- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Есть ли будущее у турецко-американских отношений?

12 октября турецкие СМИ сообщили о предстоящим визите делегации Госдепартамента США в Турцию для обсуждения визового кризиса между странами. Делегацию возглавит первый заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джонатан Коэн. Отмечается также, что Турция предложила США создать совместную комиссию для преодоления кризиса. Точная дата визита не уточняется.

Насколько турецко-американские отношения находятся в кризисной ситуации ярко показало заявление американского посольства в Турции о приостановлении выдачи неиммиграционных виз во всех дипмиссиях на территории Турции. «Последние события вынудили США пересмотреть обязательства правительства Турции в сфере обеспечения безопасности для сотрудников дипмиссий США. Наше посольство и консульства приостановили работу по выдаче неиммиграционных виз, чтобы уменьшить число посетителей», — говорится в заявлении.  Реакция турецкой стороны не заставила себя ждать. Власти Турции также предприняли симметричные шаги, приостановив выдачу виз для граждан США.

В истории турецко-американских отношениях было много инцидентов, которые приводили отношения до кризисной точки, как например решение Конгресса США о постановлении эмбарго на поставки оружия в Турцию 1970-х годах, или отказ парламента Турции на размещение американских войск на своей территории на турецко-иракской границе в 2003 году. Однако последний по времени кризис уникален во многих отношениях.

Несмотря на острые проблемы в предыдущих кризисах — стороны, также применяя санкции и дипломатические меры, однако старались не выходить за рамки человеческого фактора. Тем не менее на этот раз был нанесен серьезный удар именно по нему, так как запрет на выдачу виз распространяется на все сферы страны от спорта до образования, от культуры до здравоохранения.

Как отмечает турецкий журналист, специалист по международным отношениям Седат Эргин, этим шагом наносится ущерб не только общественной сфере, а так же имиджу Турции, которая стала классифицироваться как страна, граждане которой могут быть объектом подобного запрета.

В этой связи примечательно, что США ранее применяли подобные меры по отношению таких стран, как Ливия, Иран, Северная Корея и т.д. На этот раз США запрет был введен против члена НАТО, что свидетельствует о том, что отношения в альянсе находятся в тяжелой ситуации.

«Можно сказать, что альянс между Турцией и США отсутствует, он существует только на бумаге. Сложилась абсурдная ситуация, когда две страны одного альянса, при том оборонного, которые официально обязались защищать друг друга в случаи нападения на одного из них, теперь ввели запрет на визы граждан», — пишет Седат Эргин.

Очевидно, что Анкара не смогла предвидеть насколько тяжелыми будут последствия арестов официальных сотрудников консульства в Стамбуле, хотя формально закон нарушен не был, так как задержанные были турецкими гражданами. «Широко известно, что в последнее время отношения США и Турции переживают резкий спад, но никто не ожидал запрета на выдачу виз. Вот почему новость, которая пришла поздно вечером в воскресенье, сильно потрясла рынки», — пишет преподаватель экономической журналистики Эрдал Саглам.

Турецкая лира рухнула на 4% на фоне политического обострения между Турцией и США. Это самое сильное падение с момента неудавшегося госпереворота летом 2016 г.

Существуют множество причин, почему эти два давних союзника — США и Турция,  дошли до этого уровня напряженности в отношениях. Но стоит обратить внимание на то, что это ухудшение началось еще в середине 2013 года во время протестов в парке Гези. С самого начала Вашингтон, а затем посол США в Анкаре Фрэнк Рикардоне призвал турецкое правительство прислушаться к требованиям людей, которые вышли на улицы, и не использовать непропорциональную силу против протестующих.

Реакция Анкары была предсказуемой. Турецкие официальные лица утверждали, что за событиями стоят некоторые крупные западные державы с целью ослабить правящую Партию справедливости и развития (ПСР) и Турцию.

В 2013 году, когда в Турции разразился большой коррупционный скандал в следствии которого было уволено 4 министра, президент Турции Р.Т.Эрдоган объявил, что это заговор против Турции организованный США и еврейским лобби, а проправительственные СМИ, утверждали, что посол Ф.Рикардоне за несколько дней до начала расследования организовал встречу с послами ЕС в Анкаре в ходе чего заявил: «Мы сказали им ограничить отношения с Ираном. Они не послушали нас. Теперь вы станете очевидцами падения империи». Американская сторона, естественно, опровергала данную информацию.

Сегодня турецкие официальные лица и представители общественности беспощадно критикуют посла США в Турции Джона Басса. Главный редактор газеты «Йени Шафак», считающееся рупором ПСР, Ибрагим Карагюль пошел еще дальше, обвинив Д.Басса в том, что «он ответственен за все убийства совершенные в ночь попытки переворота», а последние действия США — это «необъявленная война Турции».

Как и в 2013 году, сейчас Р.Т.Эрдоган основную ответственность за кризис в отношениях возлагает на американского посла, и по мнению эксперта по внешней политики Турции Серкана Демирташа, президент Турции предпочитает всю вину возложить на Д.Басса, чтобы оставить место для маневра и продолжения переговоров. Открытое послание Р.Т.Эрдогана адресованный администрации США о необходимости политического диалога следует интерпретировать в этом контексте.

В турецко-американских отношениях немаловажную роль играет судебное дело Резы Зарраба, иранского предпринимателя, который в обход санкций США перевозил золото в Турцию при помощи фиктивных документов взамен иранских нефти и газа. Американские прокуроры добавили к делу Р.Зарраба коррупционное расследование «Большая взятка», которое было закрыто в Турции. Позже в Нью-Йорке был арестован в рамках этого же дела заместитель генерального директора «Халк Банк» (через этот банк были проведены операции по отмыванию денег) Хакан Атилла. А также в качестве подозреваемых по этому же делу были объявлены в розыск экс-министр экономики Зафер Чаглаян и генеральный директор «Халк Банк» Сулейман Арслан.

Примечательно, что жена турецкого президента Эмине Эрдоган так же вовлечена в это дело. Р.Зарраба, так как он  150 раз сделал пожертвование фонду «ТОГЕМ-ДЕР», основателем которой является Эмине Эрдоган.

Важно подчеркнуть, что по сравнению с предыдущими кризисными ситуациями, сегодня турецко-американское противостояние является отражением более структурного, концептуального конфликта между Анкарой и Вашингтоном. Сотрудничество в стратегическом уровне практически исчезло и все большее число людей в Вашингтоне подвергает сомнению ценность альянса с Турцией.

В двухсторонних отношениях переломным событием, безусловно, стала попытка переворота 2016 года в Турции, в организации которой турецкие власти обвиняют исламского проповедника, живущего в американском штате Пенсильвания, Фетхуллаха Гюлена. Несмотря на многочисленные запросы Турции США не намерены выдать врага номер один Р.Т.Эрдогана, и это обстоятельство послужила еще одним важным фактором для эскалации напряжения в отношениях давних союзников.

Американские СМИ пишут о том, что аресты сотрудников американской дипмиссии в Турции были организованны именно для того, чтобы создать основу для обмена на Ф.Гюлена. Интересно, что некоторые турецкие обозреватели считают, что такой сценарий имеет место быть.

В последний период столкновение турецких и американских интересов на сирийском фронте становится все более ярко выраженным. Турецкие власти не однократно требовали от США прекратить поставку оружия курдским Отрядом народной самообороны (ОНС), которую Турция считает сирийским военным крылом Рабочей партии Курдистана (РПК). США, в свою очередь, обеспокоены тем, что Турция примкнула к лагерю возглавляемой Россией, которая поддерживает правительство президента Башара Асада.

Советник Р.Т.Эрдогана Бурхан Кузу критикуя поддержку США «курдским террористическим группировкам», отметил: «Вашингтон, предположительно, наш союзник, однако поддерживая ОНС и РПК, он нацеливается на создание курдского коридора на востоке Турции. Военная операция Турции «Щит Евфрата», в свою очередь, была направлена на предотвращение появления такого коридора».

В последний период турецкие аналитические круги все чаще стали писать о «неоднозначности» американской внешней политики, обвиняя ее «в непоследовательности, привлекшей к хаосу в регионе».

Хасан Басри Ялчын, директор Фонда политических, экономических и социальных исследований в Анкаре (SETA), в статье «Отсутствие согласованности во внешней политике США» отмечает, что несмотря на то, что  США открыто не критикуют переговоры в Астане, однако США не чувствуют себя комфортно в этой связи, поскольку это означает усиление роли России, Турции и Ирана в ближневосточном регионе. «Самый последний пример американской внешней политики на Ближнем Востоке показывает, что у них нет разработанной стратегии, а просто история неудач. Всего два дня назад Пентагон объявил о своей поддержке турецкой военной операции в Идлибе и о поддержке переговоров в Астане. Сегодня посольство США объявило, что приостановит выдачу виз гражданам Турции. Это было неожиданно». В конце своей статьи он добавляет: «какофония диктует природу американского подхода. Это лишь естественный результат: отсутствие сильного политического руководства является причиной отсутствия согласованной стратегии».

Аналитики и бывшие дипломаты обеих стран согласны с тем, что этот кризис является беспрецедентным, что заставило многих задуматься, есть ли у «стратегического партнерства»  Турции и США будущее.

Филипп Гордон, бывший помощник госсекретаря США, считает, что «отношения, вероятно, не подлежат урегулированию». Ф.Гордон утверждает, что «обе страны обнаруживают, насколько принципиально расходятся их основные интересы безопасности».

Учитывая всю важность турецко-американских отношений нужно учесть, что так или иначе, Анкара и Вашингтон нуждаются в друг друге, а от ухудшения отношений не выиграет ни одна сторона.