- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: данные о выпуске офицерских курсов

Во вторник в Офицерском училище ЦАХАЛа им. генерал-полковника Хаима Ласкова в Мицпе-Рамоне (в обиходе именуется также БАХАД-1) состоялась торжественная церемония 49-го выпуска офицерских курсов Сухопутных войск. В ней приняли участие министр обороны Израиля Авигдор Либерман, лидер партии «Наш дом – Израиль»; заместитель начальника Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-лейтенант Авив Кохави, начальник Офицерского училища полковник Гур Шрайбман и другие высокопоставленные армейские чины.

[1]

Эмблема Офицерского училища ЦАХАЛа им. генерал-полковника Хаима Ласкова

Следует отметить, что в Офицерском училище им. Хаима Ласкова готовят офицером ЦАХАЛа всех родов войск, кроме офицеров ВВС и морских офицеров. Для подготовки офицерских кадров ВВС (за исключением боевых летчиков, которых готовят непосредственно на летных курсах) и ВМС ЦАХАЛа существуют Офицерское училище ВВС (известно под абревиатурой БИСЛАК) на военно-воздушной базе в Увде и Училище военно-морских командиров в Акко. Что касается Офицерского училища им. Хаима Ласкова, то курс офицеров сухопутных войск — лишь один из действующих в его рамках офицерских курсов. Он именуется также «специализация ЛАХАВ» (в прошлом именовался «курс пехотных офицеров»). В его рамках проходят подготовку только офицеры боевых специальностей сухопутных войск.

[2]

Эмблема Офицерского училища ВВС ЦАХАЛа в Увде

[3]

Эмблема Училища военно-морских командиров в Акко

Как было сообщено в израильских СМИ, в рамках 49-го выпуска курс офицеров Сухопутных войск успешно закончили 410 курсантов. 47 из них – женщины. Следует пояснить, что нынешний начальник Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковник Гади Айзенкот активно (и не смотря на острую критику) проводит политику совместной службы мужчин и женщин и приема женщин на боевые должности в ЦАХАЛе (до 2005 года у ЦАХАЛа было отдельное женское офицерское училище). Тот факт, что более 10% выпускников курса боевых офицеров сухопутных войск ЦАХАЛа составили женщины не может не обратить на себя внимания, поскольку в прошлом ЦАХАЛ последовательно проводил политику удаления женщин-военнослужащих из зоны непосредственных боевых действий. И сейчас многие в Израиле (в том числе высокопоставленные офицеры в запасе и в отставке) резко высказываются против службы женщин в пехоте и в бронетанковых частях, считая, что она приносит больше ущерба боеспособности, чем пользы. Некоторые открыто называют эксперименты совместной службе мужчин и женщин в качестве бойцов показухой. Тем не менее, несмотря на острейшую полемику, ведущуюся по этому поводу в израильском обществе, налицо некоторые (хотя и весьма скромные) практические результаты политики гендерного равноправия на военной службе. В первую очередь в этом контексте следует упомянуть пехотный батальон «Каракаль», в котором на боевых должностях служат как юноши, так и девушки.

Если говорить о городах, из которых происходят выпускники курса офицеров Сухопутных войск ЦАХАЛа, то на первых местах по этому показателю находятся Иерусалим, Хайфа, Петах-Тиква и Ришон-Лецион. Обращает на себя внимание тот факт, что в этом списке нет Тель-Авива — 438 818 жителей по официальным данным 2016 года. Следует отметить, что во всех перечисленных городах, кроме Иерусалима, население намного меньше. Что же касается Иерусалима, то его население по данным за тот же год составляло 882 652 челок. Однако одну треть из них составляли арабы, которые в армии не служат совсем, а другую треть – ультраортодоксальные евреи, которые в своем большинстве в армии не служат тоже, тем более в качестве офицеров. На первое место в упомянутом списке Иерусалим, несомненно, вышел благодаря приверженцам религиозного сионизма, также составляющих заметную группу в населении официальной столицы Израиля. Нет в упомянутом списке и ближайших крупных пригородов Тель-Авива – Рамат-Гана, Бат-Яма, Холона, Гиватаима. Это обстоятельство, безусловно, объясняется сравнительно низкой мотивацией к существенной армейской службе среди жителей считающегося не без оснований оплотом пост-сионизма и левых партий Тель-Авива.

51% выпускников курса офицеров сухопутных войск — уроженцы городов. Это намного меньше, чем доля городского населения в населении Израиля в целом, составляющая на сегодняшний день порядка 90%.  Из поселений сельского типа, не являющихся кибуцами (в том числе из поселений Иудеи и Самарии), происходят 39% выпускников, а 10% из них- уроженцы кибуцов. По данному поводу следует сказать, то ЦАХАЛ является важнейшим социальным лифтом израильского общества. Получение офицерского звания в нем весьма престижно. Соответственно высокая доля выходцев из сельских населенных пунктов среди выпускников офицерских курсов не должна удивлять. Можно предполагать (хотя соответствующие данные не были обнародованы), что и доля выходцев из мелких населенных пунктов городского типа среди них непропорционально велика. К этому следует добавить крайне высокую мотивацию к службе в армии среди поселенцев Иудеи и Самарии, порядка половины которых придерживаются идеологии религиозного сионизма.

Особо следует упомянуть о том, что бросается в глаза и высокая доля кибуцнков среди выпускников офицерского курса. Она многократно превышает долю жителей кибуцов в населении Израиля. В прошлом доля кибуцников среди офицеров ЦАХАЛа была еще выше. Кибуцники представляли собой старую, прочно связанную с социалистическим сионистским истеблишментом элиту израильского общества и играли ведущую роль в его армии. Следы этого исторического явления дают о себе знать до сих пор.

С влиянием сионистской идеологии на мотивацию молодежи идти на офицерские курсы (особенно на курсы боевых офицеров) связан и следующий показатель: 65% из выпускников курса офицеров Сухопутных войск до призыва в армию были членами различных молодежных движений, а 37% из них являются выпускниками подготовительных предармейских курсов (как правило, религиозно-сионистских) или военизированных  иешив («ешивот-хесдер») или посвятили год перед призывом гражданской службе в рамках молодежных движений.

Интересен и следующий факт: 63% выпускников курса офицеров Сухопутных войск этого года происходят из семей, по меньшей мере, один из членов (отец, брат, мать, сестра) которых был в прошлом или является сейчас офицером ЦАХАЛа.

Что касается сугубо географического распределения, то 57% выпускников офицерских курсов Сухопутных войск происходят из центра страны (в это понятие в Израиле включается, прежде всего, Большой Тель-Авив и Иерусалим с пригородами), 28% — с севера, а 15% — с юга Израиля. Эти цифры более или менее соответствуют показателям распределения еврейского (подавляющее большинство военнослужащих ЦАХАЛа составляют евреи, хотя среди них есть и представители национальных меньшинств, прежде всего, друзы) населения по стране.