- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: к итогам ликвидации аварии на морской платформе по добыче газа на месторождении «Тамар»

Две недели назад авария на морской платформе Тамар (см. материал от 25.07.17 Израиль: аварийная ситуация на морской платформе по добыче газа грозит повышением цен на электроэнергию) практически вызвала энергетический кризис в стране. Почти неделю вся газовая инфраструктура страны была отключена от основного источника газа, морского месторождения «Тамар», и была вынуждена в аварийном порядке перейти на альтернативные источники энергии.

Авария выявила, то что и так лежало на поверхности, консорциум «Тамар» является монопольным поставщиком природного газа на израильский рынок, а структура хранения резервного запаса газового топлива на случай сбоя в поставках газа  практически отсутствует. Хотя на постоянном приколе в прибрежной зоне страны стоит судно с (LNG) сжиженным газом на борту, но его объемы ограничены, а запасы альтернативного топлива на электростанциях рассчитанные по нормативам максимум на 100 часов работы.

Сегодня правительство обещает выяснить, как случилось, что некачественная сварка в отводной трубе системы газопровода не только оставила израильские электростанции без экологически чистого топлива и вынудила их перейти на «грязные» уголь и мазут, но и поставило всю страну перед угрозой энергетического коллапс. В тоже время в энергетическом секторе «довольны» тем, что прекращение поставок газа почти на неделю не вызвало особых перебоев в производстве электроэнергии и отключений электричества.

При этом, как отмечают большинство специалистов ни в правительстве, ни в Министерстве энергетики до сих пор не разработан альтернативный план действий на случай затяжного ЧП с поставками газа с морского месторождения. Все уповают на то, что в «скором времени» начнутся поставки с месторождений «Левиафан», «Танин» и «Кариш». Хотя по самым оптимистичным прогнозам эти поставки ожидаются лишь в 2020 году. При этом совсем не берется в расчет , что на суше имеется лишь один центральный газопровод, соединяющий в единую сеть все электростанции и предприятия страны.

27 сентября после устранения неисправности на трубопроводе, а так же частично проведенного запланированного ранее ремонта по замене части центральных задвижек на платформе, израильские электростанции и предприятия вновь начали получать природный газ с месторождения «Тамар». Хотя дополнительно отмечалось, что ранее намеченные «плановые» ремонтные работы на платформе будут продолжаться еще весь октябрь. При этом сообщалось, что газопровод функционирует в половину своей  мощности, но на следующий день поставки должны возобновиться в полном объеме.

Однако выход на полную мощность произошел лишь через три дня. При этом как сообщала газета Globes ни эксплуатационная компания, ни министерство энергетики Израиля не объявило о задержке поставок газа в полном объеме. Это означает, что, по крайней мере, в течение части периода (четверг — воскресенье), сектор электроэнергетики по-прежнему управлялся путем частичного распределения природного газа, а это значит что использовались более дорогие и более загрязняющие виды топлива — дизельное топливо, мазут и уголь.

Хотя эклектическая компания (ЭК) «Хеврат хашмаль» заявила: «ЭК была заранее подготовлена к регулярному обеспечению электроэнергии с помощью альтернативных видов топлива, а с объявлением о дополнительной задержки был дан заказ на продолжение и увеличение производства за счет угля и дизельного топлива».

По оценкам специалистов  использование дизельного топлива дороже, чем использование природного газа, почти в шесть раз, а из-за аварии дополнительная стоимость выработанной электроэнергии составляет десятки миллионов шекелей. Вопрос о том, кто будет нести расходы за шесть дней простоя, когда поставки газа в экономику стояли на нуле, а еще за три дня, когда поставки газа составляли лишь половину нормы, остается открытым.

При этом управление по электроэнергии заранее заверило общественность, что сверхплановые расходы электростанций во время кризиса не отразятся на тарифах на электричество. В тоже время регулятор, определяющий тариф на электроэнергию, объявил на прошлой неделе, что вопрос о получении компенсации от владельцев «Тамар» за недополученный газа находится на рассмотрении, сообщив при этом , что «изучает условия договоров между поставщиками газа и производителями электроэнергии». В этих договорах должна быть прописана ответственность поставщиков за перебои в поставках.

Как сообщает радиостанция «Коль Исраэль2, правительственные ведомства сделали предварительную оценку того, во что обошелся стране недельный простой морского месторождения «Тамар». Речь идет о 300-400 млн шекелей. 250 млн из этой суммы – это налог на дизельное топливо, которую ЭК «Хеврат хашмаль» была вынуждена использовать на электростанциях вместо газа. Сейчас Министерство энергетики пытается убедить Минфин освободить «Хеврат хашмаль» от уплаты этого налога. Финансовое ведомство пока не дало согласие.

По предварительным данным ущерб от простоя консорциуму «Тамар» обошелся где-то в 200 млн долларов. При этом стоит отметить, что консорциум попытался сразу минимизировать ущерб в глазах общественности, выйдя с большой «проплаченной» статьей в газете «Едиот ахронот», где в частности отмечалось, что именно благодаря находчивости и профессиональным качествам инженеров «Тамар», удалось найти протечку газа, в таком труднодоступном месте, как переходник перед отводной трубой в атмосферу.

Однако как показывают события, проблемы консорциума «Тамар», на этом этапе еще не закончились. Сегодня в суде собираются начать рассматривать дело о  представительном  иске к консорциуму «Тамар» за «несправедливую цену» на поставляемый электрической компании «Хеврат хашмаль» газ.