- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: о спорах по поводу Стены Плача

Среди евреев США широко распространены неортодоксальные течения иудаизма: консервативное, реформистское и реконструктивистское (консервативное течение именуется так, потому что несколько ближе к ортодоксальному иудаизму). Одной из особенностей, отличающих эти течения от ортодоксального иудаизма, является практика совместной молитвы мужчин и женщин, которая в ортодоксальном иудаизме не допускается. В Израиле, в отличие от США, неортодоксальные течения иудаизма занимают маргинальное положение. Подавляющее большинство израильских евреев является последователями ортодоксального иудаизма при том, что более половины из них можно охарактеризовать как «несоблюдающих ортодоксов».

На протяжении длительного времени неортодоксальные течения иудаизма ведут борьбу за признание их равноправия с ортодоксальным иудаизмом в еврейском государстве. Не имея возможности опереться на массы верующих (по причине их крайней малочисленности в Израиле), они опираются на политическую и экономическую мощь неортодоксальных еврейских общин США. Это привело к тому, что каждый случай обострения отношений между ортодоксальным еврейским религиозным истеблишментом и неортодоксальными течениями в иудаизме представляется в качестве раскола между Израилем и еврейством диаспоры и превращается в политическую проблему.

Одним из ярчайших проявлений этого противостояния стала борьба неортодоксальных течений за предоставление им места для совместной молитвы мужчин и женщин у Стены Плача в Иерусалиме. В соответствии с иудейскими религиозными традициями женщины и мужчины молятся у Стены Плача раздельно, и Главный раввинат Израиля не готов идти в данном вопросе на уступки. Стремясь избежать кризиса в отношениях с влиятельными и многочисленными неортодоксальными еврейскими общинами США, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху дал добро на достижение с ними некоего компромиссного плана, который должен был урегулировать порядок проведения совместных молитв мужчин и женщин у Стены Плача. Однако в последний момент, минувшим летом входящие в правящую коалицию ультраортодоксальные религиозные партии ШАС во главе с министром внутренних дел Арье Дери и «Еврейство Торы» во главе с министром здравоохранения Яаковом Лицманом наложили на этот план вето. Его реализация была заморожена. Теперь неортодоксальным течениям предлагают для совместной молитвы мужчин и женщин участок у Западной стены Храмовой горы, расположенный несколько южнее традиционной Стены Плача, которая тоже является частью Западной стены (кстати, так она и именуется на иврите) Храмовой горы. Сейчас этот участок представляет собой часть археологического парка.

Представителей неортодоксальных течений этот вариант не устраивает. Результатом данного конфликта стало бурное обсуждение, которое состоялось в минувшую среду в комиссии Кнессета по репатриации, абсорбции и диаспоре. Единственным обсуждавшимся вопросом было замораживание плана о предоставлении места для молитвы у Стены Плача неортодоксальным течениям иудаизма. Председатель комиссии депутат Кнессета Авраам Негусе (Ликуд) сразу же подчеркнул, что речь идет не об отмене, а о замораживании этого плана по просьбе религиозных фракций и что была создана специальная комиссия, которая проверит этот план. Было сообщено, что уже в ближайшие недели начнутся ремонтные работы на участке, именуемом «Площадь Израиля» у Стены Плача, которая предназначается для молитвы последователей неортодоксальных течений иудаизма. Канцелярия премьер-министра выделила на данный проект 20 миллионов шекелей. Несмотря на это, заседание было весьма бурным. Характерно, что представители парламентской оппозиции вместе с присутствовавшими на обсуждениями представителями неортодоксальных течений иудаизма резко критиковали решение о замораживании упомянутого плана в то время, как представители правящей коалиции (особенно религиозных партий) защищали его.

Депутат Кнессета Нахман Шай («Сионистский лагерь») сказал: «Это не вопрос внутренней политики, а вопрос общеееврейский, критический для отношений между нами и еврейством диаспоры. В вопросе о бойкоте (имеется в виду борьба против международного движения за бойкот Израиля – BDS – В.Ч.), еврейство мира помогает Израилю, и именно в этом критическом для них вопросе мы отворачиваемся от них. Депутат от той же партии Яэль Коэн-Паран совершенно справедливо подчеркнула в своем выступлении, что речь собственно идет о признании неортодоксальных течений иудаизма как таковых в Государстве Израиль, а выделение места для их молитвы это лишь одно из проявлений этого. По ее словам, «мы заинтересованы не в разрыве с еврейством диаспоры, а в том, чтобы (еврейский – В.Ч.) народ был един».

Ронен Перец, советник секретаря правительства, ответил на это, что «надо удалить политику из обсуждения. Рабочая группа, которая была создана в свое время, действительно занималась порядком проведения молитв у Стены Плача, а теперь пытаются добиться и признания браков и гиюра (процедура перехода в иудаизм – В.Ч.), а это не возможно». Следует пояснить, что в Израиле только Главный раввинат, действующий на основе ортодоксального религиозного еврейского права, имеет право регистрировать браки евреев и осуществлять признаваемые государством гиюры. Реформисты и консерваторы уже давно  и безуспешно настаивают на том, что такие же права были предоставлены и их течениям.

Ронен Перец также пояснил, что «правительство затрудняется осуществить план (предоставления неортодоксальным течениям места для молитвы у Стены Плача – В.Ч.), но мы стремимся к достижению самого широкого согласия. В ближайшие недели площадь, которая служит для молитвы уже около 15 лет (то, что было названо выше «Площадью Израиля» — В.Ч.), будет отремонтирована со значительным денежным вложением».

Однако эти объяснения не удовлетворили присутствовавших на обсуждении представителей неортодоксальных еврейских общин США. Так, Джери Сильверман, президент крышевой организации Еврейские федерации Северной Америки (JFNA) подчеркнул, что «с того момента, как было достигнуто соглашение, его надо выполнять, а отступление от него злит, раздражает и огорчает американских евреев. Несмотря на нашу любовь к Израилю, Израиль не любит нас». Стив Ворник, глава реконструктивистского движения в Северной Америке, сказал, что «это трогательно видеть нескольких депутатов Кнессета от разных партий, которые понимают значение Стены Плачи – не только для еврейства диаспоры, но и для иудаизма как такового, и признают, что «у Торы семьдесят лиц» (выражение из литературы талмудического периода, подразумевающее, что Тору можно толковать различными путями – В.Ч.). Несмотря на утверждение соглашения кабинетом, вы предали нас». В том же духе высказалась и Ноа Сатат, представлявшая Реформистский центр в Израиле. Она утверждала, что «правительство пытается обмануть общественность, представляет ложную картину, тянет время и не решает проблему».

Как уже было сказано, представители входящих в правящую коалицию религиозных партий резко выступали против возможности дополнительных уступок неортодоксальным течениям. Так, депутат Кнессета Иоав Бен-Цур (ШАС) заявил, что «есть красные линии, от которых нельзя отступить, и потому на центральной площади (перед Стеной Плача – В.Ч.) не будет изменений, но мы поддерживаем создание самых лучших условий на площади, предназначенной для того, чтобы каждый молился, как ему нравится».

Депутат Моти Йогев («Еврейский дом») заявил в ответ на слова поддерживающей идею совместной молитвы мужчин и женщин депутата Кнессета Ализы Лави («Еш атид») о том, что «Стена Плача принадлежит всем. В прошлом там не было ограды между мужчинами и женщинами, и моя бабушка ходила со всей своей семьей молиться в Стене Плача», что «нельзя сравнивать реальность, существовавшую до Войны за Независимость, когда Стена Плача не была под нашим суверенитетом (по требованию арабов британские власти запрещали устанавливать перегородку между мужским и женским отделением на площади перед Стеной Плача – В.Ч.), с нынешней ситуацией. Внутренняя площадь перед Стеной Плача служит местом молитвы и там все заведено, как в (ортодоксальной – В.Ч.) синагоге, а внешняя площадь открыта для всех для любого использования – для танцев, для еды, для принятия солдатами присяги – а если кто-то хочет, то и для молитвы тоже».

Депутат Михаэль Малкиэли (ШАС) сказал, что в любом месте в мире есть правила поведения. Точно так же, как в клубе или на официальной церемонии есть ограничения относительно одежды или входа». Не ограничившись этим, он добавил, что «в мире есть места, в которые запрещено заходить собакам». На это депутат Кнессета Михаль Биран («Сионистский лагерь») ответила ему: «Надеюсь, что вы не сравниваете собак с женщинами». Тогда в полемику вмешался депутат Моти Йогев и сказал ей: «Какое вам вообще дело до Стены Плача? Разве я захожу в клубы для гомосексуалистов и лесбиянок?» Этим высказыванием депутат от религиозно-сионистской партии хотел подчеркнуть, что Михаль Биран, как и большинство депутатов от левых партий, далека от религиозной традиции и что их гораздо больше интересуют права сексуальных меньшинств, чем еврейская религиозная традиция.
Обращает на себя внимание тот факт, что светские депутаты от входящих в правящую коалицию партий вели себя на упомянутом обсуждении достаточно пассивно. В этой связи нельзя хотя бы отчасти не согласиться с замечанием депутата Тамар Зандберг от радикально левой партии МЕРЕЦ)  о том, что «многие в коалиции, включая председателя комиссии Негусе (следует отметить, что депутат Авраам Негусе, репатриант из Эфиопии, ведет религиозный образ жизни – В.Ч.), чувствуют смущение из-за замораживания этого плана, и им нельзя находиться в плену у эстремистской концепции, к которой они не принадлежат». Под «экстремистской концепцией» депутат Тамар Зандберг подразумевала позиции ультраортодоксальных религиозных партий ШАС и «Еврейство Торы» по данному вопросу, которые, собственно, и привели к замораживанию плана о предоставлении места для совместной молитвы мужчин и женщин у Стены Плача, а затем и к разрастанию нынешнего конфликта между неортодоксальными течениями в иудаизме и правительством Израиля, которое в этом конфликте совсем не заинтересовано.

Следует отметить, что одним из израильских политических деятелей, наиболее активно добивающихся удовлетворения требований неортодоксальных течений иудаизма является председатель Еврейского Агентства (Сохнут) Натан Щаранский. Его точку зрения на данный вопрос выразил присутствовавший на обсуждении Игаль Пальмор, управляющий отделом внешних связей Еврейского Агентства, который предостерег, что, замораживая этот план, «мы теряем молодое поколение еврейства диаспоры, потому что оно теряет интерес к Израилю». Этот довод звучит не слишком убедительно, учитывая масштабы ассимиляции евреев в диаспоре вообще и в США в частности, а также тот факт, что наибольший интерес к Израилю проявляют как раз ортодоксальные еврейские общины диаспоры, в которых степень ассимиляции молодых поколений намного меньше. За данным утверждением представителя Еврейского Агентства скрывается стремление неортодоксальных течений иудаизма представить себя в качестве чуть ли не единственных представителей еврейской диаспоры вообще или хотя бы североамериканской еврейской диаспоры.

Тот факт, что речь идет отнюдь не о религиозном споре, однозначно подтвердил в своем выступлении и депутат Нахман Шай , являющийся председателем парламентского лобби «За укрепление еврейского народа», который выступил в качестве инициатора обсуждения комиссией Кнессета по репатриации, абсорбции и диаспоре вопроса о влиянии замораживания плана о предоставлении места для совместной молитвы мужчин и женщин на отношения между Израилем и еврейской диаспорой. Он сказал в частности, что «политическое давление, которое привело к отмене плана относительно Стены Плача после того, как он был уже принят правительством, создало опасный раскол и нанесло удар по одному из самых чувствительных нервов тесной и стратегической связи между Израилем и диаспорой, по доверию и по взаимности в отношениях между ними. Речь здесь идет об общееврейской теме, из которой надо удалить соображения внутренней израильской политики. Правительство продолжает получать от мирового еврейства и главным образом от еврейства США всю возможную помощь в важных для нас проблемах: BDS, борьба с антисемитизмом и безопасность. А за это мы захлопываем перед ними дверь. Эта тема отравляет отношения между нами. Мы нуждаемся в мировом еврействе, а оно нуждается в нас».