- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О внутриполитических и внешнеполитических аспектах борьбы Израиля против ядерного соглашения с Ираном

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху не побоялся вступить в открытый конфликт с президентом США Бараком Обамой, пытаясь воспрепятствовать подписанию соглашения о ядерной программе между Ираном и шестью мировыми державами – США, Великобританией, Китаем, Россией, Францией и Германией. Тогда, несмотря на все приложенные усилия и взятые на себя риски, он не смог добиться успеха, договор был подписан в 2015 году. Однако это не остановило израильского лидера, рассматривающего Иран и его ядерную программу в качестве основной угрозы существованию еврейского государства. Следует напомнить о то, что иранское руководство неоднократно заявляло о своем намерении уничтожить Израиль, что привело к тому, что Иран и его ядерная программа однозначно рассматриваются всеми израильскими партиями – как правыми, так и левыми в качестве основной на нынешнем этапе истории угрозы еврейскому государству. Имея столь беспрецедентно широкую поддержку по данному вопросу, премьер-министр Биньямин Нетаньяху со своей стороны недвусмысленно дал понять, что в случае, если не будет другого выхода, Израиль готов в одиночку вступить в вооруженный конфликт с Ираном, хотя последний представляет собой угрозу далеко не только для Израиля.

Смена администрации в Белом доме привела к резкому изменению отношения США к подписанному с Ираном договору. В отличие от своего предшественника, президент Дональд Трамп не скрывает своего крайне отрицательного отношения к упомянутому договору и не исключает возможности введения санкций против Ирана и даже оказания на него прямого силового давления. В этих условиях Биньямин Нетаньяху готов пойти на серьезные уступки американцам в целом ряде вопросов, касающихся отношений с Палестинской национальной администрации (ПНА). Достаточно упомянуть о жестком ограничении строительства в еврейских поселениях Иудеи и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией), из-за чего премьер-министр подвергается все усиливающейся критике со стороны лидеров поселенцев и их сторонников, в том числе и целого ряда министров израильского правительства.  Еще одним существенным пунктом уступок является молчаливое согласие израильского руководства на прямое нарушение президентом Дональдом Трампом обещания, данного им во время избирательной кампании, перевести посольство США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим.

Прямая связь между этими уступками со стороны израильского руководства и иранской угрозой видна в ответах, которые председатель отделения Республиканской партии США адвокат Марк Цель (именно он сумел организовать среди репатриантов из США, проживающих в Израиле, активнейшую кампанию в поддержку республиканского кандидата, которого он представил как искреннего друга еврейского государства, в результате чего на американских избирательных участках в Израиле однозначно победил Дональд Трамп, несмотря на то, что подавляющее большинство американских евреев традиционно голосует за Демократическую партию) дал в понедельник на вопросы корреспондента поселенческого интернет-сайта «Седьмой канал».  В частности корреспондент попросил его разъяснить, как следует понимать недавнее заявление президента США Дональда Трампа о том, что он снова будет думать о переводе посольства из Тель-Авива в Иерусалим «лишь после того, как будет дан шанс для достижения мира между Израилем и палестинцами».

По словам адвоката Марка Целя, проблема состоит в том, что «произошло столкновение между двумя обещаниями, данными президентом во время избирательной кампании,  первое обещание – перевести посольство (из Тель-Авива в Иерусалим – В.Ч.), и это было проще, и он сам все еще хочет выполнить это обещание, но есть второе обещание – заняться иранской угрозой, и из этого происходит столкновение. (…) Чтобы противостоять Ирану, надо построить коалицию, которая будет включать в себя также суннитские государства, а чтобы привести их в коалицию, было важно дать понять их обществу, что есть серьезное продвижение Израиля на палестинском направлении». Из сказанного однозначно следует, что сами руководители суннитских арабских государств не интересуются реальностью положительных сдвигов на переговорах между Израилем и ПНА и не верят в их успех, но они нуждаются в видимости такого сдвига для того, чтобы оправдать в глазах «арабской улицы» свой союз с «сионистским государством».

Словно для того, чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений в данном отношении, адвокат Марк Цель пояснил, что никто не верит, что фантазия о мире с палестинцами будет достигнута скоро, и все занимаются ею сейчас, потому что она уменьшает трения между сторонами. «Достичь мира с палестинцами это нереально, это не при моей жизни, но продвигать контакты и снизить трения с палестинцами это возможно, и факт, что есть признаки продвижения на этом направлении», — сказал он и однозначно пояснил связь между видимостью положительных сдвигов на палестинском направлении и формированием антииранской коалиции: «Есть контакты между ФАТХом и ХАМАСом под эгидой Египта — есть встреча в Эр-Риаде у президента Трампа, и на этой неделе ожидаются ходы США против Ирана».

На вопрос корреспондента, будет ли в таком случае возможность когда-либо в будущем сказать, что исчерпаны все возможности достичь мира между Израилем и палестинскими арабами, ведь уже десятки лет предпринимаются такие попытки, председатель отделения Республиканской партии США в Израиле ответил: «Если вы надеетесь достичь окончательного и всеобъемлющего урегулирования с палестинцами, то вы правы (то есть, это невозможно – В.Ч.). Но если вы пытаетесь достичь гораздо более минорных вещей, как то (сотрудничества – В.Ч.) в области водоснабжения, транспорта и т.п., то есть возможность двигаться вперед, и все мы хотим, чтобы было снижение в уровне трений. В этом вопросе Трамп уже сумел сделать вещи, которые казались недостижимыми уже добрых несколько лет».

Подводя итог ситуации, сложившейся из-за противоречия между двумя предвыборными обещаниями, данными Дональдом Трампом Израилю, адвокат Марк Цель сказал: «Я думаю, что в этом есть и положительные элементы. Конечно, я бы хотел видеть посольство (США – В.Ч.) в Иерусалиме, но что важнее, заниматься иранской угрозой, являющейся экзистенциальной угрозой, или же переводом посольства в Иерусалим? Тот, кто видит весь регион, как премьер-министр Нетаньяху и президент Трамп, понимает, что надо заняться, прежде всего, иранской угрозой».

На вопрос, как президент Дональд Трамп сможет продвигать свои позиции относительно Ирана, если в его собственной партии раздаются голоса, поддерживающие позиции демократов, защищающих ядерное соглашение с Ираном, адвокат Марк Цель ответил:  «Это реальная проблема (…), но есть выборы через год (имеются в виду выборы в Конгресс – В.Ч.), и это может изменить данный партийный аспект. Есть несколько голосов в Сенате, которых не будет через год. Придут новые люди. (…) Относительно же соглашения с Ираном я надеюсь, что мы увидим важный шаг в этом вопросе – президент сделает важный исторический шаг, когда в американском законе будет официально сказано, что Иран не выполняет предписаний соглашения. Это не отмена соглашения, но это вернет вопрос (о соглашении с Ираном – В.Ч.) в Конгресс, который сможет решить, вводить ли еще санкции или нет».

Непрекращающиеся и уже приносящие определенные плоды усилия израильского руководства, направленные на радикальное изменение отношения США к ядерному соглашению с Ираном, вызывают растущее беспокойство лидеров ведущих западноевропейских государств. В этом смысле весьма показателен телефонный разговор, состоявший в понедельник между премьер-министром Биньямином Нетаньяху и его британской коллегой Терезой Мэй. Несмотря на то, что премьер-министр Тереза Мэй считается весьма произраильским политиком (на фоне своего предшественника премьер-министра Дэвида Кэмерона, а также лидеров Франции и Германии – президента Эмманюэля Макрона и федерального канцлера Ангелы Меркель) в упомянутой беседе проявились острые разногласия между сторонами относительно ядерного соглашения в Иране.

Согласно сообщению 2-го канала Израильского Телевидения, в ходе беседы, которую в Великобритании охарактеризовали как «честную и нелицеприятную», Тереза Мэй сказала Биньямину Нетаньяху, что «у британцев нет сомнения в том, что ядерное соглашение — это хорошее соглашение и нельзя отменять его». Британский премьер-министр добавила, что «позиция Израиля может усилить иранскую ядерную угрозу и приведет к региональной нестабильности». Подразумевалось, что Иран и без того крайне неохотно согласился на подписание упомянутого соглашения, а активность Израиля, направленная против него (безусловно, прежде всего, усилия, направленные на то, чтобы побудить американцев отказаться от этого соглашения) спровоцируют Иран к выходу из него. Однако Биньямин Нетаньяху не согласился с Терезой Мэй  и сказал, что «это соглашение надо исправить или отменить. Вы, как и мы, знаете, что невозможно надзирать за ядерными объектами (Ирана – В.Ч.)». Он добавил также, что иранский ракетный проект может поставить под угрозу Европу и таким образом речь идет не только об израильской проблеме.

Вместе с тем, несмотря на упомянутые разногласия между сторонами, оба премьер-министра согласились на том, что «международная общественность должна правильно видеть угрозу, распространяемую Ираном в Персидском заливе и по всему Ближнему Востоку» и что «международная общественность должна работать вместе, чтобы остановить действия Ирана, создающие региональную нестабильность».

Израильские СМИ прямо отмечают, что причиной для этого телефонного разговора стала позиция Израиля, согласно которой следует «исправить или изменить» ядерное соглашение, подписанное в 2015 году между Ираном и 6 мировыми державами. Эта позиция ни для кого не является новостью. Однако теперь к позиции Израиля прислушался Белый дом, и президент США Дональд Трамп уже объявил, что он намерен заявить Конгрессу, что Иран не выполняет пунктов соглашения. В отличие от США и Израиля, который, как уместно напомнить, вообще не является стороной упомянутого соглашения, остальные подписавшие договор с Ираном державы считают, что его следует придерживаться. Важно подчеркнуть, что даже если США объявят о своем выходе из многостороннего соглашения Ираном, это не будет обязывать другие страны, подписавшие его, поступить также. Однако западные европейцы не без оснований опасаются, что нарушение американцами условий соглашения подтолкнет иранцев к тому, чтобы тоже нарушить его со своей стороны. Помимо этого, по мнению израильских комментаторов, западные европейцы опасаются в таком случае возможности введения США санкций против западноевропейских кампаний, торгующих с Ираном.