- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реакция Великобритании на проведение референдума о независимости Иракского Курдистана

25 сентября 2017 г. в Иракском Курдистане прошёл референдум о независимости.  Президент Масуд Барзани заявил, что на референдуме Курдистан воспользуется своим правом на независимость, и попросил международное сообщество уважать «демократическое решение народа Курдистана». После подведения итогов референдума реакция мирового сообщества была практически единодушной: Соединённые Штаты назвали референдум незаконным, а Иран, Турция и Сирия посчитали референдум неприемлемым прецедентом.

Представим реакцию Великобритании на проведение референдума о независимости Иракского Курдистана.  Комментируя проведение референдума, министр иностранных дел Борис Джонсон сказал: «Великобритания не поддерживает этот референдум и продолжает поддерживать суверенитет и территориальную целостность Ирака. Мы считаем, что любой референдум должен быть согласован с правительством Ирака». Он также добавил: «Мы согласовали действия совместно с нашими международными союзниками и предлагаем альтернативный план, в ходе которого будут проведены переговоры между правительством Ирака и региональным правительством Курдистана для решения всех спорных вопросов. Долгосрочная безопасность и процветание Ирака и иракцев могут быть достигнуты только путём диалога и сотрудничества. Я настоятельно призываю все стороны воздерживаться от провокационных заявлений и действий после референдума. Приоритет должен оставаться за поражением ИГ и возвращением стабильности в освобожденные районы».

Ещё до проведения референдума 18 сентября 2017 года министр обороны Великобритании Майкл Фэллон провёл пресс-конференцию в столице Ирака Багдаде, где он высказался и о курдском вопросе: «Мы привержены целостности Ирака. Мы призываем правительство Курдистана отказаться от запланированного референдума о независимости». По словам премьер-министра Терезы Мэй: «Это политическое, а не всенародное голосование. Политический деятель — президент Барзани использовал  референдум в качестве рычага для решении давних споров Курдского регионального правительства с федеральными властями в Багдаде».

По мнению Палаты общин: «Правительство Курдистана провело референдум для превосходства над Багдадом и в перспективе существует решение этого вопроса: превратить Курдистан  в  Саудовскую Аравию, где одна семья контролирует ресурсы и власть над поколениями».

Исходя из заявлений Палаты лордов «Соединённое Королевство выражает своё несогласие с голосованием, в основном ссылаясь на опасения, что это может негативно повлиять на войну против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), в которой пешмерга сыграла центральную роль».

Реакция Великобритании на исход референдума весьма предсказуема, в ранее опубликованном докладе «Ближний Восток: время нового реализма»  отмечается: «Иракские курды являются наиболее эффективной боевой силой против ИГ и смогли одержать множество военных побед. Мы признаем, что существует баланс между взаимодействием с субъектами субгосударства и недопущением риска подорвать центральное государство ( имеются ввиду отношения между Эрбилем и Багдадом – авт.). Тем не менее, иракские курды являются ценным союзником Соединённого Королевства и  правительство Великобритании должно оказывать финансовое содействие региональному правительству Курдистана и пешмерга. Однако Соединённое Королевство не должно поддерживать попытки иракских курдов добиваться независимости».

Напомним,  что уже более 100 лет Великобритания пытается  сохранить своё влияние в этом регионе. В разгар Первой мировой войны Великобритания и Франция распределили своё влияние в ближневосточном регионе, подписав в 1916 году соглашение Сайкс-Пико о тайном разделе территории Османской Империи, что привело к созданию ряда государств в современных границах. Именно исходя из британских интересов территории проживания курдов оказались разделены между четырьмя странами: Турцией, Сирией, Ираком и Ираном.

На сегодняшний день интересы Великобритании в Иракском Курдистане сфокусированы на экономике. И в первую очередь это нефтяных ресурсах. Принято считать, что курдистанская нефть составляет 60% всей добываемой нефти в Ираке. Нефтяные контракты Иракского Курдистана заключены со следующими британскими компаниями: Afren,  Gulf Keystone Petroleum, Perenco,  Sterling Energy.

Эрбиль с лета 2014 года полностью контролирует нефтеносную провинцию Киркук, а также другие спорные районы Ирака, после поражений правительственной иракской армии в боях с «Исламским государством».     Референдум, прошедший 25 сентября, не устраняет кризис политического, экономического и социального существования Иракского Курдистана, а наоборот усугубляет его положение.  Исходя из публикаций в британских СМИ независимые эксперты  Times, Daily mail, Guardian утверждают, что «демократия Курдистана требует времени» и всё «не может произойти в одночасье». Утверждается, что как «только государственность будет достигнута, Великобритания сможет содействовать в работе Курдистана по построению демократии». На данный момент Лондон опасается, что последствия референдума могут привести к конфликтам с Багдадом, соседней Турцией и Ираном, в которых проживает значительная часть курдского населения.

Не стоит упускать из вида что накануне референдума 5 сентября 2017 года правительственная делегация Великобритании посетила руководство Иракского Курдистана. В состав делегации вошли министр иностранных дел и министр по делам Содружества. Целью визита было намерение обсудить с курдскими лидерами предстоящий референдум о независимости. При этом никто не проинформировал общественность и СМИ о позиции Лондона или целях переговоров. Разумеется, это далеко не единственное подтверждение того, что умеет делать Великобритания для достижения своих собственных внешнеполитических интересов, особенно в районах своего исторического влияния.