- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых событий в Сирийской Арабской Республике в сентябре 2017 года

В отношении гибели генерала-лейтенанта Валерия Асапова китайские военные наблюдатели отмечают, что группа российских военных советников понесла серьезную утрату, поскольку данный офицер обладал большим опытом в области организации и проведения войсковых операций в незнакомых регионах в сложной обстановке .

В ходе анализа минометного обстрела места расположения одного из пунктов управления в районе г.Дэйр-Эз-Зор китайские специалисты выделяют следующие моменты:

Вопрос первый. Каким образом подразделениям противника стали точно известны место и время присутствия высокопоставленных российских военных советников? Особое внимание китайские специалисты уделяют тому, что в указанном районе боевики «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России) не располагают средствами разведки. Вполне очевидно, что данные о перемещении российских офицеров они получили от своих партнеров из ЦРУ, которые располагают достаточно незаметными разведывательными БЛА Scan Eagle для борьбы с которыми необходимо располагать высококвалифицированными стрелками ПЗРК или даже расчетами ЗРПК «Панцирь-С1».

В случае если ЦРУ не оказало содействия в этом эпизоде, то возникает второй вопрос. Каким образом командиры «Джебхат ан-Нусры» получили достоверную информацию о присутствии российских офицеров? Ответов может быть несколько. Первый. Российские военные неосторожно используют средства радиосвязи или сотовые телефоны, что позволило американским специалистам радиоконтрразведки  получить достоверные данные об их местонахождении. Ответ второй – среди военнослужащих ВС Сирии находятся информаторы боевиков из «Джебхат ан-Нусры», «Нур ад-Дин Зинки», Армии Свободного Идлиба или ЦРУ.

И в первом и во втором варианте основное средство решения – радикальное ужесточение дисциплины среди российских и сирийских военнослужащих в отношении правил радиообмена и пользования любыми средствами радио- и сотовой связи. Следует отметить, что командование НОАК в полной мере осознает опасность использования любой электроники иностранного производства и в этой связи представляется возможным указать, что для китайских военнослужащих осуществляется выпуск специальных телефонов-планшетов, которые созданы на элементной базе национального производства и позволяют вести переговоры по каналам спутниковой системы глобального позиционирования «Бэйдоу».

В публикациях китайских специализированных изданий отмечается, что военнослужащие подразделений правительственных войск периодически сдают практически без боя новейшие танки Т-90А, которые затем боевики из разных группировок продают друг другу, а при необходимости используют в качестве средств доставки самодельных зарядов большой мощности.

Китайские обозреватели отмечают, что в ходе проведения боевиками  операции по ликвидации российских военных советников,  исламисты, скорее всего, использовали не кустарные балонометы, а настоящие минометы, которые были доставлены в Сирию через территорию Турции именно для проведения подобных специальных мероприятий.

По данным китайских источников, до сих пор на территории Турецкой Республики в таких городах как Газиантеп, Килис, Адана, Антакия действуют склады и центры по распределению вооружения, боеприпасов и сменно-запасных частей для автомобильного транспорта боевиков. Как правило, руководство деятельностью складов, цехов по ремонту, а также мест размещения боевиков сосредоточено у одного человека, который располагает прямым каналом связи с кураторами из ЦРУ.

Известно, что большинство таких руководителей региональных центров обеспечения антиасадовских сил  это бывшие кадровые офицеры ВС Сирийской Арабской Республики, которые перешли на сторону противника еще в 2011-2012 гг. По данным китайских источников, сотрудники ЦРУ продолжают поставки вооружения и боеприпасов вооруженной оппозиции в Сирии, однако в условиях более пристального внимания средств разведки ВС РФ они перешли на использование небольших грузопассажирских транспортных средств, которые почти не привлекают внимание операторов БЛА в сравнении с большегрузными автомобилями или тягачами с контейнерными платформами.

Очевидно, что американские «снабженцы» стали дорожить поставками снайперских винтовок, боеприпасов к минометам и гранатометам поскольку сроки контрактов аравийских  монархий  с поставщиками из стран Восточной Европы истекают, а руководители Королевства Саудовская Аравия, Иордании и Катара уже не горят желанием «выбрасывать деньги на ветер».

Известно, что подобные центры снабжения и совместного управления действиями исламистов под названием Müşterek Operasyon Merkezi [1] созданы на территории КСА, Иордании и Катара при содействии специалистов из США, Великобритании и Франции.

Второй эпизод к которому китайские специалисты проявили внимание – атака боевиков «Хайят Тахрир аш-Шам» (третье по счету наименование «Джебхат ан-Нусры») 19 сентября 2017 г. в 09:00 по местному времени на позиции взвода военной полиции ВС РФ в провинции Идлиб. Примечательно, что регулярная смена названий группировками позволяет им выходить из черного списка террористов и на легальных основаниях получать на свои счета финансовые средства из США, Канады и других стран.

Следует отметить, что некоторые западные специалисты полагают, что под видом подразделений ВП военное руководство направляет в Сирию переодетых военнослужащих подразделений специального назначения Главного Управления ГШ ВС РФ. Китайские специалисты тщательно проверяют информацию об истинной принадлежности подразделений ВП, которые на ротационной основе выполняют задачи по обеспечению правопорядка, поиска схронов с оружием и боеприпасами боевиков. Согласно данным китайских источников, к задачам военных полицейских в Сирии относятся: доставка гуманитарной помощи и обеспечение деятельности медицинских отрядов.

Аналитики из Поднебесной отмечают, что согласованные действия боевиков могли быть подготовлены благодаря инструкторам из числа опытных сотрудников ЦРУ, которые в совершенстве владеют тактикой организации партизанских действий. Очевидно, что американские военные и представители спецслужбы в ходе этой операции получили большой объем информации об уровне подготовки военнослужащих ВП и подразделения Сил специальных операций (ССО) ВС РФ, которое оказало помощь военным полицейским.

Кроме того, благодаря последовавшим репортажам журналистов ВГТРК «Россия» специалистам из США и других стран стали известны отдельные факты об экипировке и вооружении подразделения ССО ВС РФ, участвовавшего в операции по деблокированию отряда ВП и т.д. Некоторые китайские аналитики приходят к выводу о том, что российские журналисты практически не осознают того какую угрозу они составляют своими подробными и оперативными репортажами с места событий.

Следует отметить, что в настоящее время в КНР проводится реформа НОАК и одновременно военно-политическое руководство вносит существенные коррективы в правила и подходы освещения ситуации в Вооруженных силах страны.

С учетом вышесказанного представляется возможным предположить, что американские спецслужбы во взаимодействии с исламистами будут продолжать организовывать  диверсии и нападения с применением минометов, гранатометов, ПТУР, снайперов и т.д. Китайские специалисты отмечают, что в ответ на подобные атаки российские военные будут отвечать точными ударами с использованием крылатых ракет серии «Калибр» и авиационных средств поражения.

Также от внимания китайских обозревателей не укрывается общий процесс возвращения территории Сирии под контроль официального Дамаска, но в Пекине понимают, что гарантия стабильности – присутствие российских военных в САР на постоянной основе. Некоторые аналитики считают, что для полноценного контроля ситуации в Сирии после завершения основной фазы операции официальной Москве будет необходимо дислоцировать на постоянной основе около 70 000 военнослужащих.