- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Турции: сентябрь 2017 г.

Несмотря на обещание премьер-министра Турции Б.Йылдырыма после отпуска «в сентябре вплотную заняться решением экономических вопросов», основные усилия политического руководства страны были в этот период все же сосредоточены на внешнеполитическом векторе. Хотя необходимо признать, что успешное решение некоторых внешнеполитических вопросов позволило турецкому руководству решить и важные экономические задачи.

Подтверждением этого тезиса могут служить события на одном из приоритетных для турок российском направлении внешней политики Анкары. Президенты двух стран провели 25 сентября телефонный разговор, который состоялся по инициативе российской стороны. Договорились о рабочем визите в Турцию президента РФ В.Путина. И уже спустя три дня 28 сентября в Анкаре прошли переговоры двух президентов. По итогам встречи, продолжавшейся в общей сложности около четырех часов (из них беседа тет-а-тет 2 часа), они подтвердили совпадение позиций двух стран по ключевым вопросам ближневосточного урегулирования, поддержали территориальную целостность Ирака и Сирии, а также выразили готовность продолжать совместную работу по зонам деэскалации в Сирии. Кроме того, президенты обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества, отметив увеличение двустороннего товарооборота и рост туристических обменов.

Политологи ряда стран обратили внимание (на наш взгляд, справедливо) на тот факт, что накануне российско-турецкого саммита в Анкаре президент США Д.Трамп провел встречу Нью-Йорке с турецким лидером. Команда американского президента, осуществляя подготовку к этим переговорам, знала о предстоящей российско-турецкой встрече и сделала все, чтобы продемонстрировать максимальную лояльность к турецкой стороне, стремление учитывать ее интересы как в двусторонних отношениях, так и при решении региональных и глобальных задач. При этом американцы вновь, как и неоднократно ранее, были уверены в том, что для демонстрации такой лояльности и дружбы будет вполне достаточно пафосных, ничем конкретным и реальным не подкрепленных заверений Д.Трампа в плане «Эрдоган – мой друг, а инцидент с охраной турецкой президента – это просто досадное недоразумение» и т.д.

Однако, дальнейшее развитие событий показало, что словесная мишура на этот раз «не прокатила». Р.Т.Эрдоган, который приобрел большой опыт общения с американскими лидерами, четко понял в Нью-Йорке, что все известные проблемы (курды, Ф.Гюлен и т.д.), в решении которых крайне заинтересована Анкара, по-прежнему не стоят в повестке дня Вашингтона, не проявляющего, как обычно, никакого стремления к диалогу с турками с целью поиска взаимоприемлемого для обеих сторон решения. После встречи с Д.Трампом Р.Т.Эрдоган всячески «отбивался» от прессы, пытаясь максимально избежать публичной оценки своих переговоров с американцами.

Тем не менее, обозреватели обратили внимание, что с Д.Трампом (21 сентября с.г.) встреча длилась всего 50 минут, с учетом, что в ней участвовали и другие представители власти. Кстати, первая майская встреча у Эрдогана с Трампом продлилась около 20 минут, и за комментарий в прямом эфире на CNN Türk с акцентом на том, что аудиенция с глазу на глаз «длилась 23 минуты» ведущей Невшин Менгю пришлось покинуть телеканал.

Примечательно, что там же в Нью-Йорке 20 сентября Р.Т.Эрдоган в ходе выступления на деловом форуме заявил, что Россия и Турция преодолели негативный период двусторонних отношений. «Мы прошли через отрицательный период с Россией. Растёт объём внешней торговли с Россией. Мы достигли показателя в $36 млрд двустороннего товарооборота, и, благодаря географической близости двух стран, он должен ещё больше увеличиться», —  констатировал турецкий президент.

В.Путин, в свою очередь, назвав президента Р.Т.Эрдогана «другом», подкрепил эту оценку конкретными действиями обеих сторон, направленными на решение региональных и двусторонних вопросов. Российский лидер на пресс-конференции по итогам переговоров отметил, что встреча «носила исключительно рабочий характер». По его словам, она позволила «обстоятельно, откровенно обменяться мнениями как по вопросам двустороннего сотрудничества в самых разных областях, так и поговорить о наших дальнейших совместных действиях в контексте урегулирования сирийского кризиса».

При этом российский президент напомнил, что инициатива о создании зон деэскалации в Сирии была выдвинута на встрече с Р.Т.Эрдоганом в мае с.г. в Сочи. «Считаю эти договоренности нашим общим, исключительно важным успехом, успехом и нашего друга, господина Эрдогана, потому что это он — один из инициаторов этого процесса», — сказал президент РФ. В итоге стороны, по словам Путина, «условились продолжить плотные контакты по линии министерств иностранных дел, военных и специальных служб в целях углубления координации совместных действий по урегулированию кризиса в Сирии, решению других региональных проблем».

В унисон с российским лидером выступил и президент Турции. «Переговоры в Астане усилили уровень доверия между нашими странами, убедили нас в необходимости продолжать проводить такие встречи. Кризис в Сирии должен быть решен в мирном ключе, и мы будем продолжать сотрудничество в этом направлении», — заявил Р.Т.Эрдоган. Анкара и Москва совместно заявили также о поддержке территориальной целостности Ирака и Сирии. «Мы с Россией поддерживаем территориальную целостность Ирака и Сирии. Турция продолжит тесное сотрудничество с Россией для достижения политического разрешения кризиса в Сирии», — отметил президент республики.

В свою очередь президент РФ, комментируя тему референдума в Иракском Курдистане, отметил, что «принципиальная позиция России известна, она изложена в заявлении МИД России». В.Путин имел в виду озвученное ранее заявление МИД РФ о поддержке «суверенитета, единства и территориальной целостности дружественного Ирака, других государств Ближнего Востока». В соответствии с российской позицией, Багдад и Эрбиль должны совместно, путем переговоров, изыскать форму сосуществования в рамках единого государства

Российский лидер отметил прогресс в развитии экономического сотрудничества стран и рост туристического обмена. «При обсуждении вопросов взаимодействия в торгово-экономической сфере мы констатировали заметный рост двустороннего товарооборота, его объем за 7 месяцев 2017 года вырос на 31,5%. Если за прошлый год мы наблюдали падение в 32%, сейчас за первые полгода мы практически полностью восстановили утраченные позиции, за оставшееся до конца года время выйдем в плюс», — констатировал В. Путин. Он также добавил, что «число российских туристов, выбравших Турцию местом своего отдыха, увеличилось в 11 раз и составило 2,5 млн человек.

По мнению В.Путина, «прогресс стал возможен в результате последовательной реализации договоренностей, достигнутых в ходе проведенного в Москве в марте заседания российско-турецкого Совета по сотрудничеству высшего уровня и последующих встреч с господином Эрдоганом». Кроме того, российский лидер прокомментировал строительство АЭС «Аккую», добавив, что Россия рассчитывает в сжатые сроки построить и запустить в эксплуатацию первый энергоблок электростанции. «Разумеется, это потребует от нас и наших турецких партнёров скоординированных действий, включая своевременное получение необходимых разрешений, документов и лицензий», — отметил он.

Накануне визита российского президента в Турцию в турецких СМИ появилась информация о том, что Россия и Турция создают консорциум для строительства по российскому проекту первой турецкой АЭС «Аккую». Отметим, что строительство АЭС начнется в марте 2018 года. Проект АЭС «Аккую» включает в себя строительство четырех энергоблоков с российскими реакторами типа ВВЭР поколения «3+». Мощность каждого энергоблока АЭС составит 1200 МВт. Российские инвестиции в проект составят 22 млрд долларов. Турецкая сторона рассчитывает на ввод первого блока АЭС в 2023 году. АЭС «Аккую» — первый в мире проект атомной электростанции, реализуемый по модели BOO — build-own-operate — «строй-владей-эксплуатируй».

В июне на международном форуме «Атомэкспо-2017» в Москве госкорпорация «Росатом» подписала соглашение об основных условиях вхождения турецких энергетических компаний Cengiz Holding, Kolin Insaat и Kalyon Insaat в капитал проектной компании «Аккую Нуклеар», реализующей проект по строительству АЭС «Аккую». Турецкий консорциум претендует на 49 процентов в «Аккую Нуклеар». Сумма возможной сделки не разглашается, но уже объявлено, что это будет самая крупная инвестиция зарубежных компаний в российские проекты, которые реализуются за ее пределами, и крупнейшая в мире частная инвестиция в атомную энергетику за последние 17 лет. Напомним, что в июне этого года Европарламент на пленарной сессии в Страсбурге принял резолюцию по Турции, которая призывает Анкару отказаться от строительства АЭС «Аккую».

Стороны также обсудили вопросы строительства газопровода «Турецкий поток». Напомним, что ранее В.Путин и Р.Т.Эрдоган дали старт укладке глубоководной части газопровода, сейчас строительные работы осуществляются согласно графику. И здесь Р.Т.Эрдоган поддержал российского президента. Турецкий лидер вновь напомнил о цели достигнуть в товарообороте между двумя странами показателя в 100 млрд долларов. «В наших двусторонних отношениях мы придаем особое значение энергетическому сектору, особенно проектам «Аккую» и «Турецкий поток». Мы готовы придать им ускорение», — подчеркнул турецкий лидер. Отметим, что «Газпром», согласно одобренному в сентябре правлением компании проекту инвестиционной программы на 2017 год, может дополнительно направить на финансирование проекта строительства газопровода «Турецкий поток» около 50 млрд рублей.

Президент РФ также отметил, что страны продолжат работать над устранением барьеров во взаимной торговле. Отмена большинства ограничений на поставку в РФ турецкой сельхозпродукции уже увеличила её импорт почти на 60%. В.Путин выразил благодарность своему турецкому коллеге и другим участникам переговоров за «деловой и очень конструктивный разговор». «Я полагаю, что сегодняшняя встреча была очень полезной и весьма продуктивной», — подчеркнул он. Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя вопрос о возможности импорта турецких томатов в РФ, отметил, что «работа ведется». По его словам, представители стран находятся в постоянном контакте, «решение близится».

Политические наблюдатели считают важным тот факт, что президенты уверенно высказались за продолжение в 2018 году российско-турецкого диалога на высшем уровне. «Путин в 2018 году посетит Турцию, где примет участие в очередном заседании Совета сотрудничества на высшем уровне», — констатировал Р.Т.Эрдоган. О динамичности российско-турецкого диалога на высшем уровне свидетельствует и тот факт, что состоявшаяся 28 сентября встреча двух лидеров в Анкаре стала уже пятой с начала текущего года.

В сентябре в политических и военных кругах, средствах массовой информации ряда стран продолжалась активная дискуссия о поставках Россией в Турцию ЗРК С-400. Москва и Анкара достигли договоренности об их поставке в Турцию и подписали контракт, — сообщила пресс-служба Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. «Стороны достигли договоренностей о поставке ЗРК С-400 и подписали контракт. Россия готова к его реализации», — говорится в официальном сообщении ведомства. Детали соглашения не приводятся из-за «специфики и чувствительности темы». «Приоритетное право комментировать контракт принадлежит инозаказчику. При этом необходимо подчеркнуть, что поставка данной системы Турции отвечает геополитическим интересам Российской Федерации», — отметили в ведомстве. Подписание соглашения является важным шагом в расширении военно-технического сотрудничества Москвы и Анкары.

Напомним, что ранее президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил, что Анкара уже внесла первый взнос за комплексы C-400. Переговоры Москвы и Анкары по поставкам шли непросто. О том, что сторонам почти удалось достичь договоренности, пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын говорил еще в конце июля. В августе гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев заявил, что контракт близок к подписанию, но еще не вступил в силу. ЗРС С-400 «Триумф», пока не имеющая аналогов в мире, предназначена для поражения воздушных объектов, включая самолеты и баллистические ракеты. Контракт на поставку комплекса был подписан также с Китаем. В конце августа Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству заявила, что получила в общей сложности около десяти заявок на эти комплексы. Поставки в Турцию начнутся в течение ближайших двух лет, сообщили 25 сентября турецкие СМИ со ссылкой на заявление представителя Секретариата оборонной промышленности Турции (SSM) Исмаила Демира.

В состав комплекса С-400 входит радиолокационный комплекс обнаружения, пункт боевого управления, до шести зенитно-ракетных комплексов, каждый из которых содержит многофункциональную РЛС управления и до 12 пусковых установок с ракетами разных типов.
ЗРС С-400 «Триумф» предназначена для поражения с земли воздушных целей: тактических, оперативно-тактических баллистических ракет, беспилотных летательных аппаратов и самолетов-постановщиков помех. Новейший радиолокационный комплекс способен обнаруживать угрозу на расстоянии до 400 км и на высоте до 30 км, дальность поражения целей от 40 до 60 км. Время развертывания системы из походного состояния 5-10 мин, время приведения в боевую готовность из развернутого состояния — 3 мин. Система одновременно способна отслеживать 100 различных целей и блокировать одновременно до 36 целей.

Официальный представитель Пентагона Джонни Майкл заявил, что США недовольны решением Анкары закупить у РФ зенитную ракетную систему С-400. «Мы довели до сведения турецких официальных лиц, что испытываем беспокойство относительно потенциального приобретения С-400. Мы ведём открытый диалог с Турцией по данному вопросу и подчеркиваем важность сохранения оперативной совместимости в рамках НАТО при реализации программ крупных военных закупок», — отметил представитель Пентагона.

Он также отметил, что «Турция — ключевой союзник НАТО». США и Турция, по его словам, «поддерживают на высоком уровне отношения, касающиеся военных закупок». Кроме того, по его мнению, «Турция продолжает проявлять интерес к противоракетным системам, разрабатываемым союзниками по НАТО, в том числе США, для своих долговременных потребностей в области ПРО». Дж.Майкл повторил позицию Вашингтона в дискуссиях с Анкарой по вопросам закупок вооружений у стран, которые не являются членами Североатлантического альянса, в частности России: их невозможно совместить с натовскими. «Наилучшим вариантом защиты Турции от различных угроз в её регионе остаётся совместимая с НАТО система ПРО», — заключил Дж.Майкл. А глава Пентагона Джеймс Мэттис все же признал, что «это суверенное решение Анкары».

Влиятельный американский сенатор-демократ Бен Кардин предложил Белому дому ввести санкции против Анкары и вообще задуматься о целесообразности ее дальнейшего членства в НАТО. Политик предупредил, что решение Турции приобрести у России ракетные комплексы может ударить по Анкаре, поскольку она «нарушает режим санкций Вашингтона против Москвы». Сенатор в письме на имя министра финансов Стивена Мнучина и госсекретаря Рекса Тиллерсона напомнил, что принятый в прошлом месяце закон предусматривает введение санкций «в отношении всех, кто осуществляет крупные сделки с оборонным и разведывательным секторами РФ». Б.Кардин подчеркнул, что «это обязательные санкции, направленные на удерживание России от атак на США и их союзников в будущем». Он попросил администрацию президента США оценить, как покупка ракетных комплексов С-400 может повлиять на членство Турции в НАТО, а также на содействие США в обеспечении безопасности Анкары, что включает в себя и продажу американского оружия.

Анкара поспешила успокоить своих западных союзников. Президент Турции Р.Т.Эрдоган в интервью американскому телеканалу PBS сказал, что, несмотря на проведение переговоров с государствами-членами НАТО относительно приобретения ЗРК, ни один из участников альянса не предоставил выгодную для Турции возможность закупок. Он подчеркнул, что Турция должна обеспечивать собственную безопасность и, исходя из этого, было принято решение приобрести российские ЗРК C-400. В свою очередь генсек НАТО Йенс Столтенберг сказал, что Турция ведет переговоры для приобретения зенитно-ракетных комплексов с Италией и Францией. Он отметил, что Турция, являясь ключевой страной НАТО, которая находится на границе с Сирией и Ираком, имеет право на самооборону.

Официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын заявил, что республика, несмотря на приобретение российских ЗРК С-400, остается надежным партнёром НАТО. «Заявление нашего президента о покупке С-400 привело к необоснованным обсуждениям в различных кругах, однако Турция остается надежным партнером НАТО. Турция продолжит предпринимать все необходимые шаги для обеспечения национальной безопасности», — отметил он. И.Калын назвал правильной реакцию генсека НАТО Йенса Столтенберга, который, как мы уже отмечали, сказал, что каждый член альянса может самостоятельно принимать решение о покупке вооружений.

В то же время официальный представитель МИД Германии Мартин Шефер заявил, что власти Германии считают «игрой» планы Турции приобрести российские системы ПВО С-400. «Эта игра, которую Турция ведёт с потенциальным поставщиком систем, не нова. Можно предполагать, что эти данные являются реакцией на дебаты в Германии об условиях поставки вооружений в Турцию. Поэтому мы эту информацию не принимаем всерьёз», — добавил он. Другой официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт заявил, что ФРГ не планирует полностью сворачивать экспорт вооружений в Турцию на фоне кризиса в отношениях двух стран. При этом он уточнил, что ФРГ резко сократила поставки, отказавшись от продажи вооружений и техники, которая может быть использована для «политических репрессий» в Турции.

Теоретически Турция может под давлением США отменить соглашение в последнюю минуту, но сделанными заявлениями Турция уже фактически взяла на себя обязательства о закупке. Теперь, если Турция купит С-400, она испортит отношения с США, а если не купит — то с Россией, — приходит к выводу обозреватель Medya Günlüğü. С покупкой С-400 Турция спасается от зависимости от Запада, добавляет журналист влиятельной турецкой газеты Akşam, и «выскальзывает из его рук словно кусок мыла». Отныне Запад не сможет шантажировать Турцию вооружениями, использовать слабость ее оборонной промышленности, и, конечно, это не отвечает его интересам.

В сентябре сохранились разногласия в отношениях Турции с Германией, хотя многие наблюдатели прогнозировали импульс на их урегулирование после выборов в Бундестаг. Германия намерена еще больше ограничить экономическое сотрудничество с Турцией, чтобы добиться освобождения задержанных там соотечественников. Об этом заявила канцлер Ангела Меркель в опубликованном в интервью газете Passauer Neue Presse. Глава правительства выразила возмущение тем, что в Турции в местах лишения свободы до сих пор находятся многие граждане Германии. «Мы оказываем задержанным консульскую помощь, насколько это возможно. К сожалению, турецкая сторона даже этому в некоторых случаях препятствует», — отметила она.

Всего, по оценке властей ФРГ, в Турции в местах лишения свободы содержатся более 50 граждан Германии. В большинстве случаях речь идет о политически мотивированных арестах. На фоне задержаний германские политики ужесточили риторику в отношении Анкары. Ожидается, что в октябре вопрос формального прекращения переговоров о вступлении Турции в Евросоюз рассмотрят лидеры стран сообщества.

В свою очередь, Анкара резко осуждает действия ФРГ по предоставлению убежища лицам, подозреваемым в организации государственного переворота 15 июля прошлого года. Почти 200 граждан Турции, имеющих дипломатические паспорта, получили убежище в Германии за последний год. «Не должно быть так, что с одной стороны мы предоставляем убежище турецким дипломатам, а с другой продолжаем сотрудничество с Турцией — партнером по НАТО и кандидатом на вступление в ЕС — так, как будто ничего не происходит», — сказала представитель фракции Левой партии в немецком парламенте Севим Дагделен.

Не удалась очередная попытка Анкары дать позитивный импульс развитию отношений и с США. Президенты США и Турции встретились 21 сентября на полях 72-й сессии Генассамблеи ООН. Д.Трамп и Р.Т.Эрдоган обсудили ряд региональных и двусторонних вопросов, а также заявили о категорическом неприятии референдума в курдском автономии в Ираке. Они подчеркнули стратегическое партнерство между США и Турцией и условились продолжать работать вместе, способствуя региональной стабильности и продолжая борьбу с терроризмом во всех его проявлениях.

Тем не менее, Р.Т.Эрдоган с сожалением рассказал журналистам, что передал американской стороне «85 ящиков с документами и информацией относительно деятельности террористической организации FETÖ, возглавляемой Ф.Гюленом».  «Однако, несмотря на это, они не выдают нам ее членов. Хотя могли бы с легкостью выслать их. Это заставляет нас задуматься. Когда придёт время, мы в более открытой форме скажем, что мы обо всём этом думаем», — подчеркнул турецкий президент.

Один из журналистов задал вопрос, обсуждались ли во время встречи с Д.Трампом поставки систем С-400. Р.Т.Эрдоган ответил следующее: «Трамп не посчитал нужным затронуть вопрос о закупках данных систем. Это является свидетельством нашей решительной позиции, которая известна американской стороне. Кроме того, если сами США не могут нам что — либо предложить в этой сфере, то они не могут и говорить на эту тему», — заметил турецкий лидер.

Накануне президент Турции раскритиковал решение США отказаться от продажи американского оружия сотрудникам охраны турецкого лидера. «В то время как мы не можем купить оружие у США, почему вы бесплатно поставляете его террористам в Сирии?» — отметил Р.Т.Эрдоган, обращаясь к американским властям на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Напомним, что власти США отозвали предложение о поставке службам охраны президента Турции американского оружия после того, как телохранители Р.Т.Эрдогана устроили драку с участниками митинга против его визита. Соглашение о продаже оружия оценивалось в 1,2 млн долларов.

Суммируя контакты турецкой делегации на полях 72-й сессии Генассамблеи ООН с американскими представителями, можно констатировать отсутствие их конкретного позитивного результата, за исключением выражения общей позиции по референдуму в Иракском Курдистане. Да и словесная декларация отказа Вашингтона от официальной поддержки референдума в Иракском Курдистане мало кого убедила в Турции, где многие полагают, что без согласия американцев иракские курды вряд ли приняли бы решение о его проведении. Тот факт, что президент США назвал турецкого коллегу другом, заявив, что «они близки, как никогда прежде» не помог сторонам продвинуться в решении очень важных для Анкары вопросов, касающихся Ф.Гюлена, Сирии, Ирака, а также оценки Вашингтоном внутриполитической ситуации в Турции.

Мы можем констатировать, что турецко-американские отношения уже около десяти лет находятся в положении постоянного напряжения, несмотря на все попытки президента Турции, нескольких правительств возглавляемой им правящей Партии справедливости и развития (ПСР) вывести их, по сути, из тупика. Интерес представляет, в связи с этим, оценка такого состояния двусторонних отношений американскими политологами. Некоторые из них, например, Том Роган из The Washington Examiner, видит причину этого в «пагубном влиянии В.Путина».  По его мнению, тот факт, что Р.Т.Эрдоган назвал В.Путина «дорогим другом» является ужасным и подтверждает такой его вывод, который, на наш взгляд, смехотворен и красноречиво говорит об абсолютном незнании автором Турции и ее отношений с Россией и США.

Анкара за последнее десятилетие убедилась, что партнеров по НАТО, прежде всего, США мало волнуют интересы и безопасность Турции. Доказательств тому множество. Отсюда высокий уровень антиамериканских настроений. Опросы, проведенные в Турции американской компанией по изучению общественного мнения Pew, показывают, что США считают угрозой для безопасности страны 72 процента турок. В итоге Турция, руководствуясь прагматическими целями и своими национальными интересами, сосредоточилась на взаимовыгодном (примеров этого очень много) сотрудничестве в различных областях, например, с Россией и Ираном. На октябрь запланирован ирано-турецкий саммит в Тегеране.

В предыдущей статье мы рассказали о проблемах с учебными заведениями Ф.Гюлена в Киргизии. Эти проблемы оказывают негативное влияние на двусторонние турецко-киргизские отношения. Аналогичная ситуация возникла и в отношениях Турции с Казахстаном. Президент Казахстана Н.Назарбаев в жесткой форме заявил, что турецкие учителя, работающие в стране, не будут экстрадированы в Турцию лишь по требованию ее президента. В ходе выступления на пресс-конференции в президентском дворце в Астане, Н.Назарбаев сказал, что его турецкий коллега Р.Т.Эрдоган неоднократно требовал экстрадиции сотрудников казахско-турецких учебных заведений в Турцию.

Казахстанский лидер отметил, что «Лицеи науки и инновации» более известные как казахско-турецкие лицеи, якобы связанные с религиозным движением Ф.Гюлена, принадлежат Казахстану и не имеют никакого отношения к Турции. Кроме того, он подчеркнул, что учителя, работающие в подобных школах в Казахстане, невиновны до тех пор, пока не будет доказано обратное. «Я сказал Эрдогану, что не могу сделать ничего в отношении этих учителей, потому что здесь в Казахстане они не виновны», — сказал Н.Назарбаев. По его словам, турецкие учителя, работающие в казахско-турецких лицеях, писали ему письма о том, что в случае экстрадиции в Турцию им грозит тюремное заключение, насилие и пытки.

Н.Назарбаев подчеркнул, что школы ранее были переведены в доверительное управление Министерства образования Казахстана и не связаны с турецким религиозным проповедником и ученым Ф.Гюленом, которого Р.Т.Эрдоган и правительство Турции обвиняют в организации неудавшейся попытки государственного переворота, предпринятой в прошлом году. «Вина турецких учителей, работающих здесь в Казахстане, не доказана. Если Турция представит какие-либо доказательства, подтверждающие их вину, мы их изучим. Мы просто не можем передать вам невинных людей, а также не можем взять их под стражу, не имея на то оснований. Это мое последнее слово, и оно не подлежит обсуждению. Конец дискуссии», — сказал президент Казахстана.

Одной из основных задач, которую руководство страны решало на внутриполитическом поле, является обновление и реструктуризация в местных администрациях правящей ПСР. Президент страны и лидер ПСР Р.Т.Эрдоган намекнул, что недавние отставки являются частью подготовки партии к выборам в 2019 году, выразив надежду, что она «пройдёт гораздо активнее и динамичнее, что позволит ПСР подойти к выборам с более крепкой структурой».

В последние месяцы турецкий президент неоднократно заявлял, что в руководящих органах правящей партии наблюдается «явная усталость» и ей необходимы существенные изменения. «Тот, кто верит в идею партии, не должен переживать об отставке», — отметил глава государства. Эксперты сочли эти слова намеком на предстоящие серьезные изменения в рядах партии. Реальное развитие событий подтвердили эти предположения. Недавно в отставку ушли мэры Стамбула и Дюздже, в сентябре активно говорили о об отставке мэра Анкары политического тяжеловеса ПСР М.Гёкчека. «На данный момент мы не обсуждаем этот вопрос. Но это не означает, что этого не произойдет в будущем», — сказал Р.Т.Эрдоган журналистам 3 октября, комментируя сообщения о том, что М.Гёкчек входит в число мэров, которые, вероятно, уйдут в отставку. Напомним, что в настоящее время около 884 из 1 тыс. 397 мэрий Турции находятся под контролем ПСР.

Продолжалась борьба властей со сторонниками Ф.Гюлена. Силы безопасности провели в 45 провинциях страны операцию по задержанию 117 офицеров ВС Турции по подозрению в связях с движением этого религиозного проповедника. По версии прокуратуры Измира, которая выдала ордеры на их арест, офицеры проводили тайные переговоры с высокопоставленными членами движения, используя защищенные каналы связи.

Министерство внутренних дел Турции объявило 18 сентября, что только за неделю по подозрению в связях с движением Ф.Гюлена было задержано 774 человека. В отношении 1 тыс. 80 аккаунтов в социальных сетях было инициировано расследование, ещё 16 стали предметом судебных разбирательств по обвинению в размещении постов «распространяющих террористическую пропаганду и восхваляющих террористические организации, а также провоцирующих общество на ненависть, месть, вражду и оскорбляющих государственные органы».

Западные союзники Турции продолжили жесткую критику происходящих в Турции событий, связанных с арестами и судебными процессами над участниками военного переворота в прошлом году. Так, министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн заявил, что «ситуация с правами человека и соблюдением принципов правового государства в Турции сейчас ужасна». Он считает, что в Евросоюзе необходима дискуссия о способах «изменить такое положение дел и способствовать смене вектора» действий Анкары.

Однако, по мнению Ж. Ассельборна, на данный момент большинство стран ЕС не поддержат предложение о приостановке или прекращении переговоров о вступлении Турции в Европейский союз, которое канцлер ФРГ Ангела Меркель намерена вынести на обсуждение на октябрьском саммите ЕС. «Нужно согласие одной трети стран, чтобы Еврокомиссия подготовила доклад на эту тему, и двух третей для прекращения переговоров. Честно говоря, по моим ощущениям, этого не произойдет», — констатировал он. «Важно, чтобы мы сохранили единство в ЕС и могли повлиять на то, чтобы в Турции сохранился зародыш становления правового государства», — отметил глава МИД Люксембурга.

Жан Ассельборн напомнил также о солидной финансовой помощи Евросоюза Анкаре. «Нужно сказать Р.Эрдогану: экономический подъем последних десяти лет был возможен только при участии ЕС», — подчеркнул он, добавив, что две трети всех зарубежных инвестиций в Турции приходятся на долю Евросоюза. «Представим, что эти деньги перестанут поступать. Тогда Турция очень быстро станет другой страной», — предупредил глава люксембургской дипломатии.

Что касается экономического роста Турции, то он составит в 2017 году от 5% до 6%. Об этом заявил вице-премьер Турции Мехмет Шимшек, ссылаясь на данные Института статистики Турции. «Экономика Турции продемонстрировала устойчивый рост, несмотря на внутренние и международные потрясения», — подчеркнул он. Заместитель главы правительства также отметил, что темпы экономического роста замедлились в последние несколько лет, однако ситуацию удалось быстро исправить благодаря эффективным действиям правительства. Напомним, в 2016 году экономика Турецкой Республики выросла на 2,9% и заняла четвёртое место среди стран G-20 после Индии, Китая и Индонезии. Согласно принятой среднесрочной программе на период с 2017 по 2019 год, Турция стремилась достигнуть экономического роста в 4,4%.

Стало известно и о том, что Международное рейтинговое агентство Fitch пересмотрит свои прогнозы относительно роста турецкой экономики. Ответственный агентства по рейтингу развивающихся стран Европы Поль Гембл заявил, что показатели турецкой экономики за второй квартал – весьма высокие, что говорит о целесообразности предпринимаемых правительством мер. Фонд по кредитным гарантиям, который создан для финансового поощрения, способствовал заметному росту экономических показателей, отметил П.Гембл. По его словам, ожидается, что и в третьем квартале в турецкой экономике будет отмечен сильный рост.

Эти данные стали причиной полемики экономических экспертов. Так, второй по величине банк Германии Commerzbank заявил, что официальные показатели экономического роста Турции, опубликованные Турецким институтом статистики, сомнительны и, возможно, являются результатом политического воздействия. В отчёте, опубликованном 19 сентября под названием: «Турция — вы издеваетесь надо мной?», аналитик по развивающимся рынкам Commerzbank Лутц Карповиц поставил под сомнение предоставленные Турцией данные роста экономики. Согласно им, страна оправилась от прошлогодней политической нестабильности и стала одной из самых быстрорастущих экономик в мире.

По мнению Л.Карповица, политические беспорядки в Турции «отравили инвестиционный климат страны», а «проверенные международные данные говорят об обратном». Одна из проблем, волнующих банк, в котором правительство Германии имеет большую долю, является сфера туризма. В прошлом году экономика Турции резко пошла на спад в результате серии террористических атак и попытки государственного переворота, что способствовало оттоку туристов и иностранных инвесторов. Но официальные данные показывают, что в этом году туристическая отрасль вернула утраченные позиции благодаря ослабленному курсу турецкой лиры и улучшению отношений с Россией.

Следует отметить, что в соответствии с последними данными официальной турецкой статистики, в стране отмечается значительный рост инвестиций в основной капитал, объём которых в период с апреля по июнь увеличился на 6%. Commerzbank заявил, что «было бы очень хорошо для Турции, если бы действительно произошло экономическое чудо», однако официальные данные «просто не очень соответствуют текущей ситуации». Турецкий правительственный чиновник сказал, что «просто невозможно», чтобы цифры института статистики подверглись политическому влиянию. Со стороны Института статистики Турции никаких комментариев не последовало.

Вместе с тем, справедливости ради, следует заметить, что Институт статистики Турции обнародует не только оптимистические показатели развития экономики страны. Так, эксперты обратили внимание на данные, опубликованные 6 сентября. В соответствии с ними годовая инфляция в Турции превысила ожидания властей, составив 10,68%. Это означает, что уровень базовой инфляции в стране достиг 13-летнего максимума.

Стоит отметить, что Центральный банк (ЦБ) Турции прогнозировал инфляцию к концу года на уровне 8,7%. Эта проблема стала причиной острых дебатов между президентом Р.Т.Эрдоганом и лидером основной оппозиционной Народно-республиканской партии К.Кылычдароглу, который обвинил главу государства во вмешательстве в работу ЦБ. В то время как руководство ЦБ пообещало придерживаться жёсткой денежно-кредитной политики, президент Р.Т.Эрдоган, назвавший себя «врагом» процентных ставок, настаивает на их снижении с целью стимулирования роста кредитования и расходов.