- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Проблема установления границы на морском шельфе между Израилем и Ливаном. Часть 1

Где Ливан ищет газ?

В 2013 году правительство Ливана опубликовало тендер на проведение геологоразведочных работ в своих территориальных водах. Сообщалось, что на первом этапе на конкурс было выставлено 4 блока, в том числе 1, 4, 9 и 10, а на втором этапе планировалось выставить и остальные шесть.

Сообщалось, что заявки на участие в тендере подали 53 компании из 25 государств. При этом большинство из участников тендера ранее отказывались принимать участие в аналогичных проектах в Израиле. При этом основным мотивом отказа в израильском тендере — нежелание портить отношения с арабскими партнерами и наличие серьезных бюрократических и юридических препон.  Среди компаний были крупнейшие мировые нефтедобывающие концерны Royal Dutch Schell, Chevron, Exxon Mobile, Total, ENI, Statoil, Роснефть.

В результате проверки проведенной Министерством энергетики Израиля границ лицензий, выставленных правительством Ливана на торги, выяснилось, что частично Блок 9 и практически полностью Блок 8 попадает на спорную территорию, на которую так же претендует Израиль.

При этом блок 9 расположенный в самой южной ливанской лицензии, считается наиболее перспективным с точки зрения вероятности обнаружения запасов энергоносителей. Ведь «теоретически» найденные в Израиле газовые месторождения «Левитан», «Танин» и «Кариш», прилегают к блоку 9, о чем в своё время неоднократно заявляли власти Ливана, ссылая на то, что Израиль добывает их газ.

Стоит отметить, что ранее во время объявления конкурсов Израиль воздерживался от выдачи лицензий на поиск нефти и газа в прилегающих к границе с Ливаном экономических водах. Хотя по мнению экспертов, такая «затяжка» с выдачами лицензий Израилем может негативно сказаться на его позиции в случае передачи вопросв по поводу спорных территорий в международные судебные инстанции, ведь получалось, что Израиль как бы де-факто признает эту территорию спорной, а возможно и не своей.

 Проблемная граница между Израилем и Ливаном

 Одной из проблем является вопрос израильских границы, которые в большей части сегодня существуют де-факто, но не урегулировании де-юре. Резолюция ГА ООН № 181/11 от 29 ноября 1947 года, которая не была признана арабскими странами и не была ими выполнена, остаётся единственным международно-правовым документом, в котором зафиксирована территория еврейского государства.

Стоит отметить, что сухопутная граница между Израилем и Ливанам официально не урегулирована, хотя установлена сразу после даты провозглашения Государства Израиль, а точнее после первой арабо-израильской войны (Войны за Независимость 1948-1949 гг.), в которой ливанские вооружённые силы не оказали существенного влияния на исход войны. По окончании боевых действий была фактическая определена граница между Израилем и Ливаном, так называемая «голубая линия», признанная ООН, однако остаётся спорной территория фермы Шебаа в районе Голанских высот. И в дальнейшем не смотря на многочисленные военные конфликты между этими странами граница практически не изменялись и не вызывали особых споров.

В тот период понятие морских границ практически ни кем из стран не рассматривалось, де-факто подразумеваясь, что она является продолжением сухопутной границы. Впервые вопрос о точном прохождение морской границы возник в 1982 году, когда в международное морское право были внесены коррективы и принята новая морская конвенция United Nations Convention on the Law of the Sea. Однако в тот момент спорт Израиля с ее арабскими соседями из-за границ носил чисто политический характер.

Фактически Ливан заинтересовался координатами морской границей с Израилем только после того, как стало известно, что на израильском шельфе обнаружены крупные месторождения газа «Тамар» и «Левиафан». Из Бейрута тут же заявили, что часть месторождений принадлежит Ливану. Иерусалим отверг эти претензии.

История проблемы морской границы

Вот уже в течение многих лет Израиль и Ливан не могут договориться о морской экономической границе между ними.  В августе 2010 года Департамент ООН по океанам и морским делам опубликовал официальное заявление об определении израильско-ливанской границы, на основании ливанского предложения. Ливанская разграничительная линия была расположена на значительном расстоянии к югу от израильской разграничительной линии и противоречила договору о демаркации границы между Израилем и Кипром, которую Ливан сам подписал с Кипром в 2007 году.

Как объяснял эксперт по морской географии в Тель-Авивском университете профессор Гидеон Бигер главная проблема это несогласие относительно угла границы по отношению к береговой линии. «Вопрос заключается в том, наземная граница между Израилем и Ливаном проходит в районе Рош ха-Никра с очень изогнутой береговой линией. Согласно ливанскому варианту, морская граница должна быть продолжением сухопутной и продолжаться в море по прямой с востока на запад.  По израильской версии морская граница находится под углом 90 градусов к берегу, и поскольку побережье в этой точке изогнуто, линия должна быть продолжена на северо-запад».

Таким образом, из-за разногласий на угол всего в несколько градусов морская граница протяженностью в 150 километров до территориальных вод Кипра, создает огромную спорную площадь с потенциальными энергоресурсами ресурсами на миллиарды долларов.

Хотя подобные проблемы не единичная в мире. Подобные споры имели место между Индией, Бангладеш и Мьянмой в 2009 году, между Мальтой и Ливией в 1985 году, между Малайзией и Сингапуром в 2003 году. Норвегия и Дания спорили в 1993 году о границах исключительной экономической зоны. Тот же Кипр имеет взаимно утвержденную морскую границу экономической зоны и с Израиле и с Ливаном, но до сих порт имеет проблему с Турцией.

Конвенция по морскому праву устанавливает правила, на которых основываются соглашения между государствами, однако, как отмечал адвокат Тами Ганот Розенштрайх, директор морского подразделения Союза защиты окружающей среды Израиля «если вы рассматриваете правила договора и относитесь к Кипру как к государству, его морские границы фактически закрывают весь морской путь Турции. Турция дала понять, что эти владение является турецким, и, насколько мне известно, нет дипломатического способа для этого решения».

Приложение

Карта с трактовкой израильского и ливанского варианта морской границы

[1]