- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об очередной сессии Комитета служб разведки и безопасности Африканского союза

27-28 сентября с.г. в Хартуме состоялась очередная сессия Комитета служб разведки и безопасности (CISSA) Африканского союза (АС). На этом событии присутствовали практически все главы национальных спецслужб стран Африки а также представители ЦРУ США, французской DGSE, Департамента государственной безопасности ОАЭ, а также лично глава новой суперспецслужбы Президиума государственной безопасности КСА генерала Халеда Али аль-Хумейдан. Председательствовал на заседании глава Национальной службы безопасности и разведки (NISS) Мухаммед Атта, за которым безусловно угадывалась «тень» самого президента Судана Омара аль-Башира. М.Атта также считается основным архитектором тайных консультаций с американским партерами по вопросам окончательного снятия санкций и налаживания дальнейшей кооперации с ЦРУ США по вопросам противодействия исламистскому терроризму. Причем осведомленные источники утверждают, что личным контрагентом главы суданской спецслужбы в такого рода консультациях выступает директор ЦРУ США М.Помпео. Он же в этой связи является и основным лоббистом окончательного снятия с Судана всего пакета санкций и удаления его из списка стран-спонсоров терроризма. Получается очень интересно, страна-спонсор терроризма является поставщиков для ЦРУ США львиной доли оперативной и агентурной информации, и Вашингтон это обстоятельство никоим образом не беспокоит. И вообще сам факт сбора CISSA АС в стране, руководство которой находится под юридическим преследованием Международного уголовного суда (МУС), в общем-то событие беспрецедентное, как и присутствие на нем представителей американских и французских спецслужб. Ранее США и европейцы категорически отказались участвовать в каких-либо международных конференциях в Судане, не говоря уже о прямых контактах с президентом О.аль-Баширом и главой его спецслужбы. Даже спецпредставители ЕС и США по Судану встречались в рамках своих функциональных обязанностей только с министрами суданского правительства, которые в списки МУС не попали. АС также ранее старался не только не проводить свои мероприятия в Судане, но и жестко лимитировал участие членов суданской делегации, которые проходили специальное предварительное согласование в штаб-квартире АС. Это означает только одно — процесс пошел в сторону общего смягчения позиции США и ЕС в части именно «арабского сегмента» Африки, поскольку вся эта история с санкциями в отношении Судана, по крайней мере, на втором этапе их применения носила явный характер лоббирования интересов «черной» Африки через господствующую тогда во внешней политике «афроамериканской мафии» под крылом тогдашнего госсекретаря США Х.Клинтон. Отметим, что на встрече в качестве наблюдателей не было представителей Катара и Турции, что в принципе означает, что эта встреча в большей степени проходила под диктовку Эр-Рияда как возможного финансового спонсора совместных операций в Сомали.
В центре дискуссий, которые носили в общем-то протокольный характер, стояли вопросы борьбы с различными проявлениями радикализма, отдельно была обсуждена тема активизации исламистских группировки в зоне Сахеля и на территории бывшей Сомали (жестко ставился вопрос о финансировании со стороны АС миротворческого контингента АМИСОМ, поскольку в противном случае активность этой структуры находится под угрозой фактической заморозки), а также координации усилий по борьбе с наркотрафиком. На полях этого мероприятия состоялось несколько интересных встреч, в частности между американцами и руководством суданских спецслужб, а также между Х.А.аль-Хумейданом и М.Аттой. Особо надо отметить встречу главы угандийской внешней разведки Дж.Эсвета с делегацией южносуданцев. Эти консультации были продолжены 29 сентября уже в Кампале, где между сторонами была достигнута договоренность о направлении в Джубу второй партии из 30 сотрудников угандийской разведки с целью организации работы против южносуданской оппозиции из партии Р.Машара в штатах Бенту и Торит. Сам по себе этот факт говорит нам о том, что Уганда не поддается на давление со стороны штаб-квартиры АС с точки зрения безусловного выполнения инициативы ИГАД по южосуданскому урегулированию и всячески стимулирует Джубу на игнорирование выполнения этой инициативы. Такая политика уже привела к тому, что американцы в рамках недавнего визита представителя США при ООН Н.Хейли фактически поставили Джубу перед выбором: либо безусловное выполнение инициативы ИГАД, либо финансовые санкции в отношении фактически всего окружения южносуданского президента С.Киира и его самого.
Х.А.аль-Хумейдан обсудил с М.Аттой вопросы двустороннего соьрудничества на йеменском направлении. В частности, вопрос увеличения финансирования суданских военных, которые входят в состав сил аравийской коалиции. При этом особому осуждению с главой суданской спецслужбы в рамках его переговоров с представителями американских, саудовских и эмиратовских спецслужб была тема наращивания совместных операций и обмена развединформацией в отношении глобального движения «Братьев-мусульман». Для ЦРУ США эта тема сейчас является одной из приоритетных в рамках личного указания президента Д.Трампа об активизации деятельности именно на этом направлении. С учетом того, что суданский режим про сути идеологически близок именно к «Братьям-мусульманам», и долгое время в общем-то присутствовал на различных уровнях в различных форматах их активности по всему миру, предположим, что соответствующей информации в распоряжении М.Атты должно быть более, чем достаточно. КСА и ОАЭ также планируют использовать суданских партнеров в рамках сбора информации о компрометирующих Катар фактах с точки зрения поддержки Дохой различных салафитских экстремистских групп. Причем речь идет о легализации этих материалов в формате т.н. «Белой книги», решение об издании которой было принято на сентябрьском совещании глав спецслужб АРЕ, КСА, Бахрейна и ОАЭ.