- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации в Марокко (сентябрь 2005 г.)

Обострение ситуации вокруг испанских анклавов Сеута и Мелилья в связи с многочисленными попытками незаконных иммигрантов — главным образом выходцев из стран южнее Сахеля — проникнуть на эти территории стало главным событием сентября в королевстве.

Обстановка вокруг анклавов начала накаляться с первых дней сентября, когда многочисленные группы африканцев стали раз за разом предпринимать попытки силового проникновения в эти испанские города. Ничего нового в этом в общем то не было. Как объявил 1 сентября представитель испанской Гражданской гвардии, за восемь месяцев 2005 г. было зарегистрировано около 12 тысяч попыток массового проникновения иммигрантов в одну только Мелилью. Сотни кандидатов в иммигранты, ожидая удобного случая, разбили полевые лагеря у границ анклавов на марокканской территории. Примерно 200 человек из них смогли в итоге прорваться на «землю обетованную».

Подобный всплеск попыток незаконной иммиграции через испанские анклавы связан в первую очередь с тем, что Испании и Марокко совместными усилиями удалось значительно уменьшить число попыток проникновения в Европу через Гибралтар с помощью различных плавсредств. Кроме того, пойти на штурм иммигрантов подтолкнуло решение Мадрида увеличить с 3 до 6 метров высоту проволочного забора. Работы начались в 2004 г. и должны завершиться к февралю 2006 г.

В ночь с 26 на 27 сентября на штурм проволочного забора высотой 3 метра, окружающего Мелилью, пошли около 500 кандидатов в иммигранты. Примерно 100 из них смогли проникнуть на территорию анклава. Аналогичные попытки делались и в последующие ночи. Только в ночь с 27 на 28 сентября под резиновыми пулями погибли по меньшей мере шесть иммигрантов — по три с каждой стороны границы. В ту ночь на штурм границы пошли по меньшей мере 1000 человек, из них 300 удалось проникнуть в анклав.

Проблема противодействия незаконной иммиграции стала центральной на переговорах между главами правительств Испании и Марокко, прошедших 29 сентября в Севилье.

Иммигранты нашли несколько лазеек в испанском законодательстве, которые позволяют им остаться в Европе даже в случае, если их отловят испанские полицейские. Во-первых, законодательство запрещает выдворять несовершеннолетних, если у них на родине не найдены родители. Во-вторых, высылке не подлежат женщины с детьми. В итоге представители этих двух категорий в настоящее время составляют значительную часть потенциальных иммигрантов. Оказавшись в Европе, через некоторое время они начинают действовать по программе «воссоединения семей», что в долгосрочной перспективе угрожает Старому Свету изменением демографической ситуации.

Лидер испанской оппозиции Мариано Рахой тут же заявил, что нашествие иммигрантов на Мелилью якобы осуществляется при негласном содействии марокканских властей. «Мы знаем, что тысячи иммигрантов были доставлены железнодорожным и автомобильным транспортом к Сеуте и Мелилье, затем им позволили разбить лагеря. Подготовка операции по пересечению границы немыслима без содействия этих властей», — утверждал он.

События на антитеррористическом фронте в сентябре вновь продемонстрировали определенную двойственность в подходах Рабата к данной проблеме. 6 сентября марокканские власти освободили Бурики Бухту — имама марокканского происхождения, ранее выдворенного из Италии за исламистскую пропаганду на основании новых законов о борьбе с терроризмом, принятых в этой стране после терактов в Лондоне 7 июля. Иначе марокканская полиция повела себя в отношении итальянского журналиста из газеты «Република», прибывшего в Марокко для подготовки статьи про высланного имама. Его задержали и подвергли допросу в связи с «возможными связями с экстремистскими кругами».

Тем временем в Марокко продолжали «отмечаться» те, на кого направляется исламистская пропаганда. 10 сентября стало известно, что в Касабланке молодой марокканец напал с ножом на 60-летнюю гражданку Польши и нанес ей многочисленные колотые ранения. Нападавший, личность которого не раскрывалась, после задержания заявил, что напав на беззащитную женщину, совершил «акт джихада». При обыске у него в жилище полиция обнаружила исламистскую литературу, призывавшую к «священной войне». Как это бывало и раньше, полиция утверждала, что речь шла об экстремисте-одиночке, не связанном с какой-либо исламистской организацией.

23 сентября в Марокко было объявлено о предстоящем визите в страну министра иностранных дел Израиля Сильвана Шалома. Дата визита держится в секрете, судя по всему — чтобы не возбуждать исламистов.

Как известно, год спустя после заключения в 1993 г. соглашений в Осло между Израилем и ООП Израиль открыл в Рабате Бюро по связям. В 1995 г. Марокко открыло аналогичное по уровню диппредставительство в Израиле. Однако в октябре 2000 г. Марокко приостановило работу своего представительства в Израиле в знак протеста против репрессий, которым подверглись палестинцы. Возможно, возобновление работы Бюро по связям будет одной из тем переговоров, которые проведет глава МИДа Израиля в Марокко.

В последние дни сентября состоялся важный визит еще одного зарубежного гостя, кстати, уроженца Рабата — премьер-министра Франции Доминика де Виллепена. В ходе визита стороны приняли ряд важных решений, «стоимость» которых оценивается в 600 млн евро. В частности, Марокко приняло решение не закупать в США истребители Ф-16, а модернизировать во Франции состоящие на вооружении королевских ВВС 27 истребителей «Мираж Ф1». В частности, самолеты предполагается оснастить современной РЛС, адаптировать их к новым видам бортового оружия. Стоимость контракта — 350 млн евро. Французская компания «Талес» получила контракт стоимостью 120 млн евро на изготовление новых сверхзащищенных удостоверений личности марокканцев.

17 сентября марокканские СМИ сообщили о необычном уголовном преступлении — краже имущества из королевского дворца в Марракеше. По этому делу были арестованы 18 человек. Один из них скончался в участке, в результате чего властям пришлось оправдываться и отвергать утверждения марокканской «улицы», согласно которой он якобы умер под пытками. Дальше — больше. Были вскрыты аналогичные кражи из королевских дворцов в Агадире и Рабате. Только в столице были арестованы десять человек. Одним из скупщиков краденого оказался Фадель Ираки — владелец страховой компании и главный акционер двух проправительственных еженедельников «Журналь эбдо» и «Ас-Сахива». У него дома были обнаружены, в частности, 138 хрустальных фужеров с монограммой покойного короля Хасана П.

Из экономических новостей следует отметить публикацию ежегодного доклада МВФ о экономической ситуации в Марокко. В этом документе, в частности, отмечалось, что «хотя действующая бюджетная политика и уровень долга не создают каких-либо рисков для экономической стабильности на краткосрочную перспективу, эта политика в случае ее продолжения в долгосрочном плане может привести к сдерживанию экономического роста». Эксперты МВФ рекомендуют Марокко заняться ускоренным развитием отраслей, не связанных с сельским хозяйством. Они предлагают реформировать налоговую систему путем снижения налогового бремени, упростить таможенные процедуры, заняться либерализацией других секторов экономики, как это было сделано с телекоммуникациями и туризмом. Все эти меры, считают эксперты МВФ, должны повысить доверие инвесторов к Марокко.

21 сентября в Москве было достигнуто соглашение между министерствами сельского хозяйства России и Марокко о создании совместного рабочего комитета по торгово-экономической деятельности. На встрече министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева и министра внешней торговли Марокко Мустафы Мешаури, как сообщил журналистам глава Минсельхоза, «речь шла об укреплении торгово-экономических отношений в области сельского хозяйства, имея в виду экспорт цитрусовых из Марокко в Россию и поставки российских зернопродуктов в Марокко». «Мы также предложили рассмотреть возможность участия российских компаний в строительстве ирригационных объектов на территории Марокко», — добавил Гордеев.