- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

План гуманитарного реагирования ООН в Ливии: предварительные итоги 2017 года

Под воздействием колоссальных социально-экономических пертурбаций,  охвативших Ливию в последние шесть лет гражданской войны и вакуума центральной власти, национальный потенциал оказался значительно ослаблен. В частности, в части, касающейся реагирования на гуманитарные потребности населения. В этом контексте ООН последовательно наращивает гуманитарное содействие Ливии, особенно с началом  эскалации насилия с середины 2014 года, которая привела к гражданским жертвам, массовым переселениям населения и разрушению рынков, социальных служб и механизмов социальной защиты. На тот  период (2014-2015 гг), по предварительным оценкам ООН накануне масштабной гуманитарной интервенции, около 1.75 млн ливийцев нуждались в гуманитарном содействии, а число временно перемещённых (силовым методом) лиц составляло 450 000 человек.

Благодаря оперативному вмешательству ООН, удалось взять ситуацию под контроль и переломить негативную тенденцию.  План гуманитарного реагирования ООН на 2017 год предусматривал охват содействием 940 000 человек из 1.33 млн ливийцев, нуждающихся в гуманитарном содействии (это примерно 20% всего населения страны, достигающего 6.5 млн человек). Основной упор делался на оказании помощи наиболее уязвимым слоям населения, включая прежде всего временно перемещённых лиц (226 000 человек), вернувшихся в места постоянного проживания (267 000 человек), мигрантов из других африканских стран, пытающихся попасть транзитом по Средиземному морю в Европу (390 000 человек).

По состоянию на октябрь текущего года, помощь по линии ООН была оказана 470 000 человек, то есть примерно 50% от запланированной цели. Во многом, такое отставание от плана связано с недостатком финансирования: из запланированного по линии ООН бюджета в 151 млн долларов США пока привлечено 55.5% донорских ресурсов, что составило 84 млн долл. США. Хуже всего обстоит дело с финансированием таких секторов как защита (10% от требуемого бюджета), здравоохранение (20%), образование (23%). Наиболее охотно доноры финансируют программы, отвечающие за размещение беженцев в пунктах временного пребывания и палатках (102%), а также такие сектора как питьевая вода, санитария и гигиена (54%), продовольственная безопасность (48%).

По состоянию на октябрь с.г., Еврокомиссия оставалась ведущим донором в Ливии, обеспечивая 38% (32 млн долларов) бюджета ливийского Плана гуманитарного реагирования в этом году. Далее следуют Италия (15 млн долларов), США (12 млн долларов), Германия (6 млн долларов).

Очевидно, что внимание доноров к гуманитарным потребностям Ливии минимальное на фоне других, гораздо более приоритетных направлений. В то же время, в контексте политических событий вокруг Ливии, а также её роли как чуть ли не главного транзитного пути для африканских беженцев, стремящихся попасть в Европу, столь низкое внимание доноров к гуманитарным потребностям Ливии довольно удивительно, тем более, что абсолютное число нуждающихся не превышает 2 млн человек, что на порядок ниже, чем в крупнейших кризисных странах Ближнего Востока и Африки, где число бенефициаров исчисляется десятками миллионов человек.

Попробуем разобраться по отдельным гуманитарным секторам.

В секторе содействия размещению беженцев, например, обеспечению временным жильем, палатками и предметами быта, около 85 000 человек получили содействие в текущем году, в основном за счёт распределения денежных переводов (грантов). Их получили наиболее нуждающиеся временно переселенные лица и недавно вернувшиеся в места своего проживания. В то же время, здесь остро стоит вопрос о проведении до конца года масштабного анализа условий жизни и оценки потребностей перемещённых лиц для определения дальнейшей стратегии содействия.

Сектор защиты финансируется плохо. Лишь 75 000 человек из 500 000 намеченных получили психологическую  поддержку, а также специальный тренинг/обучение по сокращению риска от взрывов мин и других взрывных устройств, все ещё угрожающих мирному населению как прямое следствие гражданской войны. Главные бенефициары в этом секторе — дети, женщины и люди с ограниченными возможностями, в том числе пострадавшие в результате боевых действий. В этом секторе главной задачей до конца года является повышение потенциала национальным структур, отвечающих за безопасное и добровольное возвращение в свои дома временно переселенных лиц, а также предоставление равного и безопасного доступа нуждающихся к базовым услугам по защите, включая психологическую поддержку.

В секторе продовольственной безопасности в текущем году была оказана продовольственная помощь 78 000 ливийцев по линии Всемирной продовольственной программы ООН. Главный контингент бенефициаров ВПП — временно перемещённые лица, 24% которых нуждаются испытывают необходимость в продовольственном обеспечении. Кроме того, по линии Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО), более 6000 человек получили долгосрочную аграрную поддержку. Однако, это лишь 17% от намеченной в текущем году задачи ФАО, поэтому многое еще предстоит сделать. Кроме того, ФАО предоставила ветеринарные услуги в секторе птицеводства, охватывающие более 3 млн птиц.

В секторе образования ООН отводится в текущем году ведущая роль в обеспечении услуг по внешкольному образованию в регионах, где действует чрезвычайная ситуация и продолжается гражданский конфликт, а также важная роль в реабилитации и восстановлении школ, предоставлении учебников и материалов, обучении и подготовке преподавателей в конфликтных зонах. В то же время, по причине недостаточного финансирования, из 110 000 человек в текущем году подучили помощь лишь 19 000. До конца года запланированы следующие шаги: психологическая поддержка школьников в регионах, охваченных конфликтом, а также упор на подготовку и обучение преподавателей в чрезвычайных ситуациях.

В секторе обеспечения водой, санитарными и гигиеническими средствами, помощь в 2017 году уже получили более 100 000 человек, в том числе в школах. Главной задачей на конец года является обеспечение оперативного функционирования и своевременного обслуживания и ремонта (при необходимости) центральной распределительной системы водоснабжения и системы санитарных услуг. Упор будет сделан на обеспечении водой и средствами гигиены пострадавших школ, медицинских центров, пунктов размещения беженцев и другой социально важной инфраструктуры.

В секторе здравоохранения по состоянию на октябрь 2017 года, помощь получили почти 200 000, но это лишь четверть нуждающихся. Был создан центр по чрезвычайным операциям и сформированы бригады быстрого реагирования, налажена поставка важнейших медикаментов и услуг первой помощи. В фокусе внимания — помощь людям с ограниченными возможностями и мигрантам. Предстоит сделать многое: необходимо улучшить качество амбулаторной помощи, обеспечить беспрепятственный доступ к центрам реабилитации, подготовить план чрезвычайного реагирования, наладить поставку медицинского оборудования и повысить качество медицинского персонала.

Таким образом, поддержка системы ООН в решении гуманитарных потребностей Ливии является актуальной, и очевидно, следует ожидать скорректированного в сторону увеличения бюджета и охвата Плана гуманитарного реагирования ООН в Ливии на следующий год. Главными угрозами дестабилизации гуманитарной ситуации в стране по-прежнему будут оставаться политическая дестабилизация, проблема миграции в контексте транзитной роли Ливии,  социально-экономический регресс, обусловленный падением добычи и экспорта углеводородов, главной доходной статьи ливийского бюджета. К этому следует добавить и угрозу консолидации в следующем году сил, аффилированных с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), по мере его выдавливания из Сирии и Ирака, со всеми вытекающими в гуманитарной сфере последствиями.