- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов ракетной программы Исламской Республики Иран

В свете нарастающей конфронтации между Вашингтоном и Тегераном представляется необходимым обратить внимание на работу иранских конструкторов, инженеров и ракетостроителей, за которыми внимательно наблюдают как американские, так и китайские специалисты.

По данным китайских источников, иранские ракетостроители с 2008 г. ведут активные работы по повышению надежности, точности и дальности БРСД. Так, в 2015 г. начались испытания новой ракеты под обозначением «Седжиль-2», которую оснастили новой головной частью повышенной точности «Эмад-2» (максимальная дальность пуска 800 км). Конечно, одновременно иранские специалисты ведут работы по совершенствованию баллистических ракет малой дальности под обозначением Qiam-1,  представляющие собой уже четвертое поколение ракет «Фатех-110», обладающих максимальной дальностью пуска 300 км.

Кроме того, в арсенале ракетных подразделений ВС ИРИ и КСИР находятся БРСД «Шахаб 3Б» (по некоторым данным «Шахаб 3М»), которые при массе головной части 700 кг. обладают максимальной дальностью пуска 1800 км. На базе данной ракеты была разработана базовая модель другой БР «Гадр» и в последствии ее модификации «Гадр Е», «Гадр Ф».

Как отмечают китайские специалисты, при создании всех последних моделей БРСД иранские конструкторы используют северокорейские копии советских жидкостных двигателей 4Д10 от баллистических ракет повышенной дальности «Хвасон-10» (также известна под обозначением ВМ-25, максимальная дальность пуска, по разным оценкам варьируется от 2800 до 3000 км.).

Как известно, в сентябре 2017 г. в Исламской Республике Иран вниманию широкого круга наблюдателей была представлена новая баллистическая ракета средней дальности (БРСД) «Хоррамшахр», которая по заявлениям иранских военных обладает дальностью 2000 км и способна поражать объекты военной инфраструктуры в ключевых странах Ближнего Востока. Следует отметить, что указанная БРСД размещается на колесной пусковой установке – полуприцепе, которую к месту пуска доставляет гражданский седельный тягач марки «Мерседес» или «Вольво».

Подобное обстоятельство отрицательно влияет на боевую устойчивость всей ракетной системы, поскольку в условиях современного вооруженного конфликта подвижной грунтовый носитель баллистической ракеты должен обладать возможностью перемещения вне дорог с асфальтобетонным покрытием, и преодолевать некоторые типы преград. Вероятно, иранские военные рассчитывают определенным образом маскировать пусковую установку и при этом не съезжать с дорог общего пользования.

 

При анализе фотоматериалов представляется возможным отметить, что у ракеты «Хоррамшахр» отсутствуют внешние рулевые поверхности, что позволило снизить стартовую массу и заметность для радиолокационных станций вероятного противника. Китайские конструкторы отмечают, что если иранские специалисты успешно освоили производство внутренних рулей, а также располагают технологией изготовления композитных корпусов ракет. В перспективе это позволит им увеличить массу головной части (ГЧ).

По оценкам обозревателей китайских специализированных военно-технических изданий, иранские конструкторы и металлурги освоили технологию производства керамического теплозащитного покрытия, которое успешно защищает ядерную головную часть (ЯГЧ) от перегрева даже при скорости 15 МАХа.

В случае если северокорейские партнеры поделятся с иранскими конструкторами технологическими решениями, то вполне вероятно, что в обмен на нефть и нефтепродукты официальный Пхеньян передаст Тегерану технологию изготовления компактных ядерных/плутониевых ГЧ, а также ложных целей. По оценкам китайских специалистов, разработка последнего компонента – это процесс достаточно сложный и требует большого количества пусков, а значит серьезных затрат, что пока не позволительно для Тегерана или Пхеньяна в свете активного экономического противодействия стран Запада.

Конечно, для БРСД в обычном снаряжении необходимо разрабатывать и фугасные или проникающие кассетные части, которые позволят без опасных последствий поражать технику и объекты вероятного противника.

По данным китайских специалистов, иранские и северокорейские специалисты с начала 1990-х гг. тесно сотрудничают между собой и с двигателестроителями из Украины. Так, для создания первой ступени современных баллистических ракет Тегеран и Пхеньян использует двигатель РД-216, которые в сочетании с копиями жидкостного двигателя 4Д10 (от советской БРПЛ Р-27) для второй ступени обеспечивают гарантированную дальность пуска более 3000 км при массе ГЧ не более 500 кг.

Как показали многочисленные пуски баллистических ракет в КНДР и ИРИ, именно советские разработки обеспечивают ракетному оружию возможность маневрировать на активном участке полета. Следует отметить, что иранские и северокорейские конструкторы модифицировали указанные выше ракетные двигатели, а именно вместо двух маневровых камер установили четыре, что гарантирует стабилизацию ракеты при старте с мобильной пусковой установки без дополнительных опор.

С учетом вышесказанного, необходимо указать, что кроме баллистических ракет малой и средней дальности иранские ракетчики постоянно работают над совершенствованием крылатых ракет, поскольку на примере сирийской операции ВС РФ убедились, что данный тип вооружения позволяет наносить высокоэффективные удары по объектам противника на большой дальности. Иранские специалисты выражают надежду более детально ознакомиться с конструкцией российских ракет «Калибр», которые ОПК РФ поставляет в ВС иностранных государств под обозначением «Клаб». В настоящее время в арсенале ракетных подразделений ВС ИРИ и КСИР находятся КР «Сумар» и «Мешкат», заявленная максимальная дальность пуска которых составляет 2000 км, однако до сих пор их тактико-технические характеристики не доступны иностранным специалистам, а по данным китайских источников, иранские ракетчики еще не проводили испытания данных КР.

С учетом тесного сотрудничества иранских и северокорейских специалистов, самым опасным для вероятного противника может стать вполне внезапное появление в Иране противокорабельных баллистических ракет, которые в КНДР известны под обозначением «Хвасон-7». Известно, что на вооружении Ракетных Войск НОАК находятся аналогичные ракеты под обозначением «Восточный ветер 21Д». Указанные противокорабельные БР обладают дальность пуска 1800-2100 км, оснащены высокоточными разделяющимися фугасными ГЧ повышенного могущества, развивающими скорость 8 МАХа. Именно высокая скорость делает невозможным их поражение современными средствами корабельной системы ПВО ВМС США.

Проведенный анализ прогресса ракетных разработок в Иране и КНДР позволяет предположить, что через три или пять лет официальный Тегеран вполне будет способен провести испытания баллистической ракеты увеличенной дальности.