- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иракский Курдистан: место и роль региона во внешней политике США

В американской геополитике Иракский Курдистан (далее, по тексту, просто «Курдистан», прим. автора) занимает особое место. Это объясняется географическим расположением региона и теми выгодами, которые можно извлечь из его использования в военных и разведывательных целях, наличием ресурсов и возможностей, которые можно достичь и в развитие которых можно вкладываться. Одним словом, получить все политические, экономические и прочие выгоды, проистекающие из близости региона к Ирану, Ираку, Турции, Сирии и Российской Федерации.

Не следует забывать о том, что США стояли у истоков создания региона в его нынешнем виде, и прямо поддержали его провозглашение в начале 90-х гг. прошлого века, когда контроль Багдада над северными провинциями вынужденно ослаб. Этим и объясняется и нынешнее благоволение Вашингтона во всех областях.  Напряженные отношения, существующие между Эрбилем и Багдадом, особенно проблема контроля над, так называемыми, спорными территориями, к которым относятся районы, занятые курдской пешмерга в Киркуке и земли округа Синжар в соседней Ниневии, вовсю используются США для решения собственных целей и задач. И в Курдистане, и в регионе, в целом.

По мере продвижения боевиков «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) к границам курдской автономии в 2012 и 2014 гг., США стали оказывать Эрбилю военную помощь, начали поставки оружия и боеприпасов.

Последовательно и неизменно США стремятся преодолеть разногласия между двумя основными курдскими политическими силами, «демократами» Масуда Барзани и «патриотами», которых до недавних пор возглавлял покойный Джаляль Талабани. Как известно, нюансы отношений между этими двумя партиями и последствия опеки их со стороны США влияют практически на все, что творится в Курдистане и на сопредельных территориях.

В результате приобретенных полномочий и прав, дарованных Курдистану американской агрессией против Ирака в 2003 году, которые были законодательно закреплены в 2005 году, в новой конституции Ирака, написанной под диктовку США, регион, если и не стал американским протекторатом, таковым, правда, с некоторой натяжкой, был тогда весь Ирак, то обрел совершенно особые, специфические отношения с Вашингтоном. Нечто подобное имеет место быть в Косово.  Вполне закономерно, курды, буквально катапультированные американским «хотением» к, практически полной независимости, сразу стали стремится к отделению от Ирака и обретению таковой, де-юре.

Напомним некоторые «предвходящие» пункты, во многом объясняющие отношение Багдада и соседних стран к происходящему в Курдистане.

Во-первых, отношения между арабами и курдами, как двумя этносами исторически и ментально всегда не отличались доброжелательностью. Арабы, при всех внутренних различиях, от Марокко и до любых других мест, вроде Джибути, где разговаривают на арабском языке и хотя бы немного знают историю, курдов не воспринимают как равных себе. И персоналия Салах эд-Дина Аль Айюби, этнического курда, в этом отношении ничего не меняет. Поэтому симпатии, арабской «уммы», как этноса, в случае с Курдистаном, по определению, будут на стороне Багдада. Раскольничество нескольких суннитских племен Киркука и Ниневии, выразивших желание перейти под юрисдикцию курдов объясняется элементарным ситуативным желанием «выбрать меньшее из зол». Большим, для них, по ряду причин, возможно, носящих вполне личный, или даже бытовой, характер, стали отношения с шиитскими отрядами Народного ополчения. Но, это локальное исключение, не влияющее на общее правило – любой среднестатистический араб на земном шаре в этом конфликте будет поддерживать арабов Ирака.

Во-вторых, необходимо учесть, кроме нефти, еще одно обстоятельство. Чтобы там не говорилось, Курдистан при С.Хусейне не был обделен вниманием. Да, он не любил курдов и те не давали ему для этого никаких оснований, но развитие нефтепромыслов невозможно без строительства дорог, прокладки линий ЛЭП, развития городов, сооружения инфраструктуры, линий связи, постройки больниц, магазинов, организации телефонной и телеграфной связи, подготовки специалистов, обеспечения населения услугами бытового характера, продовольствием, наконец, и все это региону было предоставлено. Миллиарды полновесных довоенных динар были вложено в регион. Поэтому, в том числе, многие иракцы, особенно старшее поколение и те, кто служил или работал в Курдистане, испытывают законное чувство обиды, когда все построенное и созданное их руками и за их счет, вдруг, раз, и решило взять и уйти. А посчитать и компенсировать все расходы Ирака на обустройство региона лет, этак за тридцать в Эрбиле не хотят?

В-третьих, ни турки, ни иранцы, ни даже сирийцы, по доброму согласию никогда не воспримут факт создания независимого Курдистана, по очень простой причине. Его географические и этногрфические границы предполагают аннексии значительных территорий у Турции и Сирии, прежде всего, и у Ирана, хоть и меньшие, но если этот процесс перейдет в практическое воплощение, курды будут просто обязаны объединить все курдские земли в единое целое, и, самое главное, — без чего их новообразованное государство будет неполноценным, прорубить коридор к анклаву Африн, а оттуда – к Средиземному морю.  Именно поэтому турки, сцепив зубы, и закрыв глаза на очень многие вещи, стремятся не допустить создания в Сирии единого курдского пространства и заручиться поддержкой туркоманских сирийцев и части протурецких суннитских оппозиционных формирований.

Будь курдские политики едины, тогда бы ситуация развивалась совсем по-другому. Но единства среди них нет и не предвидится, и даже тот же М.Барзани, всего лишь эксплуатирует вековую мечту курдского народа, развязав весь это фарс с референдумом только для одного  – выбить у федералов в Багдаде дополнительные нефтяные квоты.  И он, и покойный Д.Талабани всегда торговали интересами курдского народа.  И, именно поэтому США делают ставку на М.Барзани и ему подобных, прекрасно осознавая, что подвешенное состояние региона, та самая атмосфера «мутной воды», позволяет им прекрасно реагировать на любые изменения обстановки. Понадобится – оказать давление на Багдад. Или – на Анкару. Или – на Тегеран.  Пока в Эрбиле будут править или претендовать на власть коррумпированные кланы, прикрывающиеся лозунгами заботы о народе, руки у Вашингтона будут развязаны. По иронии судьбы и в этом ситуация в регионе в точности повторяет ситуацию в федеральном центре, где в бесконечной схватке за ресурсы и власть сошлись шиитские группировки, а суннитов то используют, то игнорируют, в зависимости от обстановки и конъюнктуры.

С экономической точки зрения нынешний Курдистан тоже вполне устраивает США. Поэтому американские нефтяные компании и не думали никуда уходить во время напряженных сентябрьских дней. Никуда не делись и представители специальных служб США, развернувших в регионе оборудование для ведения радиоразведки и подслушивания в доброй половине ближневосточного региона.

Поэтому в ближайшей обозримой перспективе США продолжат свою политику в Курдистане, направленную на сохранение «статуса-кво» и перевода вопроса о независимости в вялотекущее, не регулируемое состояние, при которой они всегда смогут исполнять роль арбитра и третейского судьи.  Измениться положение дел сможет только после ухода американцев из Ирака, и, соответственно, из Курдистана.

Сама ситуация в Курдистане из фазы обострения медленно переходит в договорную и консультационную. Спикер иракского парламента Салим аль-Джибури, выдержав паузу, направился в Эрбиль, с частным, по его выражению, визитом. Разумеется, спикер парламента может путешествовать как частное лицо. Но только не в случае Ирака, не С.аль-Джибури и не в Эрбиль.  Вероятно, речь пойдет о выстраивании новой «старой» системы сдержек, противовесов и взаимных гарантий, прежде всего в отношении Киркука, поскольку именно там сейчас событийное полотно «тоньше всего» и какая-нибудь случайность, перестрелка у какого-нибудь перекрестка, автозаправки или насосной станции между шиитским Народным ополчением и курдской пешмерга может запустить механизм непредсказуемого развития обстановки. США в этом заинтересованы меньше всего и постараются сделать так, чтобы никто не совался дальше согласованных и назначенных рубежей. А слишком ретивых могут даже немножко побомбить. Как уже не раз случалось в Ираке и в Сирии.