- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации в Иране (август 2005)

В августе с.г. на авансцену внутриполитической жизни Ирана вышли процессы формирования нового кабинета министров, его утверждения в иранском парламенте (меджлисе), а также обнародования новоизбранным президентом ИРИ М.Ахмадинежадом и его командой долгосрочных и среднесрочных планов развития иранского государства в политической, экономической и культурной областях.

3 августа с.г. прошла церемония передачи Верховным лидером ИРИ С.А.Хаменеи М.Ахмадинежаду президентских полномочий. 6 августа с.г. президент принял присягу в иранском Меджлисе (парламенте). 14 августа с.г. М.Ахмадинежад в официальном письме на имя спикера парламента Г.А.Хаддад-Аделя представил на утверждение в Меджлис список претендентов на посты в новом кабинете министров (21 министерский портфель), отобранных из ранее обсуждавшихся депутатами в закрытом порядке 65 кандидатур. 16 августа с.г. на обсуждение в парламент был представлен проект долгосрочной программы нового правительства, рассчитанной на 20 лет. 25 августа с.г. состоялось поименное голосование по списку внесенных Президентом кандидатов на министерские посты, по итогам которого 17 из 21 получили вотум доверия и были утверждены Меджлисом:

1. М.Моттаки – министр иностранных дел;
2. М.Пурмохаммади – министр внутренних дел;
3. Г.Мохсени-Эжаи – министр информации;
4. С.М.Мирказеми – министр торговли;
5. Д.Кяримирад – министр юстиции;
6. М.Мохаммад-Наджар – министр обороны и логистики;
7. М.Данеш-Джафари – министр экономики и финансов;
8. М.Х.Саффар-Харанди – министр культуры и исламской ориентации;
9. М.Рахмати – министр дорог и транспорта;
10. П.Фаттах – министр энергетики;
11. М.Солеймани – министр связи и информационных технологий;
12. К.Багери-Ланкарани – министр здравоохранения и медицинского образования;
13. М.Джахрами – министр труда и социальных вопросов;
14. М.Сейеди-Кия – министр городского и жилищного строительства;
15. М.Р.Эскандари – министр сельскохозяйственного джихада;
16. А.Тахмасеби – министр промышленности и рудников;
17. М.Захеди – министр науки, исследований и технологий.

Требуемый для утверждения минимум в 143 голоса из 284 не смогли преодолеть четыре кандидата:
1.А.Саидлу – на пост министра нефти;
2.М.Хашеми- на пост министра социального обеспечения;
3.А.А.Ашари – на пост министра просвещения;
4. А.Алиахмади – на пост министра кооперации;

В соответствии с иранским законодательством, президенту ИРИ отвeден 3-месячный период для представления в Меджлис новых кандидатур на вакантные министерские посты. До тех пор М.Ахмадинежад назначил исполняющих обязанности, на которых возложена задача курировать указанные министерства.

Другой важной темой внутриполитической жизни Ирана в августе с.г. по-прежнему оставалась тщательная отслеживаемая в иранском обществе национальная ядерная программа. Главной новостью стало решение иранского руководства о возобновлении обогатительной деятельности на конверсионном предприятии в Исфагане, о котором в письме от 1 августа с.г. в официальном порядке было уведомлено МАГАТЭ. Спустя неделю после официального уведомления, которая понадобилась для соблюдения формальных процедур, связанных с распломбированием этого объекта инспекторами Агентства с помощью специального оборудования, 8 августа с.г. конверсионное предприятие в Исфагане частично возобновило работы, связанные с обогащением урана, а именно с переработкой урановой руды в гексафторид урана (UF-6). Одновременно с прекращением добровольного моратория на обогащение иранская сторона отвергла поступившие 2 августа с.г. предложения «евротройки», предусматривавшие общий план по урегулированию иранского ядерного досье в развитие Парижского соглашения. 7 августа с.г. об этом сообщил, выступая перед журналистами, пресс-секретарь МИД ИРИ Х.Р.Асефи. Выработанный «евротройкой» пакет предложений он назвал «неприемлемым» и не отвечающим «минимальным ожиданиям» иранской стороны. Им было также подчеркнуто, что предложения европейцев «не соответствуют духу ДНЯО и противоречат условиям Парижского соглашения, поскольку они не признают за Тегераном права на проведение обогащения».

Первые шаги нового иранского руководства в чувствительной ядерной сфере, указывавшие на вероятность ужесточения курса ИРИ в этой области, были закреплены символичными кадровыми назначениями, главное из которых – замена на посту секретаря Высшего Совета национальной безопасности (ВСНБ) ИРИ и одновременно главного ядерного переговорщика ИРИ. Вместо умеренно-либерального политика Х.Роухани, отличающегося позитивным отношением к поддержанию диалога с Западом по всему комплексу проблем, связанных с ядерной тематикой, на этот высокий пост назначен бывший руководитель Организации радио и телевидения ИРИ и кандидат на пост президента на выборах-2005 Али Лариджани, занимающий жесткие позиции, в том числе во внешнеполитической сфере. В подтверждение этого сразу после назначения А.Лариджани в интервью СМИ от 17 августа с.г. заявил о планах Тегерана возобновить вскоре работу другого ядерного объекта – в Натанзе. По его словам, принятая 11 августа с.г. резолюция МАГАТЭ по Ирану является неприемлемой: «европейцы должны понять, что иранское правительство полно решимости сохранить замкнутый топливный цикл». А.Лариджани отметил также, что иранская сторона настаивает и на своем праве проводить обогащение в Натанзе, однако данный вопрос должен найти свое решение за столом переговоров.

8 августа с.г. бывший президент ИРИ С.М.Хатами был избран руководителем Центрального совета Ассоциации борющихся мулл – главной партийной структуры, представляющей интересы умеренно-реформаторского крыла иранского духовенства. Он сменил на этом посту ушедшего в отставку по собственному желанию баллотировавшегося на пост президента ИРИ М.Кярруби.

По-прежнему нестабильной в августе оставалась ситуация в западных районах Ирана, где проживает преимущественно курдское и арабское население. Несмотря на то, что после подавления имевших место в июне-июле с.г. беспорядков местным властям удалось взять ее под контроль, тем не менее, этот участок на границе с Ираком продолжает оставаться «головной болью» иранских властей, в том числе при реализации ими т.н. концепции «безопасных границ». 18 августа с.г. официальный представитель МИД ИРИ Х.Р.Асефи вновь обвинил США и Великобританию в разжигании сепаратистских движений в среди местного курдского и арабского населения. По его словам, у иранской стороны есть информация о том, что британцы причастны к недавним беспорядкам в провинции Хузестан на юго-западе Ирана, а некоторые арестованные агитаторы получали подготовку на британских базах в Ираке. Он также добавил, что Тегеран в ряде аналогичных случаев уже указывал Лондону на недопустимость вмешательства во внутренние дела ИРИ. В дополнение к этому Министерство информации ИРИ (спецслужбы) 17 августа с.г. выпустило специальное заявление, в котором говорится об аресте «агентов, причастных к организации июньских взрывов в провинции Хузестан». Отмечается, что указанные лица были связаны с некими сепаратистскими группировками, а зачинщики беспорядков находились на содержании заграничных разведок, среди которых названа британская.