- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новые перспективы сделки Израиля и ХАМАС по возврату израильских граждан

Темой, получившей особую актуальность в связи с переговорами о примирении между ФАТХом и ХАМАСом, а также визитом делегации последней группировки в Тегеран, остается вопрос возвращения Израилю тел двух военнослужащих ЦАХАЛа и трех граждан, удерживаемых в секторе Газа. Открывая в понедельник зимнюю сессию четвертого года работы нынешнего состава парламента, спикер Кнессета Ю.Эдельштейн сказал: «наши требования к палестинскому руководству остаются неизменными: отправьте наших мальчиков обратно домой!».

Недавно внимание к вопросу в Израиле усилилось в связи с назначением нового координатора по возврату пленных и поиску пропавших без вести. На еженедельном заседании правительства 22 октября премьер-министр Биньямин Нетаньяху объявил, что этот пост теперь займет Ярон Блюм, который, по словам главы правительства: «рассматривает это как национальную проблему». Помимо этого, Б.Нетаньяху особо отметил, что перед утверждением кандидатуры позвонил родителям солдат, чьи тела по-прежнему находятся в руках террористов. Как сообщил премьер-министр: «Мы понимаем наш моральный и гуманитарный долг – сделать все возможное, чтобы вернуть их. Я не сомневаюсь, что Ярон внесет свой вклад в эти усилия и дополнит эту священную миссию».

Министр обороны Израиля Авигдор Либерман положительно отозвался об этом назначении и сказал: «военный истеблишмент будет в его полном распоряжении, чтобы помочь человеческими ресурсами или любым другим образом». Хотя еще летом он утверждал, что назначение нового координатора должно произойти лишь после того, как будут предельно точно сформулированы условия переговоров. В этой связи, в стране существует мнение, что поддержка нового координатора со стороны оборонного ведомства является лишь видимой.

Ярон Блюм делал карьеру в Службе общей безопасности (ШАБАК), куда пришел еще в начале 1980-х гг., а также занимался вопросами обеспечения безопасности полетов главного авиаперевозчика страны – «Эль Аль». До назначения он являлся сотрудником Института изучения терроризма в Междисциплинарном центре в Герцлии. Наиболее известным пунктом в его послужном списке стало участие в группе переговорщиков, завершившееся сделкой по освобождению Гилада Шалита. Именно этот факт можно считать наиболее спорным с точки зрения новой должности Я.Блюма.

С одной стороны, он пришел в крайне сложный для решения поставленной задачи момент. Его предшественник Лиор Лотан подал в отставку около двух месяцев назад, решив самостоятельно сложить с себя полномочия из-за жестких рамок, в которые его ставит не только противник, но и собственное правительство. Являясь сторонником жесткого курса в том, что касается уступок террористам, он, вероятно, представлялся некой противоположностью Я.Блюма, чья команда достигла цели за счет выхода на свободу палестинских заключенных. Многие из них были крайне опасны и, как показала дальнейшая история, приняли участие в новых атаках на израильских граждан, включая похищение и убийство трех юношей в 2014 г., послужившее поводом к операции «Несокрушимая скала».

После назначения о несогласии с кандидатурой заявила ассоциация жертв террора «Альмагор», чьи представители назвали сделку по обмену Шалита «страшной победой ХАМАСа». Наиболее радикальные предложения внес в связи с последними событиями и объявлением имени нового координатора экс-руководитель отдела Моссада, занимающегося розыском и спасением пленных военнослужащих, теперь часто привлекаемый в израильских СМИ в роли эксперта, Рами Игра. По его мнению, необходимо сделать жизнь палестинского руководства Газы невыносимой, ограничив их доступ к финансам и медицинскому обслуживанию, что заставит их снизить требования и вернуть тела и удерживаемых людей.

Впрочем, считать Я.Блюма сторонником послаблений, как минимум, пока преждевременно. С его стороны не последовало каких-либо подробных заявлений в отношении будущего плана работы, а преимущественно общие фразы, схожие с теми, что говорил Б.Нетаньяху, представляя нового координатора. Вместе с тем, еще в 2016 г. он заявлял о согласии с рекомендациями комиссии Шамгара, опубликованная часть которых предписывает жестко лимитировать число палестинских заключенных, которые могут быть освобождены в рамках таких соглашений. В целом не возражали против кандидатуры Я.Блюма и семьи солдат Адара Голдина и Орона Шауля, чьи тела находятся в Газе. Хотя свои основные надежды они связывают не с личностью координатора, а правительством. Согласно комментарию, предоставленному семьей Голдина в связи с утверждением Я.Блюма в должности, именно оно должно задействовать все имеющиеся рычаги и помощь международного сообщества для давления на ХАМАС, что в итоге приведет к заключению сделки.

В целом, текущие события имеют значение в широком региональном контексте. Назначение Я.Блюма серьезно не влияет на расклад в обсуждении вопроса о возврате пленных. Суть проблем составляет внутреннее давление на правительство со стороны пострадавших от палестинского террора и особенно семей погибших военнослужащих, которые требуют решительных действий. С другой стороны, мы имеет реальность, в которой не только палестинское единство, но и возможность добиться прогресса за счет участия Египта представляется все более иллюзорной, что доказывает риторика представителей ХАМАСа во время их недавнего визита в Тегеран.

В этой связи можно прогнозировать, что Израиль будет продолжать воздерживаться от четкого ответа на предложение по сделке, выдвинутое ранее и принятое ХАМАСом. Его условия предполагают, что в обмен на отпущенных террористов государство может фактически рассчитывать лишь на информацию, а не возвращение граждан, что только обострит внутреннюю ситуацию. Также возможно более предметное обсуждение проблемы с участием США в условиях того, что пункт о возврате израильтян фигурировал в списке предварительных условий военно-политического кабинета для начала диалога с объединенным палестинским правительством.