М. Барзани. Именно он на VIII съезде ДПК принял решение о том, что ОДМЛ должна быть переименована и официально зарегистрирована как политическое движение. М. Барзани рассчитывал на то, что КДПЛ постепенно выйдет из положения «ливанского филиала ДПКС» и поведет свою деятельность независимо от сирийских курдов, но подчиняясь ДПК. В дальнейшем именно этот план стал в основе противоречий, появившихся между лидерами ливанского, сирийского и иракского демократического движения курдов.

Практически сразу после решения М. Барзани, между Дж. Михху – лидером КДПЛ, и С. Бадреддином – одним из лидеров ДПКС, начались разногласия связанные с нежеланием последнего выпускать из под контроля ливанскую партию, и к тому же передавать ее под контроль курдского руководства в Ираке. В то время как популярность Дж. Михху среди ливанских курдов продолжала расти, С. Бадреддин распространял всевозможные слухи о том, что лидер КДПЛ является правительственным иракским агентом. Постепенно не только соратники, но и сам М. Барзани, стали обвинять Дж. Михху в шпионаже, в ответ на что, лидер ливанской партии не смог привести ни одного довода в свою защиту.

Информация о дальнейшей судьбе Дж. Михху чрезвычайно противоречива и в большинстве случаев ее характер зависит то того, какому источнику она принадлежит. По одним сведениям, лидер КДПЛ, действительно передавал информацию о курдском движении иракскому правительству, за что М. Барзани распорядился держать его под домашним арестом в иракской части Курдистана [1]. По другим – Дж. Михху находился в Ираке в качестве личного гостя лидера ДПК, желающего таким образом защитить своего ливанского коллегу [2].

Тем не менее, когда Дж. Михху в 1974 г. вернулся из Ирака, где провел около трех лет, он развернул широкую компанию против М. Барзани. «Голос курдов» – газета, издаваемая им, публиковала на своих страницах всевозможные статьи, в которых лидер КДПЛ обвинял лидера ДПК в разработке исключительно односторонних планов, рассчитанных лишь на улучшение жизни иракских курдов [3].

Постепенно внутри КДПЛ начались всевозможные расколы, когда одни ее члены стали поддерживать Дж. Михху, а другие, напротив, выступать в оппозиции. Как таковая партия просуществовала до середины 80-х гг., но к окончанию ее деятельности внутри КДПЛ остались лишь ближайшие соратники Дж. Михху [4].

Как уже упоминалось выше, в результате расколов в КДПЛ в Ливане появились новые курдские политические объединения, состоящие преимущественно из бывших соратников и оппонентов Дж. Михху. Одним из них стал, сформированный в начале 70-х гг., союз демократов-центристов. Его членам так и не удалось юридически оформить и легализовать свое объединение, поскольку его полная ориентация на М. Барзани совершенно не устраивала ливанские власти. Кроме всесторонней поддержки ДПК, в компетенцию союза также входило распространение среди ливанских курдов информации о деятельности курдов Ирака. Союз просуществовал не более пяти лет и, несмотря на то, что некоторые его члены до настоящего времени пытаются его легализовать, ливанские власти не идут на уступки.

В 1970 г. приступила к работе Левая курдская демократическая партия (ЛКДП). Инициатором ее создания был С. Бадреддин, к этому времени уже вышедший из КДКС. Партия выделялась на общем фоне марксистко-ленинской ориентацией и тем, что ее члены были ярыми противниками М. Барзани. Руководители партии также развернули широкую компанию против Дж. Михху, призывая ливанских курдов не поддерживать лидера КДПЛ.

Созданная непосредственно курдами-эмигрантами из Сирии, партия стремилась к полному доминированию над всеми ливанскими курдскими движениями. Но ее деятельность не была широко поддержана, и после введения Израилем своих войск на территорию Ливана, ЛКДП окончательно прекратила свое существование, а ее лидер – С. Бадреддин эмигрировал на Кипр.

Необходимо также сказать еще об одном оппоненте Дж. Михху, его сыне М. Михху. Выйдя из партии своего отца в 1977 г., М. Михху приступил к изданию бюллетеня «Голос курдской молодежи». На его страницах деятельность Дж. Михху подвергалась резкой критике. М. Михху открыто обвинял своего отца в «предательстве ливанского национального движения курдов» и высказывался за поддержку деятельности М. Барзани [5]. В 1982 г. М. Михху был убит во время одного из столкновений с шиитами, и после его смерти бюллетень прекратил свое существование.

В 1976 г. партийными активистами из различных партий был сформирован Курдский национальный фронт (КНФ). В отличие от вышеупомянутых партий, его основной целью было объединение всех разрозненных политических движений ливанских курдов. КНФ также активно поддерживал введение Сирией своих войск на территорию Ливана и считал этот акт единственно возможной мерой для прекращения конфликта. В настоящее время КНФ продолжает свою политическую деятельность и остается умеренной партией курдов.

Помимо КНФ на сегодняшний день в Ливане существует только одна, более менее политически дееспособная партия. Она была создана в апреле 1975 г. в противовес деятельности Дж. Михху. Ливанская курдская партия (ЛКП) поставила перед собой задачу полностью переориентировать курдское население на М. Барзани. Ее члены утверждали, что его движение в Ираке является показательным примером для всех представителей этноса, и Ливан не является исключением. Однако, несмотря на все попытки представить себя как мощное политическое движение, ЛКП остается чрезвычайно слабой партией. Рядовое население ее практически не поддерживает, что не делает партию массовой.

Подводя итоги необходимо подчеркнуть что, несмотря на все попытки, курдам так и не удалось создать в Ливане серьезные политические и общественные объединения. Их деятельность, за некоторым исключением, прекращалась после пяти – шести лет существования, причем за этот короткий период времени, партии успевали по несколько раз раскалываться, что говорит о серьезных внутренних противоречиях.

Еще одним немало важным фактом является отсутствие сильных политических лидеров среди ливанских курдов. В основном их деятельность заключалась либо в поддержке М. Барзани, либо в выступлении в качестве его оппонентов. Лидеры партий крайне редко объективно оценивали положение курдов в Ливане и исходили в своей деятельности из этого положения.

Таким образом, постепенно утратив доверие собственного народа, курдские активисты до сих пор не могут привлечь электорат на свою сторону. Курды с большей охотой вступают в арабские партии или объединяются внутри родов. Они предпочитают поддерживать видных ливанских политиков, рассчитывая на их помощь в социальных вопросах, а не ориентироваться на ДПК, ведущую свою деятельность на территории Ирака.

Примечания:

1. Л. Мустафаева. Всегда ли дети должны поддерживать отцов? / Солнце Курдистана № 1. 30.01. 1999.

2. М. Рафии. ДПК – это единство курдов. / Мы курды. № 5. 20.05.1996.

3. И. Кислянская. Еще немного политики. / Единство № 8. 03 . 11. 1999.

4. Лидер КДПЛ Дж. Михху умер в 1982 г.

5. Л. Мустафаева. Всегда ли дети должны поддерживать отцов? / Солнце Курдистана № 1. 30.01. 1999.