- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир усиливает борьбу с импортом

Алжирское правительство намеревается ужесточить правила импорта товаров на свою территорию с целью уменьшения оттока капиталов из страны. Для этого руководства Банка Алжира (выполняет функции Центрального банка) в лице его директора Мухаммеда Лукаля обещает в ближайшее время назначить оператора, который применит новые требования для осуществления контроля импортных товаров.

Известно, что первым требованием для иностранных компаний будет обязательство создать штаб-квартиру для перепродажи всех товаров в Алжир, через которую и будут решаться связанные с этим вопросы.

Второе обязательство, согласно заявлению М.Лукаля, подразумевает «создание финансового покрытия в размере 120 процентов от стоимости операции импорта как минимум за 30 дней до даты отгрузки товара».

Он уточнил, что этот резерв должен быть зарегистрирован в алжирском банке «в форме депозитов или открытых в пользу своих клиентов кредитных линий».

Тем самым алжирские власти создают дополнительные искусственные барьеры на пути зарубежных компаний в АНДР, сознательно увеличивая издержки для иностранных производителей и стоимость их продукции внутри Алжира, чтобы сделать их товары менее привлекательными для алжирского потребителя.

По словам Мухаммеда Лукаля, «введение подобных мер позволит осуществлять более действенный и оперативный контроль за внешней торговлей, и в том числе наведет порядок на рынке обмена валюты».

Таким образом, руководство страны полностью меняет действовавшие с февраля 2007 года законы, регулирующие правила доставки в Алжир и продажи там иностранных товаров.

Кроме того, глава Банка Алжира также объявил о запуске принятого в июле текущего года постановления о хеджирование валютных рисков, предполагающего введение новых ограничений для работы зарубежных компаний в стране.

По его словам, соответствующий механизм будет введен в эксплуатацию к концу 2017 года и он рассчитан на ограждение алжирских интересов, в частности, «от валютных рисков» в том случае, если на рынке произойдет колебание курса динара по отношению к евро и доллару.

В этом случае работающие в АНДР зарубежные компании будут обязаны компенсировать своим коллегам из Алжира убытки или «дополнительную сверхприбыль».

Фактически это означает введение запрета на увеличение стоимости товаров сверх оговоренного официальными документами, что делает торговлю с алжирскими структурами все менее выгодным делом.

При этом представители АНДР особо подчеркивают, что новые ограничения прежде всего вводятся в отношении промышленных компонентов, а также сырья и материалов, используемых в национальном производстве.

По данным министра торговли страны Мустафы Бенмеради, если за первые девять месяцев 2017 г. алжирскому правительству уже удалось снизить объем импорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на миллиард долларов (с 41 до 40 млрд долларов), то в 2018 году он рассчитывает снизить эти показатели до 30 млрд долларов.

По его словам, это будет достигаться через «повышение таможенных пошлин и их возврата, как и внутренних налогов, которые предположительно будут увеличены на 14 – 23 процента на потребление некоторых конечных импортируемых продуктов».

Он также отметил возможность введения квот и на другие группы товаров, продажи которых заметно влияют на торговый баланс».

В первую очередь, по словам М.Бенмеради, речь идет о 20 наименований продукции, на которые приходится 50 процентов алжирского импорта.

Кроме того, он же упомянул о приостановлении импорта ряда товаров в рамках «защиты отечественного производства и его стимулирования».

Речь в том числе идет о металлопрокате, производство которого руководство АНДР рассчитывает увеличивать в ближайшие пять лет почти вдвое в том числе при помощи уже имеющихся катарских инвестиций.

Важно отметить, что до сих пор предпринимаемые на этом направлении алжирскими властями меры не дали ожидаемого результата – во всяком случае, «экономия» 5 млрд долларов за счет снижения импорта и усиления недовольства как представителей местного населения, страдающего от увеличения цен на продукцию и услуги, так и недовольства прежде всего европейских партнеров Алжира.

По мнению М.Бенмеради, никакой катастрофы в данном случае не ожидается, поскольку данные меры в том числе нацелены не просто «на освобождение национального рынка от затопившей его иностранной продукции», а стимулирование развития алжирских производителей, поскольку, как он считает, что конкуренция с зарубежными компаниями отнюдь не способствует улучшению качества продукции последних.

Напротив, искусственное устранение конкуренции лишь представляет для них медвежью услугу, поскольку лишит их стимула задумываться об улучшении собственной продукции. Местные компании, столкнувшись с подобным «протекционизмом», при этом неизбежно будут стремиться, исходя из спекулятивных ожиданий, заработать на снижение качества своих товаров и увеличении их стоимости.

Кроме того, в данном случае алжирские власти очень сильно рискуют, создавая искусственный дефицит и подстегивая контрабанду с учетом того, что по большинству показателей местные производители не удовлетворяют спроса собственного населения.

Даже в тех сегментах, где они могут конкурировать с иностранцами, алжирские компании покрывают в лучшем случае две трети потребностей. Например, если в 2000 году они удовлетворяли до 83 процентов спроса страны по пищевой продукции, то в 2015 году – уже лишь 65 процентов, тогда как по строительным материалам эти показатели снизились с 70 до 60 процентов за тот же период.

Важно заметить, что при этом отмечаются и другие тревожные симптомы для алжирской экономики. В частности, властям АНДР, несмотря на принимаемые меры, не удается изменить соотношение иностранного импорта и алжирского экспорта в пользу последнего (в долларовом исчислении). Так, если в 2016 г. их пропорции составляли 38 и 62 процента соответственно от общего торгового объема, то за неполные 10 месяцев 2017 г. эти данные определяются в 24 и 76 процентов.

Между тем, при общем, пусть и незначительном сокращении импортных поставок в страну отмечается заметный рост потребления отдельных категорий иностранных товаров.

Например, по продуктам питания он составил 6.4 процента (6.5 млрд долларов по сравнению с 6.1 млрд долларов в 2016 году), тогда как по продуктам переработки углеводородов, включая смазочные материалы увеличение составило 27.65 процента или 1.15 млрд долларов по сравнению с 904 млн долларов в прошлом году, а по сельскохозяйственному оборудованию – на 32.03 процента (474 млн долларов по сравнению с 359 млн долларов в 2016 г.)

Разумеется, вышеуказанные новации по дополнительному ограничению импорта в АНДР вызовут еще большее их негодование.

Между тем, как представляется, на этот раз действия алжирских властей могут достичь своих целей, поскольку их иностранным партнерам становится все более некомфортным вести торговые операции в и без того крайне забюрократизированной стране.

Как представляется, все это вызовет дополнительный рост протестных настроений алжирского населения, которому придется расплачиваться за сомнительные эксперименты своих властей содержимым собственных карманов.

Таким образом, в преддверии подготовки к президентским выборам апреля 2019 г. в стране создается все более неопределенная обстановка, которой могут попытаться воспользоваться силы, нацеленные на дестабилизацию общей ситуации внутри Алжира.