- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: лидер партии «Кулану» отверг возможность союза с левыми

Лидер партии «Кулану» министр финансов Моше Кахлон дал вечером в субботу интервью Второму каналу Израильского телевидения. В нем он в частности заявил, что полностью отвергает гипотетическую возможность того, что возглавляемая им партия «Кулану» войдет когда-либо в состав правящей коалиции, возглавляемой партией Авода (сейчас эта партия является ядром парламентского блока «Сионистский лагерь», в который, помимо нее, входит возглавляемая депутатом Ципи Ливни партия «Тнуа») и ее председателем Ави Габаем.

«Я могу самым ясным образом сказать: «Кулану» не будет фиговым листком в левом правительстве. Я принадлежу к национальному (то есть к правому – В.Ч.) лагерю, в отличие от партии Авода и того, кто возглавляет ее, — заявил министр финансов в ответ на попытки журналистов Второго канала добиться от него ответа, что при определенных условиях существует какой-то шанс на вхождение партии «Кулану» в правящую коалицию, ядром которой станет возглавляемая Ави Габаем партия Авода или/и находящаяся сейчас в оппозиции центристская партия «Еш атид», возглавляемая депутатом Кнессета Яиром Лапидом.

В подтверждение своих слов министр Моше Кахлон напомнил: «Я выступал против «размежевания» (имеется в виду план ликвидации еврейских поселений сектора Газа и Северной Самарии, подготовленный и реализованный правительством Ариэля Шарона в 2005 году – В.Ч.), и я за Эрец-Исраэль (то есть за сохранение всей Эрец-Исраэль от Средиземного моря до реки Иордан под контролем Израиля – В.Ч.) и объединенный Иерусалим. Поэтому я не вижу никакой ситуации, при которой «Кулану» присоединилась бы к левому правительству, возглавляемому Аводой».

В этой связи необходимо напомнить о том, что Моше Кахлон начал свою политическую карьеру в партии Ликуд, ныне возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху. В 2001-2002 гг. он был главой канцелярии тогдашнего министра внутренней безопасности Узи Ландау (Ликуд). В Кнессет Моше Кахлон был впервые избран в 2003 году в списке Ликуда и занял пост заместителя председателя Кнессета. Следует отметить, что в 2005 году он действительно был среди противников плана «размежевания» и не последовал за премьер-министром Ариэлем Шароном, который пошел на раскол Ликуда и на создание собственной оппортунистской партии «Кадима» для того, чтобы получить возможность, вопреки своим собственным обещаниям избирателям и членам Ликуда, реализовать упомянутый план. Ариэль Шарон предлагал тогда Моше Кахлону пост министра алии (репатриации) и абсорбции с тем, чтобы он присоединился к «Кадиме» и поддержал план «размежевания», однако Моше Кахлон отказался, несмотря на то, что возможность получения министерского портфеля (пусть не слишком престижного и весомого) не могла не быть большим соблазном для начинающего депутата Кнессета.

В выборах в Кнессет 2006 года Моше Кахлон снова участвовал в списке Ликуда. На этот раз он получил пост председателя парламентской комиссии по экономике. В рамках списка Ликуда Моше Кахалон принял участие и в выборах в Кнессет 2009 года. На этот раз он, наконец, получил министерский пост – он стал министром связи. На данном посту Моше Кахлон провел реформу мобильной телефонной связи и интенет-провайдерства, что привело к резкому снижению стоимости их услуг в Израиле для потребителей и стало основой его популярности у избирателей. В 2011 году он был назначен министром труда и благосостояния.

После этого Моше Кахлон решил, что он уже достаточно силен в политическом отношений для того, чтобы претендовать на одну из ведущих должностей в государстве. В октябре 2012 года он объявил о своем намерении временно удалиться от политической жизни. В апреле 2014 года Моше Кахлон объявил, что он возвращается к политике, но не может сделать этого в рамках Ликуда, потому что тот, по его словам, «забросил социальный аспект и политический прагматизм из-за того, что им завладели крайне правые группы». В октябре того же года он вышел из состава Ликуда и заявил о создании новой партии «Кулану» (на иврите это обозначает «все мы»). Во главе этой новой партии Моше Кахлон принял участие в последних по времени выборах в Кнессет в мае 2015 года и, получив 10 мандатов (из 120) , пзанял престижный и весьма влиятельный пост министра финансов в правящей коалиции, возглавляемой лидером Ликуда, премьер-министром Биньямином Нетаньяху.

Процитированное выше заявление Моше Кахлона о «крайне правых», которые завладели Ликудом, а также его последовательные выступления в защиту власти контролируемого левыми Верховного суда справедливости (БАГАЦа), подвергающегося постоянной критике справа, позволило рассматривать созданную им партию «Кулану» в качестве не правой, а правоцентристской. Именно это обстоятельство в сочетании с периодически возникающей напряженностью в отношениях между Моше Кахлоном и Биньямином Нетаньяху давало левым некоторые основания надеяться на то, что при определенных обстоятельствах партия «Кулану» может присоединиться к левоцентристской коалиции, основой которой должны, по их замыслу, стать партия Авода во главе с Ави Габаем и партия «Еш атид» во главе с депутатом Яиром Лапидом. Заявление министра финансов Моше Кахлона в интервью Второму каналу свело на нет эти надежды.

К сказанному необходимо добавить, что буквально за считанные часы до процитированного выше интервью Моше Кахлона интервью Израильскому телевидению дал и лидер партии «Наш дом – Израиль» (НДИ) министр обороны Авигдор Либерман. В нем он в частности заявил: ««Наш дом – Израиль» и «Кулану» никогда не присоединятся ни к какой коалиции Ави Габая». Почему лидер НДИ позволил себя говорить от имени партии «Кулану»? И почему две эти партии вообще оказались в одной упряжке? — союз между НДИ и «Кулану» оформился еще накануне последних по времени выборов в Кнессет, когда они подписали между собой «соглашение об излишках» (в израильской политике принято, что партии подписывают перед выборами между собой соглашения, согласно которым отданные за них голоса, которых не хватило бы на еще один мандат сверх полученных мандатов, переходили бы к партии-партнеру при условии, что она получила таких избыточных голосов больше нее). То, что «Кулану» и НДИ периодически выступают вместе, усиливает их позиции в политическом торге, прежде всего перед Ликудом.

Подводя итоги, нельзя не отметить того, что Ави Габай, придя этим летом к власти в партии Авода, предпринял огромные усилия для того, чтобы сдвинуть ту партию, хотя бы на декларативном уровне, вправо. Достаточно упомянуть его недавние заявления о том, что он выступает против ликвидации поселений и что он не будет сидеть в одном правительстве с Объединенным арабским списком. Однако этого оказалось мало, чтобы создать себе имидж легитимного потенциального политического партнера для «Кулану» и НДИ (в этом контексте уместно напомнить о том, что Авигдор Либерман, как и Моше Кахлон, начал свою политическую карьеру в Ликуде). К идеологическим разногласиям добавляет острая личная антипатия, существующая между Моше Кахлоном и Ави Габаем, который в недавнем прошлом был членом партии «Кулану» и даже занимал пост министра экологии от этой партии. Так или иначе, в большинстве израильских СМИ правой и правоцентристской ориентации появились в связи с интервью Моше Кахлона Второму каналу заголовки, гласящие, что левым «придется вернуться к реальности», потому что шансов создать правительство, альтернативное правому правительстве в обозримом будущем у них нет.