- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Судан: генезис гуманитарного кризиса в Дарфуре

Гуманитарный кризис в Дарфуре, один из наиболее длительных (с 2003 года), кровопролитных (более 300 000 жертв) и масштабных (3 млн человек), имеет хорошие шансы на постепенную деэскалацию в ближайшей перспективе. Именно курс суданского правительства на урегулирование ситуации в Дарфуре и облегчение гуманитарного положения его населения послужил важным спусковым крючком для недавнего решения Вашингтона в октябре текущего года смягчить и даже частично отменить многолетние торгово-экономические санкции против Хартума. Так, за несколько недель до анонсирования США своего решения об отмене санкций, президент Судана О.аль-Башир побывал в Дарфуре и сделал ряд важных заявлений о важности продолжения режима прекращения огня в Дарфуре, стабильности и безопасности как условия для устойчивого развития.

И хотя многие экспертные оценки в отношении скорых перспектив полноценного политического урегулирования в Дарфуре довольно скептические, окно возможностей для улучшения гуманитарной ситуации в течение 2018 года все-таки имеется. В результате показательных пауз в боевых действиях и неоднократных шагов в одностороннем порядке по прекращению огня со стороны правительства Судана и большинства

вооружённых группировок, гуманитарная ситуация за 9 месяцев текущего года (январь-октябрь 2017) стала постепенно налаживаться. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), в 2017 году фиксируется существенное сокращение случаев межплеменных распрей, насилия и, соответственно, вынужденного переселения населения из Дарфура. Так, по состоянию на октябрь 2017 года, число временно переселённых в Дарфуре с начала года составило 8200 человек, что в разы ниже показателей всех предыдущих лет конфликта, в частности 2013 (380 000), 2014 (430 000), 2015 (247 000) и 2016 (153 000).

В то же время, наоборот, отмечается повышенный приток обратно населения, которое было переселено в разгар кризиса в 2013 году и расселено в лагерях для беженцев. В 2014-2016 гг. 195 000 человек вернулись обратно, в места постоянного проживания. Только за последние недели более 10 000 человек вернулось в Дарфур.  Кроме того, в текущем году отмечается наплыв сюда мигрантов из нестабильного Южного Судана: с января более 84 000 человек прибыло в Дарфур из Южного Судана, а их общее число здесь с 2003 года составляет 150 000 человек. По итогам недавней совместной ооновской миссии в Дарфур, нацеленной на оценку условий проживания резидентов, мигрантов и вновь вернувшихся сюда жителей, а также их взаимоотношений, были получены положительные результаты. Благодаря содействию со стороны ООН, все эти категории населения совместно управляют фермерскими хозяйствами и  мирно уживаются, в том числе благодаря эффективно функционирующим кооперативам, которые разрешают все вероятные земельные споры.

По оценкам ООН, к числу главных потребностей вернувшихся в Дарфур бывших беженцев следует отнести доступ к образовательным программам, медицинским учреждениям и постоянным источникам питьевой воды и воды для ведения сельского хозяйства.

Одним из важных индикаторов улучшения гуманитарного положения населения Дарфура является последовательное сокращение в последние месяцы персонала миротворческих миссий ООН и Африканского союза.

Разоружение населения Дарфура является насущной задачей. С сентября правительство Судана начало реализацию кампании по добровольной сдачи оружия в рамках объявленной амнистии, надеясь таким способом снизить уровень насилия, обеспечить безопасность и мотивировать население возвращаться в свои дома. В то же время отсутствие пока постоянного мирного соглашения серьезно затрудняет задачу разоружения племён региона, воюющих с правительством с 2003 года. Заключённое в Дохе в 2011 году мирное соглашение не в счёт, поскольку ряд крупнейших групп повстанцев отказался его выполнять. Соответственно, отсутствие такого всеобъемлющего соглашения препятствует окончательной нормализации и возвращения всех ранее вынужденно переселённых жителей Дарфура, число которых достигает 2.7 млн человек, из которых 2.1 млн человек нуждается в гуманитарном содействии, в том числе 1.6 млн проживающих в лагерях для беженцев.

Таким образом, несмотря на всю хрупкость достигнутого в политическом поле перемирия, реальное сокращение уровня насилия и распрей создаёт реальные предпосылки для улучшения гуманитарной ситуации в Дарфуре. Отмена американских санкций против суданского правительства стала благоприятной предпосылкой для временной политической стабилизации в Дарфуре, что в свою очередь создаёт возможности для доноров инвестировать активнее в решение гуманитарных нужд. В частности, в скорейшем решении Дарфурского гуманитарного кризиса кровно заинтересован Евросоюз, который несмотря на регулярную риторику западных правозащитных организаций против официального Хартума и его «репрессивной политики», стремится снизить потоки мигрантов из Дарфура в Европу и прагматично выделяет на это значительное финансирование. Символично, что на фоне отмены суданских санкций Вашингтоном в середине октября Еврокомиссар по вопросам гуманитарной помощи и управлению кризисами Х.Стилианидес посетил Дарфур, где заявил о выделении нового взноса в размере 124 млн долларов на решение срочных гуманитарных вопросов, связанных с продовольствием, водой, здравоохранением и образованием.

В то же время, исключительно за счёт донорских взносов решить в корне гуманитарные проблемы Дарфура не представляется возможным. Сохранение конфликтного потенциала сдерживает полноценное социально-экономическое развитие региона. В 2017 году появилась некоторая позитивная динамика в этом развитии, в частности в плане урбанизации и экономического развития крупнейших городских мегаполисов Дарфура – Эль-Фашер и Ньяла. Также экономическому развитию способствовало расширение транспортной инфраструктуры, рост транспортных перевозок и количества автотранспорта, расширение сети университетов (например, число студентов Университета Эль-Фашер выросло с 2003 года с 4 до 17 тысяч). Все это, разумеется, отдельные позитивные штрихи. Для полноценного устойчивого развития экономики не хватает инвестиций и политической стабильности. Кроме того, с учетом колоссального объема гуманитарных проблем в Дарфуре, львиная доля донорских средств направлена на решение этих краткосрочных задач, в то время как долгосрочные проекты развития и стратегические приоритеты недостаточно финансируются донорами. Хотя, разумеется, есть прогресс и на этом направлении: в августе 2017 года Катарский фонд развития заключил соглашение с Хартумом о выделении 70 млн долларов на финансирование 10 различных проектов развития в Дарфуре. Следует ожидать, что по мере выправления гуманитарной составляющей в Дарфуре, приоритеты доноров будут все более смещаться в сторону поддержки долгосрочных проектов развития, что позволит обеспечить полноценную реабилитацию и восстановление этого многострадального региона.