- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О маркетинговой кампании Turkey: Discover the potential и о результатах в России

Некоторое время назад Турция официально запустила программу исследования и улучшения своего торгово-экономического имиджа за рубежом в рамках государственно-частного партнёрства. Направляющей силой со стороны частного бизнеса стало крупнейшее внешнеторговое объединение страны — Меджлис турецких экспортёров (в турецкой аббревиатуре — TIM). Итоговая цель, собственно, понятна – через должный маркетинг увеличить фактические доходы от экспорта из страны. Возможно это или нет в обозримой перспективе, но с нынешнего уровня где-то в 150 млрд долл. Турция желает увеличить экспрт до 500 млрд.

В результате проработки вопроса для программы был выбран лозунг Turkey: Discover the Potential (то есть – «Турция: открой (для себя её) потенциал». Соответственно, далее уже под лозунг были созданы все необходимые атрибуты, начиная с зарегистрированных логотипов и заканчивая фирменной интернет-страницей и брошюрами на языках главных торгово-экономических партнёров Турции.

Фиксируем основной, пожалуй, посыл: инициаторами кампании в её фундамент был положен тезис о недооценённости Турции на экспортных рынках, одной из причин которой является недостаточное или не должное информирование иностранных партнёров о возможностях турецкого бизнеса.

Опуская длинные цепочки рассуждений, автор высказывает личное мнение и соглашается с этим тезисом: действительно, турецкий экспортный потенциал в ряде отраслей заметно отстает от фактических результатов (впрочем, причины этого явления – дискусионны). Речь здесь не идет о том, в чем Турция традиционно сильна – допустим, о строительно-подрядном секторе, который и так, по уровню своего развития, занимает вторую строчку в мире, уступая лишь Китаю и опережая США.

К настоящему времени начинают появляться первые результаты запущенной кампании. В частности, официально опубликованы развернутые исследования по восприятию Турции и её продукции ключевых отраслей в 26-ти странах. Результаты этих исследований должны представлять для российских специалистов несомненный интерес, как минимум, с точки зрения дальнейшей стратегии Турции на экспортных рынках, в том числе и в России. Также можно ознакомиться с умелой и творческой работой турецких маркетологов по своему зарубежному продвижению.

Впрочем, оговоримся, без особой возможности практического применения турецкого опыта для российских экспортёров, на нынешнем этапе их развития. Просто в силу всем известной «перекошенности лица» российского экспорта в сторону природных ресурсов, включая энергоносители, и вооружений, пусть даже и самых высокотехнологичных. Заниматься зарубежным имиджем российских производителей в таких условиях – абсолютно бессмысленно; надо для начала хоть немного выровнять российский экспорт по статьям доходов. Проще говоря, в нашем случае лозунг должен был бы звучать Russia: Create the (Export) Potential (то есть, «Россия: создай /экспортный/ потенциал»).

Тем не менее, уместно бегло ознакомиться с результатами турецкого исследования, опубликованного применительно к России, как рынку сбыта №1 согласно официальной Экспортной стратегии страны.

Итак, что же думают опрошенные россияне (нынешние и потенциальные покупатели всего турецкого) о Турции и о турецкой продукции? Резюмируем предельно кратко лишь некоторые результаты этого весьма подробного исследования, которые представляют интерес в контексте данной статьи.

  1. В общей сложности было проведено 150 встреч для пяти групп товаров, по 30 в каждой: текстиль-готовая одежда-ковры-кожа, электрические машины, химическая продукция, пищевая продукция, автомобили-корабли-яхты.
  2. Средний уровень недовольства турецкой продукции среди российских потребителей – низкий, на уровне 11%. 23% являются равнодушными пользователями. А 66% — либо довольны, либо очень довольны.
  3. Число тех, кто ни при каких обстоятельствах не купит турецкое – весьма и весьма низок, лишь 3% (1% затруднились ответить). 41% готовы рассматривать Турцию в качестве партнёра. А 55%, с той или иной степенью энтузиазма, открыты к сотрудничеству. Самые слабые позиции у турок оказались в сегментах пищепрома и автомобилей-кораблей-яхт.
  4. Высок процент тех опрошенных российских компаний, кто говорит о недостаточной представленности в России турецкой продукции. Таких оказалось около 42%.
  5. Респондентам был задан целый ряд вопросов, свыше десятка, в отношении восприятия Турции, как торгово-экономического партнёра, одного из центров мировой экономики, культуры и туризма и прочее. В среднем, можно смело говорить о том, что свыше 50% отозвались о стране во вполне комплиментарном духе. А ещё около 30% — затруднились с ответом, что автоматически превращает их в целевую аудиторию для дальнейшей работы.
  6. Среди опрошенных 56% оказались в курсе о компании, которую Турция проводит («Открой потенциал»). Остальным же она неизвестна. При этом, узнавание главным образом происходит из-за логотипа, тем или иным образом, отображенного на турецком товаре и/или его упаковке.
  7. Весьма удручающим для турецких маркетологов должен стать результат восприятия россиянами логотипа и слогана. Со всей определенностью они понравились лишь 31% опрошенных. Большинство же остальных отреагировало, в той или иной степени, негативно.
  8. Общий имидж Турции также принёс известные сюрпризы: отрицательно к стране относятся 10% опрошенных, 37% — равнодушно и 53% — положительно.

Подводя черту, выделяем несколько основных моментов. Те, кто покупает турецкую продукцию – как правило ею довольны. С другой стороны это не побуждает российских потребителей «любить» Турцию и интересоваться её потенциалом. Более того, тот факт, что россиянам не особо понравилось логотип и слоган может говорить и о некоем скепсисе в отношении недооткрытого потенциала страны. Какие уж из этого будут сделаны турецкими устроителями выводы – здесь надо размышлять Меджлису турецких экспортёров.